Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Разделы: Русский язык


Цель и задачи урока: формировать навыки написания сочинения-рассуждения через умение формулировать проблему, комментировать ее, определять авторскую позицию и аргументировать собственное мнение.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слово учителя:

  • объявление цели и задач урока
  • работа с таблицей (на доске или раздать каждому уч-ся)

Вступление

 

Формулировка проблемы

 

Комментирование проблемы

 

Формулировка авторской позиции

 

Аргументирование собственного мнения

 

Заключение

 

(Во вторую колонку вписываем варианты формулировок типа «Задумывались ли вы когда-нибудь…», «Автор считает…», «С мнением автора трудно не согласиться…» и т.д.)

  • слово о Д.С.Лихачеве (можно, чтобы выступил подготовленный ученик)

Дмитрий Сергеевич Лихачев — выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Имеет негласный титул «совести нации». Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключенных. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Автор книги «Письма о добром». С одним из этих писем мы и познакомимся.

3. Чтение текста (лучше, чтобы прочитал учитель, текст раздать каждому уч-ся)

Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях

(1) В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. (2) Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми — на переломе. (3) Потом сила этих влияний проходит. (4) Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

(5) Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. (6) Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. (7) Со своей семьей связаны представления об их «детскости». (8) Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребенок» если не стал, то хочет быть взрослым. (9) Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, — иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

(10) Влияния бывают и хорошие и плохие. (11) Помните об этом. (12) Но плохих влияний следует опасаться. (13) Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. (14) Человек же безвольный поддается дурным влияниям. (15) Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили.

4. Анализ текста.

– Определите тему текста (в тексте идет речь о дурных влияниях и хороших)

– Над каким вопросом автор просит задуматься читателя (это и есть проблема текста, т.е. вопрос, который требует решения)

Подрастающее поколение наиболее уязвимо, оно более подвержено различным влияниям, среди которых есть  и хорошие, и плохие. Как не поддаться дурному влиянию? Как выстоять перед лицом этой опасности? Вот вопрос, который ставит Д.С.Лихачев перед читателями.

– Какие факторы влияют на подростка в момент становления? Как семья реагирует (не всегда правильно) на взрослеющего человека? Где он ищет «понимание»? Кто его считает взрослым? (комментарий проблемы)

– Ответ на поставленный вопрос – это и есть авторская позиция. Какое решение данной проблемы предлагает автор  (предложения 13 и 14, сила воли поможет человеку не поддаться дурным влияниям)?

– Согласны ли вы с мнением автора? Аргументируйте свою точку зрения (не менее двух аргументов, один из которых из художественной, публицистической или научной литературы)

В качестве литературных примеров можно сказать о произведениях «Уроки французского» В.Распутина и «Чучело» В. Железникова.

5. Итог урока. Подводим учащихся к выводу о том, что помимо всех положительных качеств личности необходимо воспитывать и силу воли.

6. Домашнее задание: написать сочинение по проанализированному тексту.