Организация проектной деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


 В настоящее время происходит реформирование учебного процесса в соответствии с современными требованиями в различных сферах жизни: социально-экономической, политической, гражданско-общественной, культурной.

Учащийся, окончивший школу, должен суметь реализовать себя в дальнейшей жизни, иметь возможность успешно применять на практике знания, полученные в процессе обучения, почувствовать свою значимость, постоянно совершенствоваться и развиваться в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда.

Всё это требует формирования определённых компетенций у учащихся 1 – 11 классов. «Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав» [1]. В педагогической литературе компетенции рассматриваются как приёмы реализации на практике знаний, умений, навыков, которыми обладает субъект.

В различных источниках по данной проблеме выделяются 3 типа компетенций:

ключевые, которые определяются заказом общества на подготовку его граждан,

  • уметь самостоятельно добывать знания;
  • уметь работать с различными информационными источниками;
  • самостоятельно мыслить;
  • сотрудничать;
  • уметь видеть проблему и, опираясь на полученные знания, умения, навыки, находить новые пути решения,

универсальные компетенции (значимые для любой сферы деятельности),

профессиональные.

Необходимо провести различия между проектной и исследовательской видами деятельности.

Проект:

  • совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
  • предварительный текст какого-либо документа;
  • какой-либо замысел, план.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» [2].

Работая над проектом, учащийся заранее знает, к какому результату он придёт, что он получит в итоге. Исследователь же, работая над какой-либо проблемой, не может предсказать ожидаемого результата. Но в проектной деятельности постоянно присутствует элемент исследования.

В педагогической литературе, посвящённой вопросу проектной деятельности, существуют различные точки зрения на то, с какого возраста целесообразно включать в учебную деятельность метод проектирования. Так, например, А. И. Савенковым разработана методика работы по подготовке детей дошкольного возраста к освоению проектной деятельности в условиях детского сада. Новый образовательный стандарт предполагает использование метода проектов на уроках и во внеурочное время, начиная с 1 класса начальной школы. Большинство написанных работ освещает проектную деятельность в 5-11 классах школы.

Маленький ребёнок по своей природе исследователь; действуя с различными предметами, окружающими его, испытывая их на прочность, на вкус, наблюдая за окружающими его объектами, он познаёт мир. Так как в основе любого проекта лежит исследование, то обучать ребёнка проектной работе, применяя специально разработанную методику, можно с 5-6 лет, когда ребёнок имеет определённый запас знаний, может при помощи примитивных рисунков фиксировать свои наблюдения.

Существуют различные типы проектов, которые можно объединить в группы по общим направлениям.

1. По виду преобладающей деятельности:

  • творческие (цель: духовное обогащение человека, обращение внимания на возможности каждого человека проявить себя в какой-либо сфере деятельности; конечный продукт: сценическая постановка, художественное изделие, фильм и т. д.);
  • практико-ориентированные (цель: выдвижение новых идей, которые можно внедрить в производство, разработка новых технологий; конечный продукт: макеты архитектурных сооружений, модели машин, различные пособия, справочники, научные разработки);
  • аналитические или теоретические (цель: ознакомление слушателей с какой-либо проблемой, рассмотренной с различных точек зрения на основе изучения ряда информационных источников, среди которых могут быть письменные источники, научные и художественные фильмы, материалы, взятые из Интернета; конечный продукт: информационные таблицы, статистические данные, диаграммы, справочники);
  • ролевые или игровые (цель: обучать искусству общения, осознанию своей роли в общем деле, развивать организаторские способности; конечный результат: учебные игры, включающие в себя работу в командах, например, игры, направленные на изучение правил дорожного движения, или игра «Строим город будущего).

2. По области исследования:

  • в рамках одного предмета,
  • межпредметные,
  • выходящие за рамки предмета, (надпредметные) .

3. По количеству участников:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • коллективные (3 человека и более).

4. По времени:

  • краткосрочные,
  • полугодовые,
  • годовые.

Какой бы вид деятельности ни преобладал во время работы над проектом, проект-это всегда творческая работа учащегося.

В ходе работы над проектом реализуются следующие задачи:

  • развитие общеучебных компетенций;
  • повышение мотивации к учению;
  • профилактика школьной неуспешности, а в дальнейшем социальной дезадаптации;
  • осознание школьником своей значимости;
  • создание условий для ощущения учащимися психологического комфорта, что ведёт к укреплению здоровья ребёнка.

Успешное осуществление проектной деятельности в начальной школе возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определённую роль в совместной работе.

«Проект для ученика – это средство самореализации» [3].

Роль ученика:

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

«Проект для учителя – средство решения задач обучения и воспитания» [3].

Роль учителя как руководителя проектной работой:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
  • создание комфортных условий для работы;
  • составление удобного графика работы для ученика;
  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
  • организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.

Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.

Роль родителей:

  • вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;
  • организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;
  • проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;
  • выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;
  • интересоваться работой ребёнка в школе;
  • постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.

Проектная работа осуществляется в несколько этапов.

  1. Выявление проблемы личностно-значимой для автора.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Составление плана работы, который включает в себя следующие пункты:
    • поиск информации по данной проблеме;
    • изучение источников и выбор нужной информации;
    • проведение исследований, опытов;
    • оформление результатов исследований в виде таблиц, диаграмм и сопровождение их соответствующими выводами;
    • изложение собственной точки зрения по данному вопросу;
    • оформление теоретической и практической частей проекта (практическая часть представляет собой готовое изделие: макет, игра и т. д.);
    • создание компьютерной презентации.
  4. Защита проекта.

Опыт работы показывает, что работа над различными проектами вызывает живой интерес у учеников начальной школы и их родителей. Хорошо, если в школе есть возможность выделить отдельные часы на проектную работу во второй половине дня.

В нашей школе работа над проектами во второй половине дня организована следующим образом:

В сентябре проводится круглый стол по вопросам организации проектной работы с младшими школьниками.

В планах учителей указан тип проекта по разным направлениям:

  • по виду преобладающей деятельности (творческий, практико-ориентированный и т. д.),
  • по области исследования (в рамках одного предмета, межпредметный или надпредметный),
  • по количеству участников,
  • по времени, т. е. даётся характеристика проекта с разных сторон. Анализируя работу над проектами в течение нескольких лет, мы определили, какие типы проектов наиболее популярны в начальной школе.

Типы проектов:

По виду преобладающей деятельности:

  • творческие – 23%,
  • игровые – 8%,
  • информационные – 32%,
  • практико-ориентированные – 37%.

По области исследования:

  • в рамках одного предмета – 31%,
  • межпредметные – 13%,
  • надпредметные – 56%

По количеству участников:

  • индивидуальные – 72%,
  • парные – 18%,
  • групповые – 10%.

По времени:

  • полугодовые – 23%,
  • годовые – 77%.

Учащиеся начальной школы выбирают самые разнообразные темы для своих работ. Ниже приводятся некоторые из них.

1-е классы:

«Городецкая роспись», «Бумажный мир», «Времена года», «Дорожные знаки-помощники человека», «Волшебство бумаги», «Чудо-пластилин», «Сказки народов России», «Моё любимое число», «Наши друзья-животные», «Наша речь», «Алфавит», «Сказочные герои, «Здоровое питание».

2-е классы:

«Изготовление рабочей одежды», «Что значат наши имена», «Использование компьютера в современном мире», «Давайте сохраним планету чистой», «Знание-сила», «Мастерская слова», «Любимые писатели», «Наши питомцы», «Вычислительные машины», «Где можно отдыхать летом», «Энергия будущего», «Экология наших парков», «Остров жизни – плот».

3-и классы:

«Мы по улице идём», «В мире техники», «Мой район», «Расскажи сказку», «Юные конструкторы», «Выжигание по дереву», «Искусство бисероплетения», «Мороженое», «Русские фамилии. Романовы», «Русские имена. Дмитрий», «Лес и его обитатели», «Животные-рекордсмены», «История оригами», «История рисунка», «Мифы», «Футбол! Футбол! Футбол!», «Обеспечение безопасности воздушного транспорта».

4-е классы:

«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках», «Собаки», «Наши пернатые друзья», «Пригласим природу в дом», «Роспись по ткани. Батик», «Математические загадки», «Занимательная грамматика». «Как тебя зовут?», «Трудное дело – деление», «Театр – это здорово!», «Твори, выдумывай, пробуй!», «Живой уголок в школе».

Защита проектных работ проводится по графику в декабре, апреле и мае. На защиту приглашаются родители учащихся, администрация школы, учителя начальных и старших классов, учащиеся школы, психолог, библиотекарь. Очерёдность выступлений определяется жеребьёвкой. Работы оценивает жюри. Кроме того, в оценке работ принимают участие все присутствующие. Каждый из зрителей получает жетон, который,  по окончании конкурса,  он опускает в конверт, соответствующий тому или иному проекту, потом подсчитывается количество жетонов и определяется, какая проектная работа получила большинство зрительских симпатий. Все участники конкурса получают грамоты за создание проектных работ. В декабре определяется победитель школьного конкурса проектов, который выступает на окружном конкурсе.

Для оценивания проектных работ жюри в начальной школе, мы используем следующий бланк.

№ п/п

Класс

Фамилия, имя автора

Название темы

Критерии оценивания

Общий балл

 

 

 

 

Формулировка цели и задач

Чёткость и ясность изложения

Уровень компьютерной презентации

Уровень выполнения итогового продукта

Доля самостоятельности автора

Общественная значимость проблемы

Умение ориентироваться в теме работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1983.
  2. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». – Самара. – Корпорация «ФЁДОРОВ». – «Учебная литература», 2004.
  3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: «Учимся работать над проектами». – Ярославль. – Академия развития, 2008.