Тема: «Звуки вокруг нас».
Форма урока: игра-путешествие.
Цели:
- Закрепить сложение и вычитание чисел в пределах 10, состав числа 10, познакомить учащихся с тембром, научить различать звуковой окрас.
- Развивать логическое мышление, память, умение сравнивать и обобщать, развивать чувство ритма, музыкальный слух.
- Воспитывать интерес к математике, желание доводить начатое дело до конца, воспитывать эстетический вкус.
Ход урока
I. Оргмомент
– Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Актуализация знаний, постановка проблемы и открытие нового знания
– Открою маленький секрет! В конце урока всех ждёт сюрприз.
Я получила открытку. А вот, что в ней написано: Приглашаю Вас на День рождения в четверг! Ваш Леопольд.
– Вы любите ходить на День рождения?
– Что нам нужно взять с собой?
– И, конечно, хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу!
– Так в какой день недели приглашает нас Леопольд?
– А сегодня какой день?
– Мы с вами прямо сейчас и отправимся к нему!
– А на каком виде транспорта мы отправимся к нему, мы должны отгадать.
Земля дрожит, силач бежит,
Тянет он за собой
Хвост огромный, стальной. (поезд)
Рисунок №1
– А в дороге, ребята, нужно быть очень внимательными.
III. Повторение состава числа 10.
– Отправимся мы с вами на поезде. Поторопитесь приобрести билеты.
Цена билета 10 рублей.
Надо набрать разными монетами 10 рублей.
– А знаете, что число можно прохлопать разным ритмом. Попробуем.
– Итак, билеты приобрели! Все на месте? Поехали. Загудел паровоз : «Чу-чу-чу, к Леопольду вас качу».
IV. Физминутка (под музыку «Голубой вагон»)
Загудел паровоз
И вагончики повёз.
Чу-чу- чу, чу-чу-чу.
Далеко не укачу.
V. Математический счёт.
– Путь наш не близок, и чтобы не было скучно в дороге, мы займёмся математическим счётом.
Так как кот Леопольд с нетерпением ждёт нашего приезда, давайте прямо сейчас с поезда ему отправим поздравительную телеграмму.
Я буду вам задавать вопросы, а вы, отвечая на них, переворачивайте карточку, и узнаете, какое слово мы напишем в телеграмме.
3 6 8 1 4 7 10 2 5 0 9
П О З Д Р А В Л Я Е М
– Какие числа больше 5, но меньше 8?
– На сколько 4 меньше 6?
– На сколько 9 больше 6?
– Найти разность 7 и 5.
– 7 уменьшить на столько же
– 8 увеличить на 2.
– Какое число стоит между 0 и 2?
– Какое число следует при счёте за 5?
– Какое число предшествует числу 7?
– Какое число больше 5, но меньше 7?
Получилось слово ПОЗДРАВЛЯЕМ
VI. Развитие слуха.
– А вы знаете, ребята, что числа можно и услышать? (проигрываются числа)
VII. Математическая дорожка.
– Мыши подготовили нам препятствие, чтобы мы не попали к Леопольду на день рождения. Нам нужно выйти из поезда и пройти пешком по дорожке до красивой лесной поляны.
Но дорожка эта непростая, а математическая. Надо пройти так, чтобы не допустить ни одной ошибки.
– Я читаю пример, а вы записываете ответы и загибаете листочек, следующий ответ пишете под загнутой частью. Таким образом, после того, как вы разогнёте листочек, то все ответы записаны друг под другом.
– К 2 прибавит 8, 2 да 6, это…, найти сумму чисел 1 и 6, 10 минус 5, 9 это 3 и…, 8 без 6, найти разность чисел 7 и 3, найти сумму чисел 6 и 3.
Проверка: учитель читает ответы с последнего, учащиеся постепенно разворачивают полоски.
Мы удачно добрались до лесной полянки. Но вдруг набежали тучки, закапал дождик. И вдруг на небе появилось чудо! Отгадайте!
Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти!
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И, в самом деле, радостно было, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Радуга – дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.
С тех пор так и зовут – радуга.
– Как появляется радуга?
– Сколько цветов в радуге?
– Когда можно увидеть радугу?
– Вот посмотрите, какую радугу увидели мы! (появляется радуга)
Рисунок №2
– А вы знаете, что когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу смотреть с высоты, например, с самолёта, он будет казаться кругом. Редко, но всё-таки случается, когда на небе одновременно увидеть две радуги, а очень редко – даже три или четыре.
Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба.
– И так, мы с вами выяснили, что радуга бывает разной: бледной и яркой, но всегда из 7 цветов.
Так и в музыке 7 основных нот, которые мы сможем спеть по-разному.
– Представьте себе, что радуга яркая, сочная – так передадим цвет радуги, бледную – тихо и отрывисто. Споём цвет радуги, который изображён на картине.
VIII. Физминутка для глаз.
– Наши глаза устали, давайте отдохнём. Закройте глазки и отдохните.
– Пусть каждый из вас представит свою радугу.
– Музыка: шум дождя, моря, пение птиц, водопад.
– Какие звуки природы вы услышали?
– Чем наполнен окружающий нас мир? (звуками)
Стихотворение
Наш мир наполнен звуками
Они везде встречаются.
Прислушайтесь и ты поймёшь,
Как музыка рождается.
– Какие звуки мы можем услышать? (звонкий звонок, лает собака, гудит автомобиль, мычит корова)
IX. Игра: «Когда какой звук мы слышим?»
– Называю звук, а вы должны догадаться, когда его можно услышать?
А-а-а! Аа– ааа– ааа! Ох– ох! Пи-пи-пи! Уа– уа! Ха-ха-ха! Цып-цып. Но-но-но!
Отгадайте загадку и скажите, когда мы слышим звуки этого предмета:
Кулик не велик,
Целой сотне велит.
То сядь да учись,
То встань, разойдись. (школьный звонок)
– Когда мы его слышим?
Рисунок №3
Песня «Школьный звонок»
Вывод: Звуки бывают громкие, тихие; звонкие – глухие, короткие – длинные. Каждый звук имеет свою окраску, свой голос, так же и человека мы различаем по голосу, так и инструменты различаются по своему тембру – окраса музыкального звучания. Слушаем инструменты по отдельности, а потом вместе.
X. Решение примеров.
– Ой, ребята, посмотрите, что наделали мыши, обгрызли цветы, пока мы слушали инструменты. Но это нужно исправить с вашей помощью. Надо решить примеры, и тогда цветы вернутся на всё место. Быстро за дело! Мы ведь подъезжаем к нужной станции.
9 -3= 5– 3= 6+ 3= 7– 3= 8-8=
Проверка: дети по одному выходят к доске, говорят ответ.
Если правильно, то пишут его на доске и прикрепляют цветок. Молодцы! Букет восстановлен!
XI. Итог урока:
– А вот и наша остановка. Нас встречает сам именинник – кот Леопольд!
– Что нужно сказать?
– Дарим имениннику картину.
– А что должен ответить Леопольд?
Рисунок №4
– Что должны сделать проказники – мыши?
Рисунок №5
Рисунок №6
– Каков будет ответ кота Леопольда?
– Ребята, давайте жить дружно
– Вы слышали, как инструменты поют хором, вот и мы споём песню хором.
Леопольд угощает вас конфетами.
Наше путешествие завершено. Большое все спасибо!
VII. Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…