Календарно-обрядовые праздники. Рождество. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока: Формирование духовно-нравственной культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с традициями русского народа – празднованием Рождества,
  • познакомить с  Рождественскими произведениями  светской, церковной культуры и фольклором.

Воспитательные:

  • прививать уважение к православным традициям русского народа,
  • развивать нравственные чувства.

Развивающие:

  • пробуждать творческие способности, воображение,  память, внимание,
  • развивать вокально-хоровые  навыки,
  • воспитывать слушательскую культуру.

Межпредметные связи:

  • Литература (народные христианские легенды, предания, духовные стихи, колядки).
  • Музыка (православные  песнопения, светские произведения, колядки).
  • Изобразительное искусство (религиозная и светская живопись).

Музыкальный  материал:

  • П. Чайковский «Вальс снежинок» из балета Щелкунчик,
  • П. Чайковский «Декабрь (Святки)» из цикла «Времена  года»,
  • Д. Бортнянский «Дева  днесь…».

Изобразительный ряд: репродукция иконы А. Рублева  «Рождество Христово», репродукция картины  Ханса  Мемлинга  «Поклонение волхвов».

Дополнительный материал: каждая группа заранее рисует на листе ватмана елку и делает бумажные елочные украшения.

Сценарий урока

Звучит «Вальс снежинок» из балета  П.И. Чайковского.

Дети входят в класс.

Учитель. Вы  слышите  как  кружится  на  улице  метель? Давным-давно  это  было.  У  нас  трещали  морозы,  а  далеко-далеко  от  нашей  родины,  в  жаркой    стране  Палестине  родился  младенец  Христос.

Рождество  Христово  один  из  самых  любимых праздников  на  Руси.  Он праздновался  повсюду:  в  монастырях,  храмах,  в  городах  и  деревнях,  избах  и  царских  дворцах.

Зима  в  русской  жизни  издавна  связывалась  с  рождественскими  праздниками. 

П.И. Чайковский  написал  цикл  пьес  «Времена  года»,  в  котором  отразил  главные  события  года.  Не  случайно  пьеса  «Декабрь»  имеет  подзаголовок  «Святки».  Святки  или  святые  дни - это  время  от  рождества  до  крещения.  В  это  время  люди  отдыхали,  праздновали  рождество.

Послушайте,  как  в  своей  музыке  композитор  передает  праздничную,  чуть  взволнованную  атмосферу  праздника,  так  любимого  самим  Чайковским.

Учитель  исполняет «Декабрь» П.И. Чайковского.

На  доске написаны  вопросы,  на  которые  дети  дают ответы.

  1. Какие изобразительные   интонации  в  музыке  помогают  понять,  что это  зимний праздник?
  2. Какой  простейший  жанр  лежит  в  основе   этой  пьесы?

Кроме  выразительных  интонаций,  передающих  чувство  радости,  восторга,  волнения,  можно  услышать  изобразительные  интонации,  благодаря  которым  в  нашем  воображении  возникает  картина  летящих  и  искрящихся  снежинок.

Дети определяют  жанровую  основу  произведения – танец  и  уточняют,  что  это  вальс. Не  случайно  композитор  обращается  к  жанру  танцевальной  музыки – вальсу.  Этим  он  подчеркивает  праздничную  атмосферу  Рождества,  где  все  сливается  в  едином  движении  к  Творцу – и  природа  и  человек.

Учитель. Когда  родился  Христос,  в  мире  произошло  столько  неожиданных,  дивных  чудес,  что  до  сих  пор   им  удивляются.  Кто  ребята  из  вас  слышал,  или  читал  об  этих  чудесах?

Дети  рассказывают  о  рождественских  событиях. 

Первое  событие.

Когда  родился  маленький  Иисус  Христос,  как  молния, к  пастухам  слетел  с  неба  лучезарный,   сияющий  ангел:  «Не  бойтесь,  я  принес  вам  радостную  весть:  идите  в  свою  пещеру,  там  вы  увидите  маленькое  дитя,  которое  и  есть  Иисус,  Сын  Божий,  Спаситель  мира.

Второе  событие.

Над  пещерой,  где  родился  Христос,  засияла  большая  звезда.  Ее  увидели  ученые-волхвы.  Она  указала  им  путь  к  месту,  где  родился  Христос. Волхвы  пришли  в пещеру,  чтобы  поклониться  Младенцу.  Они  принесли  Ему  в  дар  золото,  дорогие  ароматные  вещества – ладан  и  смирну.

Третье  событие.

Когда  родился  Божественный  Младенец,  не  только  люди,  но  и  деревья  принимали  участие  в  великом  торжестве.  У  входа  в  пещеру,  где  родился  Младенец,  росли  пальма,  маслина  и  елка.  Великолепная  пальма  склонила  над  младенцем  лучший   лист  своей  роскошной  кроны.  А  маслина  наклонила  свои  ветки,  и  с  них  закапало  душистое  масло.  И  только  елочка  смиренно  стояла  в  стороне.  Ангел  видел  это  и  сказал:  «Ты  доброе  деревце.  И  за  это  будешь  вознаграждена».  Он  взглянул  на  небо – и  звездочки  одна  за  другой  стали   скатываться  прямо  на  зеленые  ветки  елки.

Когда  Иисус Христос  проснулся,  его  внимание  привлекла   сияющая   елка,  он  улыбнулся  и  протянул  к  ней  ручки.  С  тех  пор  каждый  год  в  это  время  елка  сверкает  множеством  огней.  Маленькие  дети  глядят  на  нее,  радуются  и  веселятся! 

Учитель.  Видите,  какое  это  было удивительное   событие.  О  нем  повествует  Священное  писание.  А  сколько  красивых  стихов  написали  о  нем  поэты! Рождество  Христово  люди  стали  славить  народными  песнями-колядками. Художники   изображали  события Рождества  на  картинах,   а   иконописцы   на  праздничных  иконах.

Перед  вами  картина  Ханса  Мемлинга   «Поклонение  волхвов»  и  икона  известного  русского  иконописца  А.  Рублева  «Рождество  Христово».

Сейчас  мы  исполним  колядку  «Эта  ночь  святая»,  а  затем   найдем  чудесные  события, о  которых   поется  в  колядке  и  о  которых  вы   рассказывали  ранее   на  картине  и  иконе.

Дети  поют  колядку.

«Это  ночь  святая»

(русская  народная  колядка)

Эта ночь святая
Эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну  Боговоплощенья.

Пастухи у стада
В эту ночь не спали
Святый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Страх объял великий
Их, детей пустыни.
Но сказал он: «О, не бойтесь,
Всему миру радость ныне…

Ныне Бог родился
Людям  во спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.

Вы  Богомладенца
Обретете  сами –
В пеленах Он, в бедных яслях –
Сами узрите очами.

И с высот небесных
Раздалось вдруг пенье
Слава, слава в Вышних Богу –
На земле благоволенье.

Дети  рассматривают репродукции  и   находят  рождественские  события.

На  картине  Ханса  Мемлинга  дети  видят  одно  событие – поклонение  волхвов, а  на  иконе  изображены  все  события  сразу: рождение  младенца  в  пещере, поющие  ангелы, поклонение  волхвов, приход  пастухов.

Учитель: А  еще  о  событиях  праздника  говорится  в  церковном  песнопении,  которое  называется  кондак.  Посмотрите,  на  доске  записаны  слова  кондака,  это  как  бы  икона  праздника  в  песнопении.

Кондак   праздника  «Дева   днесь…»

Дева  днесь  Пресущественного  рождает,  и  земля  вертеп  Непреступному  приносит;  ангели  с  пастырьми славословят,  волсви  же  со  звездою  путешествуют;  нас  бо  ради  родися  Отроча  младо,  превечный  Бог.

О  чем  говорится  в  этом  песнопении?  О  том,  что  сегодня  (днесь)  Дева  родила  Того,  кто  выше  всего  существующего  (Пресущественного).  Земля  принесла   Ему  вертеп.  Вертеп – это  пещера,  в  которой  родился  спаситель.   Ангелы  с  пастухами  славят  (славословят)  Бога.  Волхвы  (мудрецы)  путешествуют  со  звездой.  И  заканчивается  кондак  словами:  «Ради  нас  родился  Младенец,  Предвечный  Бог».

Давайте  сейчас  послушаем  запись  этого  кондака.

Звучит  кондак.

Учитель. Примечательной  чертой  святок  был  обычай  колядования,  или  славления.

Давайте  и  мы  поздравим  друг  друга  с  наступающим  праздником.

«Колядовщики  собирайтесь  славить   Христа!»

Дети  делятся   на  две группы. Каждая  группа  готовит  свое  поздравление  заранее.

Подготовка  поздравления – это  совместная  деятельность  учителя  и  детей.  Она  включает  в  себя  поиск  и  отбор  музыкально-поэтического  материала,  а  также  варьирование,  включение  нового  материала  при  сохранении   традиционной  основы.  Большой  интерес  у  детей  вызывает  исполнение  колядок  с  подтекстовкой  собственных  пожеланий.

Рождественское поздравление I группы

Дети  выкрикивают  слова  колядки  и  далее  поют  рождественскую  песню.

Волхвов  приучайте
Святое  встречайте.
Пришло  Рождество
Начинаем  торжество.
С  нами  звезда  идет
Молитву  поет

Гимн Рождеству

(духовная  песня)

Сияет  свет  по  всей  вселенной
Родился  Бог  в  тиши  ночной,
Стал  мир  для  нас  благословенный,
Любовью  полон  мир  земной!

Христа  рожденья  славят  дети,
Волхвы. несут  ему  дары
И  даже маленький  кузнечик
Поет  Псалмы   среди  травы.

Далее слова колядки пропеваются.

Колядка

Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
В необычном дому.

Маленький хлопчик
Сел на снопчик
В дудочку играет
Коляду потешает.

А дай  Бог  тому
Кто  в  этом  дому
Наделил  бы  вас  Господь
И  житьем  и  бытием
И  богатством

На  следующие слова двое детей из I группы обходят с подносами класс и собирают  подарки: бумажные елочные  игрушки, сделанные детьми II группы.

 Тяпу-ляпу
Скорей дайте коляду
Ножки зябнут
Я домой побегу

Кто даст – тот князь!
Кто не даст – того в грязь!

Пожелаем  под  конец
Хорошо учиться
Весело трудиться!

Рождественское  поздравление II  группы

Дети  выкрикивают  слова  колядки  и  далее  поют  рождественскую  песню

Пойте, воспевайте
Торжествуйте,  ликуйте.
Народился наш Спаситель
Всему миру Искупитель!

Рождество  Христово

(духовная  песня)

Ты  слышишь  райские  напевы:
То  в  небе  Ангелы поют.
Родился  Божий  сын  от  Девы,
Ему  хвалу  все  воздают.

О  встрепенись,  душа  больная,
Скорей  в  надежду  облекись.
Твой  Бог  принес  тебе  из рая
Бальзам  целебный,  исцелись!

Спеши  к  Нему,  Он  ждет  привета,
Как  жданный  гость  из  дальних  стран
Он  к  нам  пришел  во  тьму  из  света,
Он  врач  твоих  душевных  ран.

Вглядись Он весь любовью дышит,
Он жизнь готов за нас отдать.
Молись Ему, Он видит, слышит
Старайся ближе к нему стать.

В Нем слава Отчая сокрыта,
Твое блаженство и покой.
О будь всегда Ему открыта
И верь, что он – Спаситель твой!

Далее  слова  колядки  пропеваются.

Ау! Авсень
Ау! Жустрень!
Мы ходили, мы гуляли
По святым вечерам
Посередь  Москвы
Мы гимназию нашли.
В 5 класс пришли.
Поздравленья принесли

Уж дай вам Бог
Побольше добра,
Да поменьше зла.
С радостью трудиться.
Хорошо учиться
(имя классного руководителя) любить
И  за все благодарить!

На  следующие  слова  двое  детей  из  II  группы  собирают  подарки – бумажные  елочные  игрушки,  сделанные  детьми  из  I  группы.

Не спи не зевай
Нам подарки подавай
Коляда – моляда
Накануне Рождества.
Подавай, не ломай,
Весь пирог отдавай!

Учитель. Посмотрите.  Сколько  подарков  у вас! Пора  и  елки  наряжать.

Дети  из  каждой  команды наряжают свою елку,  нарисованную  на  листе  ватмана, игрушками,  которые  они  наколядовали. В  это  время звучит «Вальс  снежинок»  П.И.  Чайковского.

Учитель. Полюбуйтесь,  какие  нарядные  елки!

Сегодня  мы  с вами  вспомнили  хорошие,  добрые  традиции  нашего народа – празднование  Рождества.   Да…что  говорить – умели  наши  предки  хорошо  трудиться  и  славно  веселиться!