Цель урока: Формирование духовно-нравственной культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с традициями русского народа – празднованием Рождества,
- познакомить с Рождественскими произведениями светской, церковной культуры и фольклором.
Воспитательные:
- прививать уважение к православным традициям русского народа,
- развивать нравственные чувства.
Развивающие:
- пробуждать творческие способности, воображение, память, внимание,
- развивать вокально-хоровые навыки,
- воспитывать слушательскую культуру.
Межпредметные связи:
- Литература (народные христианские легенды, предания, духовные стихи, колядки).
- Музыка (православные песнопения, светские произведения, колядки).
- Изобразительное искусство (религиозная и светская живопись).
Музыкальный материал:
- П. Чайковский «Вальс снежинок» из балета Щелкунчик,
- П. Чайковский «Декабрь (Святки)» из цикла «Времена года»,
- Д. Бортнянский «Дева днесь…».
Изобразительный ряд: репродукция иконы А. Рублева «Рождество Христово», репродукция картины Ханса Мемлинга «Поклонение волхвов».
Дополнительный материал: каждая группа заранее рисует на листе ватмана елку и делает бумажные елочные украшения.
Сценарий урока
Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И. Чайковского.
Дети входят в класс.
Учитель. Вы слышите как кружится на улице метель? Давным-давно это было. У нас трещали морозы, а далеко-далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине родился младенец Христос.
Рождество Христово один из самых любимых праздников на Руси. Он праздновался повсюду: в монастырях, храмах, в городах и деревнях, избах и царских дворцах.
Зима в русской жизни издавна связывалась с рождественскими праздниками.
П.И. Чайковский написал цикл пьес «Времена года», в котором отразил главные события года. Не случайно пьеса «Декабрь» имеет подзаголовок «Святки». Святки или святые дни - это время от рождества до крещения. В это время люди отдыхали, праздновали рождество.
Послушайте, как в своей музыке композитор передает праздничную, чуть взволнованную атмосферу праздника, так любимого самим Чайковским.
Учитель исполняет «Декабрь» П.И. Чайковского.
На доске написаны вопросы, на которые дети дают ответы.
- Какие изобразительные интонации в музыке помогают понять, что это зимний праздник?
- Какой простейший жанр лежит в основе этой пьесы?
Кроме выразительных интонаций, передающих чувство радости, восторга, волнения, можно услышать изобразительные интонации, благодаря которым в нашем воображении возникает картина летящих и искрящихся снежинок.
Дети определяют жанровую основу произведения – танец и уточняют, что это вальс. Не случайно композитор обращается к жанру танцевальной музыки – вальсу. Этим он подчеркивает праздничную атмосферу Рождества, где все сливается в едином движении к Творцу – и природа и человек.
Учитель. Когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных, дивных чудес, что до сих пор им удивляются. Кто ребята из вас слышал, или читал об этих чудесах?
Дети рассказывают о рождественских событиях.
Первое событие.
Когда родился маленький Иисус Христос, как молния, к пастухам слетел с неба лучезарный, сияющий ангел: «Не бойтесь, я принес вам радостную весть: идите в свою пещеру, там вы увидите маленькое дитя, которое и есть Иисус, Сын Божий, Спаситель мира.
Второе событие.
Над пещерой, где родился Христос, засияла большая звезда. Ее увидели ученые-волхвы. Она указала им путь к месту, где родился Христос. Волхвы пришли в пещеру, чтобы поклониться Младенцу. Они принесли Ему в дар золото, дорогие ароматные вещества – ладан и смирну.
Третье событие.
Когда родился Божественный Младенец, не только люди, но и деревья принимали участие в великом торжестве. У входа в пещеру, где родился Младенец, росли пальма, маслина и елка. Великолепная пальма склонила над младенцем лучший лист своей роскошной кроны. А маслина наклонила свои ветки, и с них закапало душистое масло. И только елочка смиренно стояла в стороне. Ангел видел это и сказал: «Ты доброе деревце. И за это будешь вознаграждена». Он взглянул на небо – и звездочки одна за другой стали скатываться прямо на зеленые ветки елки.
Когда Иисус Христос проснулся, его внимание привлекла сияющая елка, он улыбнулся и протянул к ней ручки. С тех пор каждый год в это время елка сверкает множеством огней. Маленькие дети глядят на нее, радуются и веселятся!
Учитель. Видите, какое это было удивительное событие. О нем повествует Священное писание. А сколько красивых стихов написали о нем поэты! Рождество Христово люди стали славить народными песнями-колядками. Художники изображали события Рождества на картинах, а иконописцы на праздничных иконах.
Перед вами картина Ханса Мемлинга «Поклонение волхвов» и икона известного русского иконописца А. Рублева «Рождество Христово».
Сейчас мы исполним колядку «Эта ночь святая», а затем найдем чудесные события, о которых поется в колядке и о которых вы рассказывали ранее на картине и иконе.
Дети поют колядку.
«Это ночь святая»
(русская народная колядка)
Эта ночь святая
Эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.
Пастухи у стада
В эту ночь не спали
Святый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.
Страх объял великий
Их, детей пустыни.
Но сказал он: «О, не бойтесь,
Всему миру радость ныне…
Ныне Бог родился
Людям во спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.
Вы Богомладенца
Обретете сами –
В пеленах Он, в бедных яслях –
Сами узрите очами.
И с высот небесных
Раздалось вдруг пенье
Слава, слава в Вышних Богу –
На земле благоволенье.
Дети рассматривают репродукции и находят рождественские события.
На картине Ханса Мемлинга дети видят одно событие – поклонение волхвов, а на иконе изображены все события сразу: рождение младенца в пещере, поющие ангелы, поклонение волхвов, приход пастухов.
Учитель: А еще о событиях праздника говорится в церковном песнопении, которое называется кондак. Посмотрите, на доске записаны слова кондака, это как бы икона праздника в песнопении.
Кондак праздника «Дева днесь…» Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Непреступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог. |
О чем говорится в этом песнопении? О том, что сегодня (днесь) Дева родила Того, кто выше всего существующего (Пресущественного). Земля принесла Ему вертеп. Вертеп – это пещера, в которой родился спаситель. Ангелы с пастухами славят (славословят) Бога. Волхвы (мудрецы) путешествуют со звездой. И заканчивается кондак словами: «Ради нас родился Младенец, Предвечный Бог».
Давайте сейчас послушаем запись этого кондака.
Звучит кондак.
Учитель. Примечательной чертой святок был обычай колядования, или славления.
Давайте и мы поздравим друг друга с наступающим праздником.
«Колядовщики собирайтесь славить Христа!»
Дети делятся на две группы. Каждая группа готовит свое поздравление заранее.
Подготовка поздравления – это совместная деятельность учителя и детей. Она включает в себя поиск и отбор музыкально-поэтического материала, а также варьирование, включение нового материала при сохранении традиционной основы. Большой интерес у детей вызывает исполнение колядок с подтекстовкой собственных пожеланий.
Рождественское поздравление I группы
Дети выкрикивают слова колядки и далее поют рождественскую песню.
Волхвов приучайте
Святое встречайте.
Пришло Рождество
Начинаем торжество.
С нами звезда идет
Молитву поет
Гимн Рождеству
(духовная песня)
Сияет свет по всей вселенной
Родился Бог в тиши ночной,
Стал мир для нас благословенный,
Любовью полон мир земной!
Христа рожденья славят дети,
Волхвы. несут ему дары
И даже маленький кузнечик
Поет Псалмы среди травы.
Далее слова колядки пропеваются.
Колядка
Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли коляду
В необычном дому.
Маленький хлопчик
Сел на снопчик
В дудочку играет
Коляду потешает.
А дай Бог тому
Кто в этом дому
Наделил бы вас Господь
И житьем и бытием
И богатством
На следующие слова двое детей из I группы обходят с подносами класс и собирают подарки: бумажные елочные игрушки, сделанные детьми II группы.
Тяпу-ляпу
Скорей дайте коляду
Ножки зябнут
Я домой побегу
Кто даст – тот князь!
Кто не даст – того в грязь!
Пожелаем под конец
Хорошо учиться
Весело трудиться!
Рождественское поздравление II группы
Дети выкрикивают слова колядки и далее поют рождественскую песню
Пойте, воспевайте
Торжествуйте, ликуйте.
Народился наш Спаситель
Всему миру Искупитель!
Рождество Христово
(духовная песня)
Ты слышишь райские напевы:
То в небе Ангелы поют.
Родился Божий сын от Девы,
Ему хвалу все воздают.
О встрепенись, душа больная,
Скорей в надежду облекись.
Твой Бог принес тебе из рая
Бальзам целебный, исцелись!
Спеши к Нему, Он ждет привета,
Как жданный гость из дальних стран
Он к нам пришел во тьму из света,
Он врач твоих душевных ран.
Он жизнь готов за нас отдать.
Молись Ему, Он видит, слышит
Старайся ближе к нему стать.
В Нем слава Отчая сокрыта,
Твое блаженство и покой.
О будь всегда Ему открыта
И верь, что он – Спаситель твой!
Далее слова колядки пропеваются.
Ау! Авсень
Ау! Жустрень!
Мы ходили, мы гуляли
По святым вечерам
Посередь Москвы
Мы гимназию нашли.
В 5 класс пришли.
Поздравленья принесли
Уж дай вам Бог
Побольше добра,
Да поменьше зла.
С радостью трудиться.
Хорошо учиться
(имя классного руководителя) любить
И за все благодарить!
На следующие слова двое детей из II группы собирают подарки – бумажные елочные игрушки, сделанные детьми из I группы.
Не спи не зевай
Нам подарки подавай
Коляда – моляда
Накануне Рождества.
Подавай, не ломай,
Весь пирог отдавай!
Учитель. Посмотрите. Сколько подарков у вас! Пора и елки наряжать.
Дети из каждой команды наряжают свою елку, нарисованную на листе ватмана, игрушками, которые они наколядовали. В это время звучит «Вальс снежинок» П.И. Чайковского.
Учитель. Полюбуйтесь, какие нарядные елки!
Сегодня мы с вами вспомнили хорошие, добрые традиции нашего народа – празднование Рождества. Да…что говорить – умели наши предки хорошо трудиться и славно веселиться!