Полезные ископаемые Ленинградской области. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1 слайд. Тип урока: Изучение новых знаний. (Приложение 1)

Региональный компонент.

Из стандартов второго поколения. В содержание курса входят темы:

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, полезные ископаемые родного края.

Тема: «Полезные ископаемые Ленинградской области».

Цели: познакомить учащихся с полезными ископаемые Ленинградской области, составить таблицу месторождений полезных ископаемых области.

Задачи: продолжить формировать умения

  • самостоятельно работать с текстовым материалом, с таблицами,
  • анализировать через отбор и сравнение  материала,описывать наблюдение

совершенствовать умения

  • исследовать новый объект, делать предположения,
  • работать с картой, с печатной информацией, с таблицами
  • работать в команде, публично выступать, делать выводы, обобщения, оценивать свою работу.

Через знания и умения продолжить воспитывать у учащихся любовь к малой родине.

Оборудование: образцы полезных ископаемых с нумерацией: 1-гранит, 2-боксит, 3-сланец, 4-фосфорит, 5-доломит, карта «Полезные ископаемые Ленинградской области», таблицы «Полезные ископаемые Ленинградской области», статьи об использовании полезных ископаемых  и местах их добычи.

План урока:

  1. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого (ПИ)  по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике.
  2. Ответы детей: описание полезного ископаемого.
  3. Определение названия  и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте.
  4. Ответы детей.
  5. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы.
  6. Ответы детей и заполнение таблицы. (Свойства ПИ его использование, подготовка рассказа и выступления команды о ПИ).
  7. Итоги урока. Определение темы, целей.
  8. Разновариантные домашние задания.
  9. Оценки за урок.

Ход урока

1. Оргмомент. 1 этап урока. Погружение в тему. Первое исследование: описание  полезного ископаемого по плану. Умение пользоваться  составленным планом, то есть уметь применять его на практике (5 минут)

У команд лежат образцы полезных ископаемых с цифрами: у первой команды – 1 (гранит), у второй – 2 (боксит), у третьей – 3 (сланец), у четвёртой – 4 (фосфорит), у пятой  – 5 (доломит).

Учитель: Рассмотрите, что лежит у вас на партах. Из какого царства эти предметы?

Ответы детей: Из подземного. Это полезные ископаемые.

Учитель: Зачем же они здесь?

Дети: Наверное, будем изучать эти полезные ископаемые.

Учитель: Проведите исследование№1. Опишите это ископаемое по плану, который составляли на предыдущих уроках.

2 слайд – план описания полезного ископаемого

  1. цвет
  2. состояние (жидкое, твёрдое, газообразное)
  3. основное свойство (горючесть, плавкость, прочность)
  4. добыча
  5. использование

Учитель: Можете ли вы дать ответ на все пункты плана?

Дети: Нет, только на первый пункт – можем описать полезное ископаемое.

Учитель: Сделайте предположение, каким свойством обладает ископаемое и где может использоваться. Решите, кто будет отвечать от команды.

На прошлом уроке мы начертили таблицу. Пришло время её заполнить. Слушая ответы ребят, подготавливая свой ответ, вписывайте в таблицу всё, что узнаете о ПИ.

3 слайд — таблица ПИ

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

Учитель обходит команды, направляя работу детей. Дети начинают обсуждение.

2 этап. Ответы детей – описание полезного ископаемого (5 минут). 4 слайд – фотография гранита. 1 команда.

Ископаемое серого цвета с белыми и чёрными вкраплениями, прочное. Думаем, что это гранит. Его добывают у нас в Прудах и используют в строительстве.

5 слайд – фотография боксита. 2 команда.

Ископаемое тёмно коричневого, бордового цвета. Оно плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.Названия  его не знаем, думаем, что раз оно прочное, то его можно использовать в строительстве. Может оно и горит, а может, если нагреть, то может во что-то превратиться.

6 слайд – фотография сланцев. 3 команда.

Порода тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может и рассыпаться. Применять его могут так же, как сказала предыдущая команда. Мы видели в программе «Галелео» такое ископаемое и думаем, что это сланец. Там говорили, что он горит. Если это так, то главное свойство ископаемого – горючесть.

7 слайд – фотография фосфоритов. 4 команда. Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное. Может оно горюче, но не можем проверить.

8 слайд – фотография доломитов. 5 команда.

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое. Может быть это свойство используют в строительстве. Но если это металл, то тогда у него другое использование и качества.

Учитель: Для чего был нужен этот этап урока?

Дети: Чтобы мы учились исследовать новое, учились пользоваться  составленным планом, то есть уметь применять его на практике. Описывать внешний вид ископаемого, сделать предположение о его свойствах и использовании.

9 слайд – чему учились на этапе.

Рефлексия.

На магнитной доске начерчена  таблица оценивания своей работы.

Учитель: Подведём итоги этого этапа урока. Заполните таблицу, в которой вы оцените свою работу на этом этапе.

Каждый ученик прикрепляет своё имя на магните в тот показатель, которым он себя оценил:

Оценка моей работы

Я активно участвовал в описании ПИ

Я принял участие в обсуждении

Я не очень доволен своей работой, но дальше буду активнее

+

 

 

Учитель: У вас уже заполнена часть таблицы.

10 слайд – внешний вид, свойства ПИ.

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

 1.

 

Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное.

 

2.

 

Тёмно-коричневого, бордового цвета, плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.

 

3.

 

Тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может  рассыпаться.

 

4.

 

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

 

5.

 

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

 

3 этап. Определение названия  и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте (4 мин.)

11 слайд – карта Ленинградской области.

Учитель выдаёт командам карту «Полезные ископаемые Ленинградской области», на  которой рядом со значками, обозначающими ископаемое, стоят цифры: 1, 2, 3, 4, 5, обозначающие месторождения и на которой обозначены стороны горизонта.

Учитель: Проведите исследование №2

12 слайд – исследование №2.

  1. Что это за ископаемое? Найдите на карте номер вашего полезного ископаемого. Посмотрите каким значком оно обозначается. Узнайте название вашего полезного ископаемого.

Учитель: Не забывайте заполнять таблицу.

4 этап – ответы детей (14 мин.)

Учащиеся быстро находят  на картах ПИ и отвечают.

13, 14, 15, 16, 17 слайды – карта Ленинградской области.

1 команда: у нас точно гранит, добывают его рядом с Выборгом и Светогорском  на северо-западе Ленинградской области.

2 команда: у нас боксит (алюминий). Добывают его в Бокситогорске на востоке Ленинградской области.

3 команда: у нас сланец. И добывают его в Сланцах на юго-западе Ленинградской области.

4 команда: у нас фосфорит. Его добывают в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области.

5 команда: у нас доломит. Добывают в Пикалёво на востоке Ленинградской области.

Учитель: Зачем бы нужен этот этап?

Дети: Узнать где добывается полезное ископаемое и как оно называется.

18 слайд – цель этапа.

Учитель: Подойдите к доске и оцените свою работу поместите карточку с именем в нужный столбик.

Учитель: У вас уже часть таблицы заполнилась

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

1. Гранит

рядом с Выборгом и Светогорском  на северо-западе  Ленинградской области.

Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное                         

 

2. Боксит

в Бокситогорске на востоке Ленинградской области

Тёмно-коричневого,бордового цвета, плотное прочное. Вкраплений в нём нет.

 

3. Сланец

в Сланцах на юго-западе Ленинградской области

Тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может  рассыпаться.

 

4. Фосфорит

в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

 

5. Доломит

в Пикалёво на востоке Ленинградской области

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископ.

 

5 этап. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы (4 мин.)

На доске прикреплены статьи о ПИ.

Статьи:

  1. С закладкой Санкт-Петербурга стала бурно развиваться промышленность. Город рос и строился. Для его строительства требовался гранит. Его добывали в северной части Карельского перешейка в карьерах. Так вблизи Выборга возник карьер Петерлакс. Здесь вырубали колонны для Исаакиевского собора. Гранит добывали для украшения других городов России. Есть месторождение в посёлке Пруды, там добывают гранит и гранитную крошку.
  2. В 1916 году под городом Тихвином было обнаружено месторождение бокситов – руды буро-красного или зеленовато-серого цвета, из этой руды получают алюминий. На месте месторождения возник город Бокситогорск, а в городе Волхов был открыт первый в нашей стране алюминиевый завод.
  3. Город Сланцы получил своё название от горючего материала – сланцев. Горючие сланцы – горная порода тёмно-бурого цвета, насыщенная органическими веществами. Эта порода используется в качестве топлива и химического сырья, горючего газа. Добывают эту породу в шахтах.
  4. В конце 1950-х годов учёные открыли Кингисеппское фосфоритовое месторождение, на базе которого было построено предприятие по производству минеральных удобрений, содержащих фосфор. Фосфор необходим жизнедеятельности растений, для созревания плодов. Он входит в состав минеральных удобрений, благодаря которым можно получить высокие урожаи.
  5. В районе Пикалёво сосредоточены запасы доломитов, которые используют для получения цемента. В городе построен цементный завод. Ещё доломиты измельчают, превращая в муку. Используют для размягчения и раскисления почв.

Учитель: Капитаны команд, выберите на доске нужную статью и используя план, подготовьте ответ всей командой. Слушая выступления команд, не забывайте заполнять таблицу

Дети готовятся отвечать.

6 этап – Ответы детей и заполнение таблицы (10 мин.)

Слушаем  ответы команд и заполняем таблицу.

20 слайд – в итоге получается таблица:

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

1. Гранит

Приозерск, Выборг

Серого, розового цвета, зернистый, прочный.

В строительстве.

2. Боксит

Бокситогорск, Пикалёво

Буро-красный, зеленовато-серый, плавкость. Получают алюминий.

В строительстве, в промышленности, в быту.

3. Сланец

Сланцы

Тёмно-бурого цвета с органическими веществами, горючесть.

Топливо, как химическое сырьё.

4. Фосфорит

Кингисепп

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

Минеральные удобрения.

5. Доломит

Пикалёво

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

Цемент для строительства.

Проверьте ваше заполнение таблицы. Сделайте исправления.

Учитель: Для чего был нужен этот этап урока?

Дети отвечают: Чтобы мы учились работать с печатной информацией, приводить в порядок полученные знания через составление таблицы, узнали свойства ПИ, где оно используется.

В итоге показываю слайд, на котором отражены ответы детей.

21 слайд – цель этапа.

  1. Узнать о свойствах полезного ископаемого
  2. Где оно используется
  3. Подготовить рассказ и выступление команды о ПИ

Оцените свою работу на данном этапе, прикрепите имя в нужный столбик.

7 этап. Итоги урока. Определение темы, целей (2 мин.)

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Дети: Узнали, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области, их основные свойства, узнали, где их добывают ископаемые, где используют.

Учились работать с таблицей – составляли таблицу месторождений области.

Развивали умение самостоятельно работать с печатной информацией.

Делали анализ через описание и наблюдение.

Учитель: Для чего был нужен такой урок? (Его цели.)

Дети: Урок был нужен для того, чтобы мы изучили полезные ископаемые нашего края.

Учитель: определите тему урока.

Учащиеся: «Полезные ископаемые Ленинградской области»

22 слайд – цели, задачи, тема урока.

23 слайд.  8 этап. Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте варианты заданий. Подумайте, какой вариант выберите вы. Запишите в дневник задание.

Разные варианты задания

  1. найти в сети Интернет какие ПИ ещё добывают в нашей области
  2. посетить библиотеку или читальный зал и найти информацию о других ПИ, добываемых в нашей области
  3. узнать: зачем нужен алюминий?

Дети записывают свой выбор в дневник.

9 этап – оценки за урок. (2 мин.)

Учитель: Прикрепите своё имя в таблице в другой столбик, если вы изменили мнение о своей работе к концу урока (первая таблица на магнитной доске).

Подхожу к стенду и комментирую таблицу. Выставляю оценки.

Учитель: Лучшими капитанами команд сегодня были: … Они умело организовывали работу команды, прекрасно отвечали. Этим командам за работу «5».

Одна команда неверно логически распределила отрывки при прочтении статей. Если бы вы пересказали текст, как другие команды, то ошибки бы не было. В итоге было трудно понять смысл текста и мне пришлось перечитывать его. Поэтому командная оценка – «4».

Остальные команды тексты пересказали, а не зачитывали. Хочу похвалить Машу и Наташу. Эти девочки очень старались, были весь урок активны, у них хорошо заполнены таблицы. За работу тоже «5». Занизила свою оценку Полина. За урок  крепкая «4». А вот Света завысила самооценку: в работе команды принимала участие не всегда, руку поднимала редко и таблицу заполнила с ошибками.

Фотографии самооценки учащихся, которую выполнили при помощи магнитных карточек с именами детей.

рис.1

Литература:

  1. Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения.  Москва. «Просвещение» 2008. 
  2. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З. А. Томанова, М. А. Шаталов, А. Н. Любарский. СПб.: Специальная Литература, 2007
  3. Газета «ЭКО Петербург». Апрель 2008 год. Санкт-Петербурга.
  4. Природа родного края: учебное пособие для учащихся 6 кл./ Томанова З. А., Любарский А Н. – СПб.: Специальная Литература, 2007.
  5. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. – М.:5 за знания, 2007. – (Методическая библиотека).  
  6. Светогорск: краеведческий очерк/ по материалам А.А.Осмакова. – СПб.: Изд-во «МорВест», 2002.
  7. Вехи выборгской истории. Учебное пособие по краеведению. Коллектив авторов: Волкова Л.Г., Геращенко Л.В., Коробова Т.А., Усольцева Т.В., Федосеева В.Н., – Выборг 2005.
  8. Красная книга природы Ленинградской области. Особо охраняемые природные территории. Правительство Ленинградской области. Министерство окружающей среды Финляндии. Биологический научно-исследовательский институт Санкт-Петербургского государственного университета. – Санкт-Петербург 1999.
  9. Ленинградская область: сегодня и завтра. Творческий коллектив: А.В. Агапова, В.А. Антонов, В.В. Балашов, В.Б. Богуш и другие. Правительство Ленинградской области, 2003 г. ИПК «Вести». 2003 г.
  10. История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней. Под общей редакцией С.А. Лисицына. Санкт – Петербург. Специальная литература. 2003.
  11. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие)/ Составитель В. А. Уланов. – СПб.: Издательство «Паритет», 2007.