Цель:
- Дать представление об имени существительном как части речи, обозначающей предметы, явления, события, состояния; формирование умений различать существительные среди других частей речи. Постоянные и непостоянные признаки существительных.
- Развитие внимания, навыков самоконтроля, объяснительной речи.
- Воспитание умения работать в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация Microsoft Рower Point
1. Орг. момент. Эпиграф к уроку: (слайд 2)
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
- Сегодня будем повторять, что знаем и учиться тому, чего не знаем.
2. Словарная работа. (Развитие зрительной памяти)
-Прочитайте слова орфографическим чтением: (слайд 3)
алфавит
ученик
карандаш
язык
рябина
ворона
Россия
сапог
- назовите название нашей страны;
- назовите слово, обозначающее дерево с кистями ягод;
- найдите слово, где все гласные а;
- назовите слово, обозначающее порядок букв;
- найдите слово с безударной гласной е;
- слово, обозначающее орган человека;
- слово, обозначающее птицу;
- слово, обозначающее обувь;
- Запишите слова по памяти, обозначьте орфограмму.
(Пустой слайд, дети пишут слова по памяти) (слайд 4) Проверка.
3. Введение в тему. (слайд 5)
- Сегодня у нас урок – деловая игра «Редакция журнала «Имя существительное». - Что такое редакция? (готовят материал для выпуска газеты) - Как вы думаете, что будем на уроке изучать? - В редакции существуют разные отделы. И вы будете работать по группам-отделам: отдел писем, отдел новостей, отдел рекламы.
- Повторим правила совместной работы. (слайд 6)
а) отдел новостей: вам надо прочитать текст, узнать на какие вопросы отвечают имена существительные и почему получили такое название, вывести правило.
«На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то СУЩЕСТВУЮЩЕМ. Ведь вы, наверное, согласитесь, что пряник или котёнок существуют, а вот ЕСТЬ или ЗЕЛЕНОВАТЫЙ не существуют сами по себе. ЕСТЬ можно что-то, а ЗЕЛЕНОВАТЫМ может быть тоже что-то, хотя бы небо на закате. Так вот, и пряник, и котёнок, и небо – это существительные.
Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос кто? или что? Учёные пришли к выводу, что главное значение этих слов - значение ПРЕДМЕТА. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что?- о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, о злобе, о доброте. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.
(Л..Успенский)»
б) отдел рекламы: выписать орфограммы, объяснить их. ( стих-е о сущ.)
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
в) отдел писем: пришло письмо и вам надо записать слова в 2 столбика: живые и неживые предметы, обозначить орфограммы.
Заяц, корова, огурец, ученик, город, ягода.
4. Отчёты отделов. Ответы на вопросы.
- На какие вопросы отвечают имена существительные? (от. Рек.)
- Что они обозначают? (слайд 7)
- Почему существительные получили такое название? (от. Нов.)
- Какие бывают имена существительные? – (от. Пис.) (одуш. и неодуш.) (слайд 8)
- Как вы думаете, это постоянный признак? Докажите.
Вывод: Почти каждое второе слово в нашей речи - имена существительные.
Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный признак существительных.
5. Тренировка.
а) - Представьте, что вы получили заказ от журнала - выполнить портрет Имени Существительного. Один художник изобразил такой портрет. (слайд 9)
- Как вы думаете, портрет, какого существительного изобразил художник? (Ангел, Фея, Жизнь, Бабочка, Тишина)
- Кого бы вы изобразили? Какая профессия могла бы быть у существительного?
(рисуют, звучит музыка, проверяют.)
б) - Составьте и запишите тематические группы слов:
Отдел новостей – географические названия.
Отдел рекламы – люди и их имена.
Отдел писем – животные и их клички
- Как вы их написали? Почему?
Вывод: существительные бывают собственные и нарицательные. Существительные собственные пишутся с большой буквы. (слайд 10)
6. Изменение по числам.
- Когда мы говорим или о чём-то рассказываем нам приходится называть один предмет или много. Вы это легко делаете, даже не задумываясь.
а) (Отдел Рекламы и отдел Писем) - Назовите много предметов, запишите в 2 столбика.
Малыш-
Лес-
рукав-
Рот -
Салат -
б) (Отдел Новостей) – прочитать и привести примеры.
Есть имена существительные
Упрямые и удивительные.
В единственном числе или во множественном стоят
Менять его ни за что не хотят. (очки, кофе)
Вывод: существительные изменяются по числам. Единственное число, множественное число. Это непостоянный признак. Но есть слова, которые всегда стоят в единственном числе или во множественном. (слайд 11)
7. Три рода существительных.
а) (отдел Писем) - Прочитать существительные. Выписать в 1 столбик слова, которые называют мужчин. Во 2 столбик, которые называют женщин, а остальные в третий столбик. (Папа, небо, мама, тётя, море, сын)
б) (отдел Рекламы) – вставить слова и вывести правило.
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род – «Оно моё»!
Это правило твоё!
в) (отдел Новостей) - Запишите слова, ответьте на вопрос.
мальчик девочка окно дедушка бабушка небо - Почему эти слова разделены на 3 группы? Можно ли слова из одной группы записать в другую группу? Почему?
Вывод: Существительное имеет 3 рода; мужской, женский, средний. Род существительных - это постоянный признак. (слайд 12)
8. Музыкальная пауза. (дети поют с движениями) (слайд 13)
9. Минутка юмора. (слайд 14)
-Послушайте стих - е, которое придумал Незнайка, оцените его.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашне и без пальты.
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура.
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.
- Над чем вы так смеялись? Почему Незнайка сделал ошибки?
Вывод: слова: метро, кенгуру, кино, пальто, кашне, шоссе, шимпанзе, кофе, домино, пенсне не изменяются по вопросам (падежам). О падежах мы с вами узнаем в 3 классе.
10. Реклама.
- Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама.
- Реклама - это яркая информация о каких-нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них; объявления с такой информацией. Рекламировать – объявить о чём-нибудь, пользуясь рекламой.
– Придумайте рекламу пользуясь рифмой. ( дать рифму). (слайд 15)
11. Итог урока. (слайд 16)
- О какой части речи говорили на уроке?
- Что такое существительное?
- Назвать постоянные признаки существительных.
- Назвать непостоянные признаки существительных.
12. Рефлексия.
(на доске изображён ствол дерева, на столах разноцветные листья) (слайд 17)
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, было комфортно, прикрепите красный листок.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, прикрепите жёлтый листок.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, прикрепите зелёный листок.