Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут.
Класс: 11
Технологии:
- Создание и применение мультимедийной презентации,
- Использование Интернет-ресурсов.
Цели урока:
- Образовательная: показать учащимся значение& различных металлов для&&&&&&& поддержания нормального& обмена веществ в организме, формировать умение пользования ЭОР при подготовке сообщений.&&
- Развивающая: развивать мыслительную и речевую активность детей,& их ИКТ-компетентность.
- Воспитательная: формировать культуру& здорового и безопасного образа жизни.
Оборудование:& презентация, мультимедийный проектор, нетбуки.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте,
ребята! Каждый день мы произносим это слово
«Здравствуйте», не задумываясь над его
первоначальным смыслом. Сейчас это просто
приветствие, а раньше это слово носило другой
смысл – им желали здоровья. Здравствуй! – живите
долго, без болезней.
На протяжении всей жизни в дни рождения и в
праздники& мы желаем друг другу здоровья& на
долгие годы. Желать человеку так долго можно
что-то очень дорогое, т е здоровье – это самое
дорогое, что есть у человека. Французский философ
просветитель Мишель Монтень писал: «Здоровье –
это драгоценность (и при том единственная), ради
которой действительно стоит не только не жалеть
времени, сил, трудов, но и пожертвовать ради него
частицей самой жизни, поскольку жизнь без него
становится нестерпимой и унизительной». (Приложение 1, слайд 1).
Здоровье зависит от многих факторов, одним из них
является питание. На уроках химии и биологии вы
часто слышите об основных компонентах продуктов
питания: о белках, углеводах, жирах, витаминах.
Существует множество различных диет и во всех
главными фигурантами являются названные
вещества. Да, они составляют основу нашей пищи. Но
ни в одной диете я не встречала ни слова о других
компонентах нашей пищи. Правда, масса их очень
мала, но жить без них мы не можем. Какие это
вещества? Это металлы. Сегодня на уроке мы
поговорим о металлах, работающих в нашем
организме и помогающим нам двигаться, дышать,
работать – другими словами& дающими нам жизнь.
И так, тема нашего урока& «Металлы и здоровье
человека». (Приложение 1,
слайд 2).
Мы с вами живем в век информационных технологий,
и при подготовке к этому уроку мы использовали
материалы электронных энциклопедий и различных
сайтов, которые легли в основу сообщений и
таблиц, с которыми нам предстоит работать.
Экспериментально установлено, что в организме
человека металлы составляют 3 % (по массе). Это
очень много. Если принять массу человека за 70 кг,
то на долю металлов придётся 2,1 кг. По отдельным
металлам массы распределятся следующим образом:
кальций – 1700 г, калий – 250 г, натрий – 70
г,&магний – 42 г, железо – 5 г, цинк& – 3 г. (Приложение 1, слайд 3).
По содержанию в живом организме все металлы
делят на 3 категории: макроэлементы, концентрация
которых превышает 10–3 % (K, Ca,& Mg, Fe,
Na);микроэлементы, доля которых составляет от 10–3
до 10–6 &% (Mn, Zn,& Cu,& Ni , Cr,& Mo);
ультрамикроэлементы, содержание которых не
превышает 10–6 %. (Приложение
1, слайд 4).
Биологические функции металлов существенно
различаются. Так, ионы щелочных металлов, менее
других склонны к образованию координационных
связей, участвуют в создании электролитной среды
организма, определяют процессы всасывания
веществ в органах и тканях. Ионы кальция образуют
плохорастворимые соединения, входящие в
«несущие» системы организма: скелет, хрящи, зубы.
Легкогидролизующиеся металлы: Мо, Zn – участвуют
в реакциях ферментативного гидролиза. Металлы,
обладающие переменной валентностью и
проявляющие переменные координационные числа:
Мо, Сu, Fe – активно участвуют в многочисленных
окислительно-восстановительных процессах.
Макроэлементы сконцентрированы, как правило, в
одном типе ткани живого организма
(соединительная ткань, мышцы, кости, кровь). Они
составляют пластический материал основных
несущих тканей.
Микроэлементы входят в состав гормонов,
ферментов, витаминов и др. биологически активных
соединений в основном в качестве
комплексообразователей. Например, марганец
входит в состав 12 различных ферментов, железо – в
70, медь – в 30, а цинк – в более чем в 100. (Приложение
1, слайд 5).
Естественно, что недостаток этих элементов
должен сказываться на содержании
соответствующих ферментов, а значит и на
нормальном функционировании организма. Таким
образом, соли металлов совершенно необходимы для
нормального функционирования живых организмов.
Это подтвердили и опыты по бессолевой диете,
которая применялась для кормления подопытных
животных. Для этой цели многократным промыванием
водой из пищи удалялись соли. Оказалось, что
такое питание приводило животных к гибели.
Качественное содержание микроэлементов в
организме человека подвержено значительным
колебаниям и зависит от ряда условий: возраста,
пола, времени года и суток, условий труда и т д.
Для нормального протекания физиологических
процессов в организме должен поддерживаться
определённый уровень насыщения тканей
микроэлементами. Содержание микроэлементов выше
или ниже этого уровня приведут к серьёзным
последствиям& для здоровья человека.
Микроэлементы неравномерно распределены между
тканями и органами. Большенство из них и в
высоких концентрациях содержатся в тканях
печени. Отдельные микроэлементы проявляют
особое сродство к определённым
тканям.&&Например, цинк – в поджелудочной
железе, молибден – в почках, барий – в сетчатке
глаза.
Где располагаются металлы в периодической
системе, мы уже знаем. Это левый нижний угол
периодической системы и элементы побочных
подгрупп правого верхнего угла периодической
системы, если провести диагональ от бора к
астату. (Приложение 1,
слайд 6).
А как обстоят дела с расположением металлов у нас
в& организме?& Оказывается разные металлы
«облюбовали» себе разные органы человека. Об
этом свидетельствует предложенная схема. (Приложение 1, слайд 7).
Посмотрите на неё внимательно. Я думаю, можно
сделать определённые выводы. Раз металл
находятся в каком-то органе, то он необходим
для& его работы. Более подробно о некоторых
металлах, о их влиянии на обмен веществ, о
продуктах питания, где они находятся , вы сейчас
услышите из сообщений своих одноклассников,
которые с помощью различных источников, в
большей степени электронных, подготовили для вас
сообщения и раздаточный материал. (Приложение
2).
(По& ходу выступления учеников используются слайды презентации):
Кальций – Приложение 1, слайды 8-10,
Калий – Приложение 1, слайды 11-13,
Магний – Приложение 1, слайды 14-16,
Железо – Приложение 1, слайды 17-19,
Кобальт – Приложение 1, слайды 20-22,
Медь – Приложение 1, слайды 23-25,
Цинк – Приложение 1, слайды 26-28.
По сложившийся традиции, на уроках химии мы
ждём взрывы, фейерверки, другими словами
эксперимент. Увы, сегодня этого не будет. Слушая,
сообщения о металлах вы наверняка обратили
внимание на их мизерные концентрации в
растительной и животной пище. Конечно,
определить их в наших лабораторных условиях
нельзя. За помощью мы обратились в СЭС. И вот что
нам рассказала& Огуреева Татьяна Егоровна (Приложение 1, слайд 29).
Учёные-биохимики работают над проблемой
здорового питания, они выявили закономерность,
связывающую дефицит металлов и болезни.
Некоторые из них приведены в таблице (болезни и
дефицит Ме). (Приложение 1,
слайд 30).
Мало знать о значении металлов, об их нахождении
в продуктах питания, нужно уметь рассчитывать
суточный набор продуктов, обогащённых минералом.
(В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько
граммов кураги нужно съесть, чтобы получить
суточную норму калия?) (Приложение
1, слайд 31).
Таким примером может служить таблица « Суточный
набор продуктов, обогащенных магнием» (Приложение
1, слайд 32).
У вас на столах лежат таблицы, в которых указано
содержание минеральных веществ в продуктах
питания, суточные нормы минералов. Ваше задание:
на нетбуках каждая из групп составит суточный
набор продуктов, обогащённых 1 группа –
кальцием;& 2 группа – железом;& 3 группа
–&цинком и презентует нам свою работу.&
(Работа в группах).
Итак, наш урок подошёл к концу. Было приведено
много фактов, доказывающих необходимость
минералов для нормальной жизнедеятельности
организма. Минеральные вещества не обладают
энергетической ёмкостью, как белки, жиры и
углеводы. Однако без них жизнь человека
невозможна. Так же как и при недостатке основных
пищевых веществ или витаминов при дефиците
минеральных веществ в организме человека
возникают нарушения, приводящие к характерным
заболеваниям.
Микроэлементы в некотором смысле даже более
важны, чем питательные вещества, ибо без них
последние не будут правильно усваиваться
организмом.
Особенно важны минеральные вещества детям в
период интенсивного роста костей, мышц,
внутренних органов. С возрастом потребность в
минеральных веществах& снижается.
Концентрация металлов в организме мала, вспомним
пословицу «Мал золотник, да дорог».
Тем, кого заинтересовала тема сегодняшнего
урока, я рекомендую следующую& дополнительную
литературу (Приложение 1,
слайд 33).
Надеюсь, вы возьмёте предложенный&раздаточный
материал и познакомите с ним своих друзей и
домашних, обратитесь к электронным
энциклопедиям, например, к электронной
библиотеке учебников и методических материалов http://window.edu.ru/,
естественно-научному образовательному порталу http://www.en.edu.ru/ (Приложение
1, слайд 34), для того, чтобы расширить уже
имеющиеся знания, и в дальнейшем будете помнить о
необходимости правильного и сбалансированного
во всех отношениях питания. Спасибо всем& за
урок.