Металлы и здоровье человека

Разделы: Химия


Продолжительность урока: 2 урока по 40 минут.

Класс: 11

Технологии:

  • Создание и применение мультимедийной презентации,
  • Использование Интернет-ресурсов.

Цели урока:

  • Образовательная: показать учащимся значение& различных металлов для&&&&&&& поддержания нормального& обмена веществ в организме, формировать умение пользования ЭОР при подготовке сообщений.&&
  • Развивающая: развивать мыслительную и речевую активность детей,& их ИКТ-компетентность.
  • Воспитательная: формировать культуру& здорового и безопасного образа жизни.

Оборудование:& презентация, мультимедийный проектор, нетбуки.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Каждый день мы произносим это слово «Здравствуйте», не задумываясь над его первоначальным смыслом. Сейчас это просто приветствие, а раньше это слово носило другой смысл – им желали здоровья. Здравствуй! – живите долго, без болезней.
На протяжении всей жизни в дни рождения и в праздники& мы желаем друг другу здоровья& на долгие годы. Желать человеку так долго можно что-то очень дорогое, т е здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Французский философ просветитель Мишель Монтень писал: «Здоровье – это драгоценность (и при том единственная), ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». (Приложение 1, слайд 1).
Здоровье зависит от многих факторов, одним из них является питание. На уроках химии и биологии вы часто слышите об основных компонентах продуктов питания: о белках, углеводах, жирах, витаминах. Существует множество различных диет и во всех главными фигурантами являются названные вещества. Да, они составляют основу нашей пищи. Но ни в одной диете я не встречала ни слова о других компонентах нашей пищи. Правда, масса их очень мала, но жить без них мы не можем. Какие это вещества? Это металлы. Сегодня на уроке мы поговорим о металлах, работающих в нашем организме и помогающим нам двигаться, дышать, работать – другими словами& дающими нам жизнь. И так, тема нашего урока& «Металлы и здоровье человека». (Приложение 1, слайд 2).
Мы с вами живем в век информационных технологий, и при подготовке к этому уроку мы использовали материалы электронных энциклопедий и различных сайтов, которые легли в основу сообщений и таблиц, с которыми нам предстоит работать.
Экспериментально установлено, что в организме человека металлы составляют 3 % (по массе). Это очень много. Если принять массу человека за 70 кг, то на долю металлов придётся 2,1 кг. По отдельным металлам массы распределятся следующим образом: кальций – 1700 г, калий – 250 г, натрий – 70 г,&магний – 42 г, железо – 5 г, цинк& – 3 г. (Приложение 1, слайд 3).
По содержанию в живом организме все металлы делят на 3 категории: макроэлементы, концентрация которых превышает 10–3 % (K, Ca,& Mg, Fe, Na);микроэлементы, доля которых составляет от 10–3 до 10–6 &% (Mn, Zn,& Cu,& Ni , Cr,& Mo); ультрамикроэлементы, содержание которых не превышает 10–6 %. (Приложение 1, слайд 4).
Биологические функции металлов существенно различаются. Так, ионы щелочных металлов, менее других склонны к образованию координационных связей, участвуют в создании электролитной среды организма, определяют процессы всасывания веществ в органах и тканях. Ионы кальция образуют плохорастворимые соединения, входящие в «несущие» системы организма: скелет, хрящи, зубы. Легкогидролизующиеся металлы: Мо, Zn – участвуют в реакциях ферментативного гидролиза. Металлы, обладающие переменной валентностью и проявляющие переменные координационные числа: Мо, Сu, Fe – активно участвуют в многочисленных окислительно-восстановительных процессах.
Макроэлементы сконцентрированы, как правило, в одном типе ткани живого организма (соединительная ткань, мышцы, кости, кровь). Они составляют пластический материал основных несущих тканей.
Микроэлементы входят в состав гормонов, ферментов, витаминов и др. биологически активных соединений в основном в качестве комплексообразователей. Например, марганец входит в состав 12 различных ферментов, железо – в 70, медь – в 30, а цинк – в более чем в 100. (Приложение 1, слайд 5).
Естественно, что недостаток этих элементов должен сказываться на содержании соответствующих ферментов, а значит и на нормальном функционировании организма. Таким образом, соли металлов совершенно необходимы для нормального функционирования живых организмов. Это подтвердили и опыты по бессолевой диете, которая применялась для кормления подопытных животных. Для этой цели многократным промыванием водой из пищи удалялись соли. Оказалось, что такое питание приводило животных к гибели.
Качественное содержание микроэлементов в организме человека подвержено значительным колебаниям и зависит от ряда условий: возраста, пола, времени года и суток, условий труда и т д. Для нормального протекания физиологических процессов в организме должен поддерживаться определённый уровень насыщения тканей микроэлементами. Содержание микроэлементов выше или ниже этого уровня приведут к серьёзным последствиям& для здоровья человека.
Микроэлементы неравномерно распределены между тканями и органами. Большенство из них и в высоких концентрациях содержатся в тканях печени. Отдельные микроэлементы проявляют особое сродство к определённым тканям.&&Например, цинк – в поджелудочной железе, молибден – в почках, барий – в сетчатке глаза.
Где располагаются металлы в периодической системе, мы уже знаем. Это левый нижний угол периодической системы и элементы побочных подгрупп правого верхнего угла периодической системы, если провести диагональ от бора к астату. (Приложение 1, слайд 6).
А как обстоят дела с расположением металлов у нас в& организме?& Оказывается разные металлы «облюбовали» себе разные органы человека. Об этом свидетельствует предложенная схема. (Приложение 1, слайд 7).
Посмотрите на неё внимательно. Я думаю, можно сделать определённые выводы. Раз металл находятся в каком-то органе, то он необходим для& его работы. Более подробно о некоторых металлах, о их влиянии на обмен веществ, о продуктах питания, где они находятся , вы сейчас услышите из сообщений своих одноклассников, которые с помощью различных источников, в большей степени электронных, подготовили для вас сообщения и раздаточный материал. (Приложение 2).

(По& ходу выступления учеников используются слайды презентации):

Кальций – Приложение 1, слайды 8-10,
Калий – Приложение 1, слайды 11-13,
Магний – Приложение 1, слайды 14-16,
Железо – Приложение 1, слайды 17-19,
Кобальт – Приложение 1, слайды 20-22,
Медь – Приложение 1, слайды 23-25,
Цинк – Приложение 1, слайды 26-28.

По сложившийся традиции, на уроках химии мы ждём взрывы, фейерверки, другими словами эксперимент. Увы, сегодня этого не будет. Слушая, сообщения о металлах вы наверняка обратили внимание на их мизерные концентрации в растительной и животной пище. Конечно, определить их в наших лабораторных условиях нельзя. За помощью мы обратились в СЭС. И вот что нам рассказала& Огуреева Татьяна Егоровна (Приложение 1, слайд 29).
Учёные-биохимики работают над проблемой здорового питания, они выявили закономерность, связывающую дефицит металлов и болезни. Некоторые из них приведены в таблице (болезни и дефицит Ме). (Приложение 1, слайд 30).
Мало знать о значении металлов, об их нахождении в продуктах питания, нужно уметь рассчитывать суточный набор продуктов, обогащённых минералом. (В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?) (Приложение 1, слайд 31).
Таким примером может служить таблица « Суточный набор продуктов, обогащенных магнием» (Приложение 1, слайд 32).
У вас на столах лежат таблицы, в которых указано содержание минеральных веществ в продуктах питания, суточные нормы минералов. Ваше задание: на нетбуках каждая из групп составит суточный набор продуктов, обогащённых 1 группа – кальцием;& 2 группа – железом;& 3 группа –&цинком и презентует нам свою работу.& (Работа в группах).
Итак, наш урок подошёл к концу. Было приведено много фактов, доказывающих необходимость минералов для нормальной жизнедеятельности организма. Минеральные вещества не обладают энергетической ёмкостью, как белки, жиры и углеводы. Однако без них жизнь человека невозможна. Так же как и при недостатке основных пищевых веществ или витаминов при дефиците минеральных веществ в организме человека возникают нарушения, приводящие к характерным заболеваниям.
Микроэлементы в некотором смысле даже более важны, чем питательные вещества, ибо без них последние не будут правильно усваиваться организмом.
Особенно важны минеральные вещества детям в период интенсивного роста костей, мышц, внутренних органов. С возрастом потребность в минеральных веществах& снижается. Концентрация металлов в организме мала, вспомним пословицу «Мал золотник, да дорог».
Тем, кого заинтересовала тема сегодняшнего урока, я рекомендую следующую& дополнительную литературу (Приложение 1, слайд 33).
Надеюсь, вы возьмёте предложенный&раздаточный материал и познакомите с ним своих друзей и домашних, обратитесь к электронным энциклопедиям, например, к электронной библиотеке учебников и методических материалов http://window.edu.ru/, естественно-научному образовательному порталу http://www.en.edu.ru/ (Приложение 1, слайд 34), для того, чтобы расширить уже имеющиеся знания, и в дальнейшем будете помнить о необходимости правильного и сбалансированного во всех отношениях питания. Спасибо всем& за урок.