Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в старшей речевой группе дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Разделы: Логопедия


Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Взаимодействия детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, воспитателей, других специалистов дошкольного учреждения, в процессе которой родители приобщаются к проблемам своих детей.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в речевую группу детского сада. Но еще до начала учебного года для родителей вновь поступивших детей я провожу групповое собрание (в апреле-мае).

На этом собрании я знакомлю родителей с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения, говорю о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Также рассказываю об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании. Родители подводятся к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка.

Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, в середине и в конце учебного года. На них перед родителями ставятся конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду.

На первом групповом собрании родителям объясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

– создание мотивации, положительного настроя ребенка к занятиям дома;
– проведение занятий членами семьи с ребенком в разных формах вне детского сада;
– принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений; (наблюдение и лечение у специалистов)
– демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы; (спросить у ребенка, чем и как он занимался, поинтересоваться, кто с кем дружит и т.д.)

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов деятельности родителей, чьи дети детей посещали логопедическую группу в предыдущие годы.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать. Я объясняю, что овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Кроме того, необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.

Таким образом, родители начинают понимать, что перед дошкольным учреждением и семьей стоят единые задачи развития детей, отличающиеся лишь путем их реализации.

В конце сентября до родителей доводятся результаты диагностики детей. Это происходит только в индивидуальной беседе логопеда и родителя. Главная цель – установить с родителями доверительные отношения, заручиться поддержкой для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе я отмечаю сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаю пути оказания помощи в коррекции речи. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня развития ребенка, от сложности речевых недостатков, от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и др.

Совместно с воспитателями группы я объясняю родителям, что их участие в коррекции речи не должно быть разовым. Каждая речевая игра и упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушится целостность педагогической коррекции. В результате пострадает ребенок.

Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к коррекции речи детей. Детский сад (логопед, воспитатели) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?

Самое лучшее – это опросить самих родителей (беседы, анкетирования), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и семьи.

Учитываются все высказанные ими пожелания.

Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий. Для совместной деятельности детей и родителей дома мной разработаны карточки-задания. (Приложение 1) Отбирая и разрабатывая систему занятий родителей с детьми, я учитывала большую загруженность родителей, поэтому материал охватывает все разделы речевой коррекции в одном задании. Задания разработаны и спланированы в соответствии с перспективным планом коррекционно-воспитательной работы в старшей логопедической группе на весь учебный год. Задания в карточках объединяют все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику. Так как в сентябре, в течение двух недель проводится обследование детей, то карточки-задания начинают использоваться с третьей недели сентября. Всего мной составлено двадцать восемь заданий с учетом обследования в сентябре и новогодних каникул в январе. Карточка-задание выдается ребенку вместе с тетрадью индивидуальной работы на выходные дни.

Родителям предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности между членами семьи, чтобы способствовать развитию речи ребенка. Например, мама большую часть времени проводит на кухне. Она предлагает малышу перебрать горох, рис или пшено. Тем самым потренирует мелкую моторику. На кухне можно играть в игры по обогащению словаря ребенка, развития грамматического строя речи. «Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Компота?» Можно играть в «сладкие», «кислые», « горькие», «соленые» слова, игру «Приготовим сок» (из яблок – сок яблочный, а теперь наоборот, апельсиновый сок из чего? и т.д.). Мама, готовя ужин, может сказать «Овощи растут внизу, на грядке. Фрукты растут высоко, наверху, на деревьях» показывая ребенку овощ, скажет: «Картошка. Это овощ. Овощи где растут? Внизу. Достали ручками до пола. Яблоко. Это фрукт. Фрукты где растут? Наверху, на дереве. Подняли руки вверх.
Папа, забирая ребенка из детского сада, также может выполнить задания логопеда, проведя игру: «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы со звуком «Ш», мимо которых мы проходим, а еще обязательно скажем какие они». Вот машина – она синяя. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденное ими по очереди.

Увеличение и усложнение заданий происходит постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранилась «ситуация» успеха, чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.

Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной деятельности ребенка, способствует формированию навыков связной речи. Например, для развития творческого рассказывания полезными оказались задания по изготовлению дома книжек-малышек (по русским народным сказкам). Дети вместе с родителями оформили книжки и альбомчики «Мой четвероногий друг», «Интересные случаи из жизни нашей семьи», «Загадки-отгадки». Значительно пополнили родители и дети копилку сложных слов (самолет, пароход, самокат и т.д.). Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например, бумажки со словами высыпаются в шляпу, дети по очереди достают бумажки, педагог зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение, сказать, из каких частей образовано сложное слово.

С первых дней пребывания ребенка в речевой группе, я убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, можно было из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали». На выставке демонстрируются экспонаты из природного и бросового материала, которые были сделаны детьми дома. Пособия используются на занятиях, например по развитию связной речи или формированию звукопроизношения.

На выставке демонстрируются удачные работы детей и родителей предыдущих годов обучения. Показательна в этом отношении копилка игр и упражнений, которые пополняются, благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором материала на заданную логопедом тему. Впоследствии некоторые мамы пытались найти «новые» способы обучения детей, делились опытом. В ответ на задание выучить стихотворение они самостоятельно придумывали, как сделать это: запоминали стихотворение по рисункам, сделанным совместно с ребенком, по предметам, разложенным в определенной последовательности. Так появилась, например, театрализованная игра «Овощи» по стихотворению «Однажды хозяйка с базара пришла…». На усвоение предлогов – интересная игра «Птичка у кормушки».

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости занятий дома, закрепления пройденного материала оказались дни открытых дверей, круглые столы с участием педагогов группы, психолога, учителей начальной школы, речевые праздники.

На речевых праздниках основой становится то, что готовилось дома с детьми и их родителями (стихотворения, диалоги, небольшие сценки), здесь проявляется максимальная активность родителей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Вводятся задания, где соревнуются не дети между собой, а семейные команды: кто лучше повторит скороговорку, кто быстрее составит слова из разбросанных букв, кто быстрее разгадает ребус и т.д.

Логопедом и воспитателями проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность: различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения. Родители в индивидуальных беседах консультируются у логопеда и воспитателей по поводу интересующих их проблем, знакомятся с различными дидактическими речевыми играми, могут взять домой на время игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом. Родители приходят на просмотр моих занятий и занятий воспитателей, когда у них есть желание и по мере необходимости, предварительно согласовав это с педагогами.

Данная практика взаимодействия логопеда и воспитателей с семьей показала себя достаточно эффективной. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.