Урок-сказка "Гуси-лебеди". Решение задач на сложение и вычитание. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Обучающие:
    • закрепить умение решать задачи на сложение и вычитание изученных видов;
    • формировать вычислительный навык;
    • сравнивать числа;
  • Развивающие:
    • развивать математическое мышление, память, наблюдательность, внимание;
  • Воспитательные: воспитывать
    • дружеское отношение в классе;
    • интерес к математике;
    • положительную мотивацию к учёбу;
    • взаимовыручку;
    • заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

  • рисунки с изображением яблони, печки, тропинки, избушки, домика, лебедей, девочки,  мальчика;
  • предметные картинки: яблоки с примерами, рыбки, цветочки, лапки гусиные;
  • карточки с изображением цифр 1-10 с обратной стороны буквы: гуси-лебеди;
  • пособие с изображением геометрических фигур;
  • корзина, цветочки ( красные и синие).
  • ребусы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа

– Ребята, кто из вас любит сказки? Все? (Да)
– Я сегодня приглашаю вас в одну сказку. Чтобы узнать в какую сказку  мы отправимся, надо поставить цифры по порядку от 1 до 10.

(Дети выходят к доске по одному и ставят карточки цифр)

1     2    3   4        5    6   7   8    9   10

Г    У   С   И       Л   Е   Б   Е   Д    И

– Переворачиваем цифры, читаем хором название сказки («Гуси-лебеди»)
– А, чтобы попасть в сказку, мы должны сказать волшебные слова. Встали, закрыли глазки.

3 раза хлопнем,
2 раза  топнем.
Влево, вправо повернись,
В сказке очутись.

3. Плостановка темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем считать, сравнивать, решать задачи. Но ведь мы с вами в сказке. Помните, как Гуси-Лебеди унесли братца-Иванушку? Побежала девочка его искать (картинка Машеньки). У кого она попросила помощи? (Печки, речки, яблони). Но прежде чем помочь девочке, они попросили её исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. А нас много. Чтобы помочь Машеньке и Ванечке спастись от Гусей-Лебедей и Бабы-Яги нужно:

  • правильно и быстро выполнять задания;
  • не допускать ошибок;
  • а главное – быть очень внимательными.

– Готовы? (Да)

4. Устный счет

– Итак, отправляемся в путь. Перед нами тропинка, но, чтобы не было скучно идти, давайте решать веселые задачки (картинка тропинки с цветами, грибами и ягодами, 4 шт.)

Задачи:

1) У пенечка 2 грибочка
И под елкой 5.
Сколько будет всех грибочков
Надо сосчитать? (5 + 2 = 7)

2) У Коли и Марины
4 мандарина,
Из них у брата – 3,
А сколько у сестры? (4 – 3 = 1)

3) Саша с Колей рыб удили
9 рыбок наловили.
Котик к рыбкам подобрался –
Одну схватил он и умчался.
Сосчитайте-ка, дети, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей? (9 – 1 = 8)

4) 3 ромашки-желтоглазки
2 веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

Решение примеров в пределах 10.

– Бросилась девочка догонять Гусей-Лебедей. Бежала, бежала, увидела яблоньку (картинка яблоньки). "Яблоня, матушка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Выполни мое задание, тогда скажу!"

– Давайте, ребята, выручать Машеньку. Соберем в корзину яблоки (картинка корзины).

Дети выходят по одному, читают правильно и решают примеры

6 + 3           9 – 4           4 – 2
0 + 8           1 + 8           5 – 3

– Устали, ребята? Давайте отдохнем.

5. Физминутка "Гуси-Лебеди"

Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели,
Сели, посидели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.

6. Сравнение чисел

– Побежала Машенька дальше. Стоит перед ней печка (картинка печки). "Печка, матушка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели? Выполни мое задание, – скажу!"
– Поможем девочке выполнить задание печки? Посмотрите, какие пирожки испекла печка.

1) Работа в тетрадях

(Вытаскиваю пирожки, на них написаны выражения)

10 * 10       4 * 7
0 * 3           6 * 1

2) Восстановить порядок чисел и увеличить их на 2.

– Дальше бежит девочка. Течет на ее пути молочная река в кисельных берегах. "Речка, кисельные берега, скажи, пожалуйста, куда Гуси-Лебеди полетели? Выполни мое задание, – скажу!". Давайте, ребята, снова поможем девочке. Рыбки запутались в сетях, нужно помочь им (на доске рисуем речку и крепим рыбки с цифрами)

1  2  4  5  6
3  4  6  7  8            увеличим на 2

7. Физминутка "Рыбки"

Рыбки плавали, плескались
В чистой, тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке

3) Задания на смекалку

– Долго бегала девочка по полям, по лесам. Вдруг видит, стоит избушка на курьих ножках (картинка избушки). На её крыше сидят Гуси-Лебеди (картика лап гусей, потом картинка самих лебедей)

  • Сколько гусей сидит на избушке?
  • Отгадайте ребусы:

7Я         ПО2Л        С3Ж

8. Самостоятельная работа в тетрадях

– А в избушке Баба-Яга братцу Иванушке трудные вопросы задает, на сообразительность и находчивость его проверяет. А вы хотите помочь Иванушке?

– Открыли учебник на стр. 26 № 1. (Разбор задачи и запись решения и ответа самостоятельно)

5 + 3 = 8 (к)

Ответ: 8 конфет.

9. Работа с геометрическим материалом

– Отвернулась Баба-Яга, подхватила Машенька братца и побежала домой. Вот и дом совсем близко. Давайте из геометрического материала составим домик. (Дети составляют домик)
– Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь героям сказки? (Да)
– Как мы им помогли? (Решали задачи, примеры, сравнивали числа)

10. Формирование навыка самооценки

– А теперь мы должны оченить свою работу на уроке. Посмотрите, у вас на столах лежат цветочки. Подумайте, как вы работали на уроке: красный цветок – очень хорошо, синий – хорошо, но могли бы лучше. Возмите цветок, который вы выбрали, и пройдите к избушке. (Дети по одному выхобят к доске и приклепляют к тропинке цветы.)
– Какая красивая полянка из цветов получилась! Наше путешествие закончилось. Иванушку мы спасли, пора возвращаться домой. Встали, закрыли глазки, скажем волшебные слова:

3 раза хлопнем,
2 раза топнем,
Влево, вправо повернись,
Из сказки ты вернись.

– Наша сказка закончилась. Урок окончен.