Суммирование сходящихся рядов является неотъемлемой частью общей теории суммирования рядов, и имеет большое значение для ее дальнейшего изучения и развития.
Начинать рассмотрение теории суммирования необходимо еще в школе на факультативных занятиях. Это связано с обширностью данной тематики, ее проникновением во все сферы математики, большим прикладным значением, перспективностью для дальнейшего изучения.
Данный факультативный курс разработан с использованием методов проблемно-развивающего обучения, ситуаций свободного выбора, различных форм индивидуальной работы и группового взаимодействия, а также групповых дискуссий и познавательных игр.
Кроме того, учащиеся имели свободный доступ к специально разработанному по данному курсу электронному учебному пособию.
Факультативный курс
Тема: “Ряды”
Количество часов: 15
Цели изучения темы:
- знакомство с понятиями числовой ряд, сумма числового ряда, определение различных свойств числовых рядов;
- рассмотрение основных способов суммирования числовых рядов;
- знакомство со сходящимися и расходящимися рядами, формирование условия и признаков сходимости числовых рядов;
- определение перспектив развития теории суммирования рядов;
- приобретение умений и навыков решения задач на нахождение суммы ряда и исследование сходимости;
- определение круга задач, связанных с использованием числовых знакочередующихся рядов;
- знакомство с возможностью суммирования некоторых расходящихся рядов;
- развитие мотивации учения старшеклассников;
Тематическое планирование по факультативному курсу “Ряды”
Название темы занятия |
Кол-во часов |
|
| 1. | Активизирующая познавательная игра по теме “Прогрессии и последовательности” | 1 |
| 2. | Понятие числового ряда | 2 |
| 3. | Урок одной задачи: определение площади фигуры | 1 |
| 4. | Понятие суммы ряда. Вычисление суммы ряда. Остаток ряда | 3 |
| 5. | Сходящиеся и расходящиеся ряды. Условие сходимости. Признаки сходимости | 2 |
| 6. | Свойства сходящихся рядов | 1 |
| 7. | Метод конечных разностей | 1 |
| 8. | Знакочередующиеся ряды | 2 |
| 9. | Основные сведения о расходящихся рядах. Возможность их суммирования | 1 |
| 10. | Итоговое занятие | 1 |
| Всего: | 15 | |
Занятие 1
Активизирующая познавательная игра по теме
“Прогрессии и последовательности” (Приложение
1)
Занятие 2
Понятие числового ряда. (Приложение 1)
Теоретический материал:
Определение 1. Числовой ряд – бесконечная последовательность чисел, соединенных между собой знаками сложения.
Определение 2. Если имеется числовой ряд
, то
называется
общим членом ряда.
Основные типы задач:
1. Нахождение по заданному n LANG="RU">-ому члену числового ряда любого его члена.
Пример.
. Найти
.
Решение:
;
; ![]()
2. Нахождение n-ого члена заданного числового ряда:
Пример. Найти n-ый член ряда
Решение: ![]()
Список задач:
1. Дан ряд
.
Найти
![]()
2. Дан ряд
.
Найти
.
3. Найти n-ый член ряда
. 4. Найти n-ый член ряда
.
Занятие 3
Урок одной задачи: определение площади фигуры. (Приложение
1)
Теоретический материал:
Бесконечно убывающая геометрическая
прогрессия ![]()
![]()
, так как
, ![]()
Проблемно-поисковая задача, подготавливающая к восприятию темы суммирование бесконечного числового ряда:
Дан квадрат со стороной 1. Каждую из его сторон разделяют на 3 равные части и соединяют ближайшие точки деления смежных сторон. Также поступают с получившимся многоугольником, затем с 18-ту угольником и до бесконечности. Найти площадь фигуры, которая получается в результате пересечения полученных многоугольников.
Решение:
Найдем суммарную площадь отрезанных
треугольников. Рассмотрим
, отрезанный на каком-то шаге и
, отрезанный на
следующем шаге: ![]()
Треугольников “нового поколения” в 2 раза
больше, следовательно, их суммарная площадь
составляет
площади “предков”
.
– геометрическая
прогрессия
.
Занятие 4
Понятие суммы ряда. Вычисление суммы ряда.
Остаток ряда. (Приложение 1)
Теоретический материал:
Дан ряд (1)
=
![]()
Пусть
;
;
; ...;
; ...
частичные суммы ряда (1).
Определение 1. Если последовательность
частичных сумм
ряда (1) имеет конечный предел S, т.е.
, то ряд
называется сходящимся, а S – его сумма. В этом
случае записывают
.
Определение 2. Остатком бесконечного
числового ряда называют разность между его
суммой и частичной суммой, т.е. если в ряде (1)
отбросить первые m членов, то получим ряд
m-ый остаток
ряда.
Определение 3. Если
не имеет конечного предела, то ряд (1)
называют расходящимся.
Основные типы задач:
- Нахождение суммы ряда, представляющего сбой бесконечно убывающую геометрическую прогрессию.
- Нахождение суммы числового ряда методом математической индукции
Пример. Найти сумму ряда
.
Решение:
, 
Пример. Найти сумму ряда
.
Решение:
- выдвижение гипотезы:
(1) - проверка гипотезы для первой частичной суммы n
= 1;
верно. - предположение о правильности гипотезы для n
= к

- доказательство правильности гипотезы для n = к + 1
- из справедливости формулы (1) для n = к вытекает, что ее справедливость для n = к + 1, тогда согласно принципу математической индукции формула (1) верна для всех значений n.
![]()
6) ![]()
3. Представление периодической дроби в виде обыкновенной.
Пример. Представить 0,(8) в виде обыкновенной дроби.
Решение: ![]()
,
.
Список задач:
1. Найти сумму ряда
.
2. Найти сумму ряда
.
3. Найти сумму ряда
.
4. Найти сумму ряда
.
5. Найти суму ряда
.
6. Представить в виде обыкновенной периодическую десятичную дробь:
а) 0,(5);
б) 3,(27);
в) 0,5(8);
г) 28,10(01).
7. В равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 1 м, вписан другой треугольник так, что его вершины находятся в серединах сторон первого треугольника. Во второй треугольник подобным образом вписан третий, и т.д. Найдите: а) сумму периметров этих треугольников; б) сумму площадей этих треугольников.
8. В круг радиуса R вписан квадрат, в квадрат вписан круг; в этот круг вписан второй квадрат и т.д. найдите сумму площадей всех квадратов.
Занятие 5
Сходящиеся и расходящиеся ряды. Условие
сходимости. Признаки сходимости числовых рядов. (Приложение
1)
Теоретический материал:
Необходимое условие сходимости ряда. Если
ряд
сходится, то ![]()
Признак Д’Аламбера. Пусть
числовой ряд с
положительными членами и пусть существует
предел
.
Тогда если Д < 1– ряд сходится, если Д > 1–
расходится.
Признак Коши. Пусть
– числовой ряд с
неотрицательными членами и пусть существует
предел
.
Тогда, если Д < 1 – ряд сходится, если Д > 1– ряд
расходится.
Признак сравнения. Пусть даны два ряда
и
, имеющие неотрицательные
члены. Если, хотя бы начиная с некоторого номера N
(
),
выполняется неравенство
и если второй ряд сходится, то
сходится и первый ряд, а если расходится первый,
то расходится и второй.
Основные типы задач:
- Задачи на определение расходимости ряда с помощью условия сходимости.
- Задачи на определение сходимости или расходимости с помощью признака Д’Аламбера.
- Задачи на определение сходимости или расходимости с помощью признака Коши.
- Задачи на определение сходимости с помощью признака сравнения.
Пример.
;
ряд
расходится.
Пример.
;
=![]()
по признаку Д’Аламбера
ряд сходится.
Пример.
;
=
по признаку
Коши ряд сходится.
Пример. Ряд
сходится. Но
сходится ряд
Список задач:
1)
2)
![]()
3)
4)
5)
6)
7)
Занятие 6
Свойства сходящихся рядов. (Приложение 1)
Теоретический материал:
Свойство 1. Числовой ряд не может иметь двух различных сумм.
Свойство 2. Если ряд
сходится, то сходится и ряд,
полученный из любой расстановкой скобок.
Свойство 3. Пусть ряды
и
сходятся и их суммы равны
соответственно S и S. Тогда и ряд
, сходится и его сумма
равна S + S.
Свойство 4. Если ряд
сходится и его сумма равна S, то
сходится ряд
,
и его сумма равна А S.
Свойство 5. Если сходится ряд
(5), то сходится и любой
ряд, полученный из него отбрасыванием конечного
числа членов.
Занятие 7
Метод конечных разностей. (Приложение 1)
Теоретический материал:
Пусть требуется вычислить сумму
– n-ая частичная сумма.
Подбираем такую последовательность Ик,
чтобы при любом
к от 1 до n имело место равенство
. Тогда n-ую
частичную сумму можно найти следующим образом:
. Далее находим
предел n-ой частичной суммы.
Основной тип задач: нахождение суммы ряда с помощью метода конечных разностей.
Пример. Найти сумму ряда
.
Решение:![]()
.
Список задач:
Найти сумму ряда:
1)
2)
3)
Занятие 8
Знакочередующиеся ряды.
Теоретический материал:
Определение. Ряд вида
, где все
, либо все
называется знакочередующимся.
Признак Лейбница: Пусть члены
знакочередующегося ряда монотонно убывают по
абсолютной величине и
, при
. Тогда этот ряд сходится. При этом
остаток ряда имеет тот же знак, что и первый из
его членов и не превосходит его по абсолютной
величине (доказательство см. Приложение 1)
Основные типы задач:
- Вычислите суммы с заданной точностью.
- Определение сходимости ряда.
Пример. Вычислите сумму ряда
с точностью 0,01.
Решение:
;
,
следовательно, для нахождения суммы данного ряда
с точностью 0,01, надо вычислить сумму первых 4 его
членов.
Пример. Доказать, что ряд
сходится.
Решение: Ряд знакочередующийся, его члены
монотонно убывают по абсолютной величине и
.
Список задач:
1. Исследовать на сходимость:
1)
![]()
2)
3)
![]()
2. Сколько членов ряда
надо взять, чтобы вычислить сумму с
точностью 0,0001.
Занятие 9
Основные сведения о расходящихся рядах. (Приложение
1)
Теоретический материал:
Расходящейся ряд:
– не имеет суммы в обычном ее понимании
– если n-й член ряда не стремится к 0, при
, то ряд
расходится
Метод суммирования Чезаро: Дан числовой ряд
. По частичным
суммам этого числового ряда строятся их
последовательные средние арифметические
. Если
последовательность
, то S – “обобщенная сумма” ряда.
Основной тип задач: вычисление суммы ряда.
Пример. Вычислим сумму ряда
,
,
,
,...,
![]()
.
Дополнительные задания:
1) 7 – 7 + 7 – 7 + 7 – 7 + ...;
2)
;
3)
.
Занятие 10
Итоговое занятие.