Цель: Дифференцировать представления детей о природных водоемах на примере моря и реки.
Задачи
Образовательные:
- Закрепить представления детей о реке и море, как природных водоемах. Учить дифференцировать данные понятия, используя приемы сравнения.
- Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом «а», предложно – падежные конструкции.
- Совершенствовать умение употреблять имена существительные в ед. ч. Им. п. и мн. ч. Р. п.
- Закреплять умение подбирать антонимы.
- Упражнять в умении грамотно составлять ответы на поставленные вопросы.
- Закреплять умение пользоваться графическими схемами.
Коррекционно-образовательные:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Формировать логические формы мышления.
- Развивать концентрацию и устойчивость внимания, память.
- Развивать мелкую моторику рук и умение координировать собственные действия.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру слушания: не перебивая выслушивать ответ сверстника, по необходимости высказывая дополнения.
- Воспитывать способность к согласованному взаимодействию.
- Развивать умение внимательно слушать инструкцию.
Оборудование и материалы: магнитофон, кассета с шумами моря и течения воды в реке, стаканчики с соленой и пресной водой, карточки – схемы для составления связного высказывания, иллюстрации, макеты реки и моря, мяч, пластилиновые дощечки, крупы (пшено, горох), эмблемы со схематичным изображением реки и моря (по количеству детей), ракушки.
Ход занятия
Дефектолог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна). А какое время года будет после весны? (Лето). Летом все отдыхают, едут в отпуск. Может нам не дожидаться лета, а прямо сейчас всем вместе отправиться к морю?
Суши меньше в нашем мире, чем воды,
Под водой растут волшебные сады,
Они дивных обитателей полны
Разной формы, цвета и величины.
Ну что, отправляемся в отпуск?
Входит логопед.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Ну что, идем заниматься?
Д. Мы решили устроить себе отдых и уезжаем в отпуск.
Л. Замечательная идея – мы отправимся путешествовать по реке.
Д. Но мы уже решили отправиться к морю.
Л. Хорошо, но при одном условии: вы должны по звуку отличить шум воды в море и в реке (звучит фонограмма, дети называют и подтверждают свое утверждение доказательной речью). Молодцы, правильно! Но все же по реке путешествовать интересней.
Д. А мы можем отправиться и к морю и в путешествие по реке. А поможет нам сделать выбор сама вода (выносит поднос со стаканчиками). Ребята, попробуйте на вкус водичку. Какая вода? (соленая, не соленая – пресная). Те, кому попалась соленая вода, подойдите ко мне, а кому попалась пресная (не соленая) вода – к Марине Викторовне.
Логопед и дефектолог надевают на детей эмблемы и обозначают названия команд. (рис.1)
Л. Наша команда может доказать, что река лучше.
(специалисты показывают картинки-схемы, дети выстраивают предложения) (рис.2)
«Р» – в море вода соленая, а в реке – пресная
«М» – река узкая, а море – широкое
«Р» – реку можно переплыть, а море – нет
«М» – море глубокое, а река – мелкая
«Р» – на реке волны маленькие, а на море – большие
Д. Ну что ж, везде есть хорошее. Предлагаю проверить, знают ли команды водных обитателей реки и моря. Каждая команда должна найти жителей своего водоема. Ребята, возьмите по одному жителю и поселите его туда, где он живет: в реку или в море.
Дети выбирают соответствующие предметные картинки, определяя их на макетах (проговаривая место обитания каждого жителя). (рис.3,4)
– рак живет в реке – это речной житель;
– краб живет в море – это морской житель;
– щука живет в реке – это речной житель;
– акула живет в море – это морской житель;
– карп живет в реке – это речной житель;
– камбала живет в море – это морской житель.
Л. Вот видите, не только водоемы отличаются, но и их обитатели.
Д. Но все же у обитателей водоемов есть что–то общее. Посмотрите, например, на рака и краба, чем они похожи? (дети называют сходства с опорой на схемы). (рис.5)
– и у рака и у краба тело покрыто твердым панцирем;
– и у рака и у краба по пять пар ножек;
– и у рака и у краба есть клешни;
– и рак и краб живут в воде.
Л. Но у них есть и отличия (дети другой команды перечисляют отличия).
– у краба тело широкое, а у рака – узкое;
– рак длинный, а краб – короткий;
– у рака есть длинные усы, а у краба – нет;
– краб живет в соленой воде, а рак – в пресной.
Д. Молодцы! Вы все очень внимательные и думаю, сможете справиться с любым заданием. Предлагаю разобраться в путанице: морские и речные жители перепутались. Вам предстоит их найти, узнать и вернуть домой. (рис.6)
Дети по очереди называют 1 обитателя водоема, дефектолог предлагает найти его среди теневых силуэтов и приложить к силуэту в путанице (с целью проверки), называя характерные особенности внешнего вида.(рис.7)
Д. Кто спрятался в путанице?
– Я вижу дельфина: у него вытянутое тело и рот похож на клюв. Он живет в море.
Л. Море просторное и поэтому, чтобы вернуть дельфина домой, необходимо правильно назвать точное место. Я могу помочь. (рис.8) Где прыгает дельфин?
– Дельфин прыгает по волнам.
Д. – кто еще спрятался в путанице?
– Я вижу окуня: у него колючий верхний плавник. Окунь живет в реке.
Л. Где прячется окунь?
– Окунь прячется в водорослях.
Д. Кого видит Максим?
– Я вижу осьминога: у него есть щупальца. Осьминог живет в море.
Л. Где спит осьминог?
– Осьминог спит между камнями.
Д. Кого нашла в путанице Галя?
– Я вижу сома: у него вытянутое тело и длинные усы. Сом живет в реке.
Л. Где притаился сом?
– Сом притаился под корягой.
Д. Кого разглядел Вася?
– Я вижу лягушку: у нее есть голова, туловище и лапы. Лягушка живет около реки.
Л. Где прыгает лягушка?
– Лягушка прыгает по берегу.
Д. Кого еще забыли назвать?
– Я вижу морского конька: у него голова похожа на голову коня, а хвост завернут колечком. Морской конек живет в море.
Л. Где прячется морской конек?
– Морской конек прячется в кораллах.
Л. Жителей в водоемах не по одному, а много. Поиграем в игру «Один – много». Я буду называть одного обитателя водоема, а вы должны назвать правильно, когда их много (игра с мячом). Рак, краб, акула, дельфин, осьминог, лягушка, карп, щука, кит, сом, морской конек.
Д. И команда «Река» и команда «Море» показали, что хорошо знают водоемы и их обитателей. Пора отправляться в путь. Но сначала нужно сделать разминку. Все встали, положили левую руку на живот, а правую – на «волшебные» точки (под ключицей), делаем массаж (точечный массаж).
А так как мы отправляемся в путешествие вместе, пора и подружиться – поиграем в «Ладушки» (перекрестные хлопки в ладоши в парах).
Разминку мы сделали, подружились, пора отправиться в путь. Волшебный бубен подскажет, как идти: что нужно делать, когда услышите ритмичные звуки? (шагать) звон бубенчиков? (идти на цыпочках, осторожно) (проводится игра на внимание).
Л. Ну вот мы и пришли к водоему. Только не понятно – река это, или море. Что же делать? Берега заколдованы и мы не можем определить, а жители спрятались на дне.
Д. Я знаю волшебные слова: трим-тата, трим-тата, хозяйка к нам иди сюда (дети проговаривают слова, выходит воспитатель).
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Мои друзья – водные обитатели, очень пугливы. Но я помогу вам их увидеть. Правило первое – не шуметь. Правило второе – быть очень внимательными и аккуратными. Я дам вам чудо-песок и чудо-камешки, они помогут увидеть моих друзей. Камушки надо раскладывать по контуру, а песок посыпать внутри контура. Только обязательно придавливайте, чтобы чудеса закрепились.
Звучит музыка, дети выкладывают на пластилиновых дощечках изображения водных обитателей, воспитатель помогает, направляет, контролирует.
В. Теперь вы можете узнать и назвать моих друзей (дети перечисляют). Раз вы их узнали, то можете сказать – что же это за водоем? (море). Верно, но у меня гостит один друг – кто же он? (рак). А вы знаете, где он живет? (в реке). Правильно, молодцы! Сегодня вы побывали у меня, хозяйки моря, в гостях. Пришло время прощаться. А на память я хочу вам подарить морские ракушки (раздача презентов) – До свидания!
Дети под музыку прощаются и выходят.