Цели:
- обучающие:
воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в парах, эмоционально-положительный взгляд на мир.Оборудование:
компьютер, проектор, экран; карта путешествия, изображения планет, космического корабля, звёздочки с обязательными чертами характера космонавта, портрет Ю.А. Гагарина, видеозаписи "Музыка Вселенной", "Первый человек в космосе", интерактивы "Планеты Солнечной системы".Ход урока
I. Эмоциональный настрой, орг. момент
Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы -
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.
II. Формулировка темы, постановка учебных задач.
Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики) Почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики? С давних пор загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
(слайд 1) Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок - мы отправимся в путешествие в космос, во вселенную.
Открытый урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие в космос"Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли, которая образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад, из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные телаЦель нашего полета - получить новые знания. Что бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответы? (дети задают вопросы)
Итак, выслушав все ваши вопросы, я поняла, что вы хотите узнать:
- Что такое космическое пространство и что в нем находится?
- Кто и когда впервые полетел в космос?
- Как устроен космический корабль?
- Значение некоторых "космических" слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат).
А чему мы должны научиться на нашем необычном уроке? (ответы детей)
Итак, на уроке вы должны научиться рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.
III. Актуализация знаний.
А теперь занимайте места в ваших космических кораблях (на доске работы детей - "Ракеты"). Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск!
Наши корабли оторвались от Земли. И вот мы в космосе. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.)
(слайд 2) Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды. Планеты, Луна. Это небесные тела.
Использование ИКТ на уроке окружающего мира (слайд 3) Звезды - это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда,тем ярче она кажется.(слайд 4) Кометы - это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.Любой комете со временем суждено исчезнуть.
(слайд 5) Самая большая звезда - Солнце. Это огромный газовый шар. Он светится. Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить. Солнце вращается вокруг своей оси.Солнцем освещаются планеты (они сами не светятся).
(слайд 6) Как и звезды, планеты имеют форму шара. Они вращаются вокруг Солнца. Солнце и планеты - это Солнечная система. Всего планет 9. Сила притяжения Солнца невидимыми цепями удерживает Землю и другие планеты, заставляя двигаться их по кругу. Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ. Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.
(слайд 7) Вокруг Земли движется ее спутник - Луна. Она в 4 раза меньше Земли.Луна - не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить. На поверхности Луны днём бывает - жара до 130 градусов, а ночью - мороз до 170 градусов.Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.
(слайд 8) Урок окружающего мира (2 класс) "Путешествие в космос"Раньше, давным-давно, люди думали, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли. С тех пор прошло очень много лет. Теперь известно, что Земля летит в космосе вокруг Солнца. Это орбита Земли. За год Земля делает оборот вокруг своей оси. Ученые-астрономы доказали это, а космонавты, побывав в космосе, смогли это увидеть и даже сфотографировать.
(слайд 9) 3 ноября 1957 года на первую собаку, отправленную в космос, была Лайка. На неё надели специальный скафандр и построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Но Лайка из космоса не вернулась.
19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
(слайд 10)В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
IV. Изучение нового материала.
1. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
(слайд 11).
- Ребята, чей это портрет? Как зовут этого человека?
- Чем он прославился на весь мир?
- Когда Ю.Гагарин совершил свой полет в космос? (12 апреля 1961 года)
Полёт Юрия Гагарина в космосС детства сельский мальчик Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда маленькому Юре было всего 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось жить в землянке.В 15 лет Ю.Гагарин поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в Военное Авиационное училище. Человеком он был смелым, решительным, находчивым и веселым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Он внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.
12 апреля 1961 года под управлением Ю.Гагарина стартовала ракета "Восток" и совершила полный оборот вокруг планеты за 108 минут. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Простой, обаятельный русский человек проложил дорогу к звездам и положил начало космической эре. Ликовали советские люди. Этот день стал настоящим праздником.
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза.
(слайд 12)После полета Юрия Гагарина космонавтика стала стремительно развиваться. Последователями Гагарина стали: Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина-космонавт), Алексей Архипович Леонов (первый космонавт, вышедший в открытый космос), Светлана Евгеньевна Савицкая (первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос) (фотографии космонавтов).
(слайд 13) К нашему времени изменилась космическая техника, подготовка экипажей. Теперь люди могут долго находиться в космосе. Там они проводят научные исследования.В 1971 году наша страна создала первую постоянную орбитальную станцию "Салют". Орбитальная - это значит летающая вокруг Земли.Орбитальная космическая станция "Мир" создана на базе конструкции станции "Салют", выведена на орбиту 20февраля 1986 года.
(слайд 14) Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.Космонавт - это исследователь. Каждый день на орбите - это экспериментальная работа в космической лаборатории.Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.Космонавт - медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.Космонавт- это строитель, монтажник.
Физкультминутка "Скафандр космонавта"
(слайд 15)
Космонавтам нужен особый космический костюм - скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.
Физкультминутка на уроке "Путешествие в космос"На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).
Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
2. Устройство космического корабля
(слайд 16)Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли "Восток", "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.
Космические ракеты запускают с космодрома (чтение статьи в учебнике). Запуск ракеты невозможен без ракеты-носителя (статья в учебнике).
Ю. Гагарин полетел в космос на корабле "Восток" с космодрома Байконур. Он был одноместный и космонавт находился в нем всего 2 часа. После "Востока" появились "Восход" и "Союз". На Луну летал "Аполлон".
На космическом корабле есть несколько отсеков. Кабина космонавтов - главный отсек. Специальные приборы в нем регулируют влажность, температуру и количество воздуха. Электроэнергию для работы приборов космическому кораблю дает Солнце. Здесь космонавты управляют кораблем, ведут бортовые журналы, могут вести переговоры с Землей. Только кабина космонавтов возвращается на Землю. В кабине расположены окна - иллюминаторы (определение в учебнике).
В космосе всегда невесомость (уточнение значения по учебнику с. 135). Нельзя налить суп в тарелку, а чай в чашку. Поэтому продукты питания хранятся в специальных упаковках - тубах. Нельзя допускать, чтобы крошки, кусочки пищи, или капельки воды летали по кораблю. Поэтому еду из упаковок выдавливают прямо в рот.
Космический корабль все время связан с Центром управления полетом, который берет на себя часть работы космонавтов (прочитать определение на стр. 134).
Чтобы вернуться на Землю, космический корабль включает тормозной двигатель и разделяется на две части. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в атмосфере. Над кабиной космонавтов за несколько километров от Земли раскрывается парашют. На землю возвращается спускаемый аппарат (уточнение значения по учебнику).
V. Первичное закрепление.
Пора и нам возвращаться из нашего путешествия. Удалось ли нам узнать что-то новое? Какие слова вы узнали сегодня на уроке? (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, межпланетная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат)
Викторина (слайд 17)
1. Необъятный мир за пределами Земли? (Вселенная)
2. Звезда - самая близкая к Земле? (Солнце)
3. Человек, который испытывает космическую технику? (Космонавт)
4. Сколько весит скафандр? (50 кг)
5. Когда мы отмечаем день космонавтики? (12 апреля) Почему? (В этот день первый человек побывал в космосе)
6. Гигантский шар из раскалённых газов? (Солнце)
7. Небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и газа? (Кометы)
8. Первый космонавт, побывавший в космосе? (Гагарин)
9. Есть ли жизнь на других планетах? (Нет)
10. Когда образовалось Солнце? (Около 5 млрд. лет назад)
11. Назовите имена обезьян побывавших в космосе? ( Бони)
12. Орбитальная станция, использованная в течении 15 лет? (Мир)
13. В чем спят космонавты в космосе? (В спальных мешках, пристёгнутых к кровати)
14. Первые собаки, побывавшие в космосе? (Белка и Стрелка)
15. Их цвет зависит от температуры и величины? (Звёзд)
16. Спутник Земли? (Луна)
17. Под его руководством созданы ракеты, космические корабли? (Королёв)
18. Где была затоплена орбитальная станция "Мир"? (В Тихом океане)
19. Сияющие в ночном небе тела из раскалённого газа? (Звёзды)
20. Образовалась в результате так называемого Большого взрыва? (Вселенная)
VI. Закрепление и проверка степени усвоения изученного материала (групповая работа).
Работа в группах на уроке "Путешествие в космос". Класс делится на три группы. У каждой группы четыре карточки со словами:Первая группа: космодром, ракета-носитель, скафандр, орбита.
Вторая группа: орбитальная станция, центр управления полетами, открытый космос, иллюминатор.
Третья группа: космический корабль, межпланетная станция, невесомость, спускаемый аппарат.
Задание: составить рассказ о космическом полете, используя эти слова.
Анализ работы группыНесколько минут ребята работают в группах. Потом делегируют по одному представителю от группы. После выступления каждого (группа может помогать) ребята класса отмечают то, что было особенно интересным и удачным.VII. Итог урока. Рефлексия.
Подведем итоги нашего путешествия. Какие цели мы ставили перед собой?
узнать:
- Что такое космическое пространство и что в нем находится?
- Кто и когда впервые полетел в космос?
- Как устроен космический корабль?
- Значение некоторых "космических" слов (космодром, центр управления полетами, космический корабль, ракета-носитель, иллюминатор, скафандр, орбита, орбитальная станция, открытый космос, невесомость, спускаемый аппарат).
Научиться: рассказывать о космосе, используя в своем рассказе новые слова.
Что получилось хорошо, что удалось сделать? Что вам особенно понравилось?
Что пока еще получается не очень хорошо? Чему еще предстоит учиться?