Рисование лубочных картинок

Разделы: Начальная школа


Задачи урока.

  1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения лубка.
  2. Составить альбом “Сказочный лубок”
  3. Содействовать воспитанию нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Оборудование для учащихся: альбомный лист, формат А-4; фломастеры или гелевые ручки, простой карандаш, образцы лубочных рисунков. Набор русских пословиц и поговорок.

Оборудование для учителя: кусок липовой коры с оттиском, краски, лист альбома форматом А-4, наглядно-демонстрационный материал с изображением лубочных картинок.

Критерии ожидаемых результатов следующие:

– представление о культурных традициях;
– интерес к изучению культурных традиций;
– толерантное отношение к традициям народа.

Диагностическим инструментарием будет являться проект (краткосрочный).

Обеспечение проекта:

Закон РФ “Об образовании”;

ФК ГОС общего образования;

Региональный (НРК) государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г);

Программа развития на 2009-2011 г. “Школа толерантности”.

Практическая часть

Определены основные направления проекта: личностно-ориентированное, проектное, коммуникативное.

Этапы проекта.

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы и задач урока.
  • Вступительная беседа.
  • Объяснение этапов работы.
  • Практическая работа учащихся
  • Выставка работ.
  • Итог урока.

Сроки проекта.40 минут.

По окончанию проекта учащиеся должны:

– Иметь представление о жизненном укладе, культуре и быте народа;

– Владеть простейшим видом народного ремесла, традиционного для своего региона;

– Иметь базовые представления об общественных отношениях в ближайшей микросреде;

– Знать культурную традицию народа - лубок;

– Уметь составлять сюжетные взаимодействия, сопровождающиеся текстом.

Масштаб проекта - класс.

Участники проекта - учащиеся.

Содержательно-организационные условия реализации проекта.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный

момент

Проверяет готовность учащихся к уроку Проверяют готовность к уроку
2. Сообщение темы и задач урока Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, реками! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия является наш народ. Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастеров, прославляющих красоту нашей земли!

Сегодня мы познакомимся с самым простым видом русского народного творчества– лубок. Попытаемся нарисовать простые сюжетные лубочные картинки и составить альбом под названием “Сказочный лубок”

Слушают.
3. Вступительная беседа. Лубок как раз и являлся одним из древних народных ремесел на Руси.

Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и емкость образа.

  • Почему вид изобразительного искусства получил такое название?

От слова ЛУБ.

ЛУБ – это кусочки дерева липы.

Самые древние лубки известны в Китае. А в России они появились в XV веке. Русский лубок отличается выдержанной композиционностью. Изготовлением раньше занимались женщины и дети. Только в XVII веке лубки стали печататься в типографии Киево-Печорской лавры.

Одним из производителей и распространителей печатного лубка стал Иван Дмитриевич Сытин. Им была организована выставка в Москве в 1882 году.

  • В чем же особенности лубка?
  1. Разнообразны по тематике: религиозные и нравоучительные, исторические и медицинские. Обязательно сопровождались назидательным или шутливым текстом, повествующим о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость.
  2. Простота техники, грубоватый штрих и яркая раскраска.

Техника выполнения лубка была интересная. (Показ учителем техники выполнения)

– на липовой доске мастер вырезал картинку и получался лубок;
– на лубок наносили краску;
– прикладывали бумагу и прижимали, чтобы отпечатался рисунок.

Такой способ называют гравюрой.

Из лубочных картинок составляли книги. Именно по таким книгам и выучились читать наши прадедушки и прабабушки.

Мы с вами постараемся нарисовать в современных условиях лубочные картинки. Итогом нашей работы будет альбом, который так и будет называться “Сказочный лубок”.

Рассмотрите иллюстрации, которые являются лубочными картинками.

Повторим особенности лубка.

Ваша задача: пользуясь наглядным материалом, который лежит на партах, составьте сюжет, подберите пословицу или поговорку, которая подходит к вашему сюжету. (Приложение 1, 2, 3, 4)

Слушают
4. Объяснение этапов работы. Рассмотрим лубочные картинки. Объясните, какую пословицу к сюжетной композиции подобрали. Рассматривают иллюстрации.

Повторяют особенности лубка.

5. Практическая работа.   Дети выполняют работу в течение 25 минут. Составляют сюжетную композицию, раскрашивают и подбирают пословицу.
6. Выставка работ.   Учащиеся выходят к доске, показывают рисунки и объясняют, какой сюжет выбрали, какую пословицу подобрали.
7. Итог урока. Что интересного узнали на уроке?
Что больше всего запомнилось?

Составление альбома.

Отвечают на вопросы.