Тип занятия: изучение нового материала.
Учебно-воспитательные задачи:
- научить учащихся применять метод интегрирования подстановкой;
- продолжать формировать умения и навыки применения интегрирования функций;
- продолжать формировать интерес к математике посредством решения задач;
- воспитывать осознанное отношение к процессу обучения, прививать чувство ответственности за качество знаний, осуществлять самоконтроль за процессом решения и оформления упражнений;
- напоминать, что только осознанное применение алгоритмов вычисления неопределенного интеграла позволит учащимся качественно усвоить изучаемую тему.
Обеспечение занятия:
- таблица основных формул интегрирования;
- карточки-задания для проверочной работы.
Студент должен знать: алгоритм вычисления неопределенного интеграла методом подстановки.
Студент должен уметь: применять полученные знания к вычислению неопределенных интегралов.
Мотивация познавательной деятельности студентов.
Преподаватель сообщает, что кроме метода непосредственного интегрирования существуют и другие методы вычисления неопределенных интегралов, одним из которых является метод подстановки. Это наиболее распространенный метод интегрирования сложной функции, состоящий в преобразовании интеграла с помощью перехода к другой переменной интегрирования.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Какая функция называется первообразной для функции f(x)?
- Что называется неопределенным интегралом функции f(x)?
- Перечислите основные свойства неопределенного интеграла.
- В чем состоит метод непосредственного интегрирования?
- Найти интегралы:
- 2
III. Повторение опорных знаний учащихся.
1) Повторить таблицу основных формул интегрирования.
- cos x+ C
- = sin x + C
- = tgx + C
- p ≠ -1, k ≠ 0
- dx= ln(kx+b)+C, где k
- dx=+C, где k
- cos(kx+b)+C, где k
- =
- dx=+C, где a
- = arctg+C, a
- = ln││+ C, a
- dx=+ C, a
- =
- =
- =x ln x C
2) Повторить в чем заключается метод непосредственного интегрирования.
Непосредственным интегрированием называется такой способ интегрирования, при котором данный интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции и применения свойств неопределенного интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам.
IV. Изучение нового материала.
Вычислить заданный интеграл непосредственным интегрированием удается далеко не всегда, а иногда это связано с большими трудностями. В этих случаях применяют другие приемы. Одним из наиболее эффективных приемов является метод подстановки или замены переменной интегрирования. Сущность этого метода заключается в том, что путем введения новой переменной интегрирования удается свести заданный интеграл к новому интегралу, который сравнительно легко берется непосредственно. Если после замены переменной интеграл стал проще, то цель подстановки достигнута. В основе интегрирования методом подстановки лежит формула
Рассмотрим этот метод.
Алгоритм вычисления неопределенного интеграла методом подстановки:
- Определяют, к какому табличному интегралу приводится данный интеграл (предварительно преобразовав подынтегральное выражение, если нужно).
- Определяют, какую часть подынтегральной функции заменить новой переменной, и записывают эту замену.
- Находят дифференциалы обеих частей записи и выражают дифференциал старой переменной (или выражение, содержащее этот дифференциал) через дифференциал новой переменной.
- Производят замену под интегралом.
- Находят полученный интеграл.
- В результате производят обратную замену, т.е. переходят к старой переменной. Результат полезно проверять дифференцированием.
Рассмотрим примеры.
Примеры. Найти интегралы:
1) )4
Введем подстановку:
Дифференцируя это равенство, имеем:
Далее см. приложение 1
V. Применение знаний при решении типовых примеров.
- ;
- .
VI. Самостоятельное применение знаний, умений и навыков.
Вариант 1
Найти интегралы:
- ;
- ;
- .
Вариант 2
Найти интегралы:
- ;
- ;
- .
VII. Подведение итогов занятия.
VIII. Домашнее задание:
Г.Н. Яковлев, часть 1, §13.2, п.2, №13.13 (1,4,5), 13.15 (1,2,3)