Цели:
- Сформировать представление учащихся об отражении в изобразительном искусстве острых социальных противоречий второй половины XIX в.
- Познакомить учащихся с творчеством великих русских художников.
- Воспитывать любовь и интерес к русской культуре, ее истории.
- Развивать познавательную активность и мышление.
Оборудование и материалы:
- Репродукции картин В.Г.Перова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова.
- Музыкальный ряд – народная песня «Дубинушка».
- Литературный ряд – Н.А. Некрасов «Мороз-Красный нос», «Плач детей».
- Плакат с эпиграфом. «Ах, жизнь, жизнь! Что это художники ее обходят! И.Е. Репин»
План урока:
- Вступительное слово.
- Беседа по теме урока.
- Закрепление материала (вопросы).
- Заключительная часть.
Ах, жизнь, жизнь!
Что это художники ее обходят!
И.Е. Репин
Вторая половина 19 века явилась периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь. Острые социальные противоречия, нищета и горе трудящегося человека, борьба народа за свое освобождение, неугасимая вера в лучшее будущее - все это получало воплощение в полотнах русских художников, портретах, в которых они запечатлели передовых представителей русской художественной культуры, общественных и политических деятелей.
Призыв революционеров-демократов проникнуть в глубины народной жизни, обличить темные стороны действительности, был подхвачен художниками шестидесятниками. В творчестве В.Г. .Перова мы встречаемся с ярко пораженной обличительно тенденцией. На первый план выдвигаются картины бытового жанра, темы народной жизни.
В.Г.Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отец был губернский прокурор барон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крестного отца Васильев. Правда, она ему не правилась, и впоследствии, художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании. Первые уроки живописи Перо в получил в арзамасской школе А.В.Ступина - лучшей провинциальной художественной школе того времени. Восемнадцатилетним он переехал в Москву и поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Обучаясь в училище, он сильно бедствовал. У юноши не было крова, он жил из милостыни у знакомой старушки. Испытав тяжелые лишения, В.Г.Перов остался на всю жизнь чутким к бедным людям, их участь была постоянной темой его творчества. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: «Проводы покойника», «Тройка», «Спящие дети», «Утопленица», «Странник». Каждая картина - законченная новелла о человеческом горе. Можно с уверенностью сказать, что среди этих работ картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана художником в 1865 году. Эта еще одна типичная сцена из жизни русского народа.
«Саврасушка, трогай,
Натягивай крепче гужи!
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!»
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»
Несомненно, сюжет картины был подсказан художнику самой действительностью. В своем путешествии по России, он, вероятно, не раз бывал свидетелем крестьянских похорон. Демократизм передового художника и знание им условий быта трудового люда позволили ему увидеть за внешней обыденностью такого заурядного явления, как крестьянские похороны, высокую человеческую трагедию.
«Как сделал художник, мы не знаем: это тайна его высокого таланта, по, глядя на одну спину, сердце сжимается, хочется плакать», - сказал писатель Д.В. Григорович о картине. Её простота и лаконизм удивительны. Лошадь, фигура матери, гроб, дети составляют единую группу, развернутую по диагонали. Лошадь бредет, преодолевая усилие; усилию лошади как бы отвечает усилие согнутой спины женщины. Линия спины прорисована чётко, это не плавный изгиб от усталости, в ней погруженность в своем горе и в то же время мужественная сила.
Перов видел и зарисовал эту сцену летом - а на картине зима. Ледяной зимний пейзаж: занесенные снегом поля, едва наезженная дорога, низко нависшие тучи -чрезвычайно важен для раскрытия замысла художника и показа трагедии в семье крестьянина. Холод, пустырь, глушь - одиночество, тоска.
Картина стала поистине трагичной. Стасов писал: «Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос», там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никого». Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли. Руки вдовы бессильно упали па колени, и нет, кажется, у нес сил, чтобы распрямить согнувшуюся спину, поднять, низко упавшую голову. Велика сила кисти Перова! Он почти не показывает нам лица женщины, но зритель чувствует всю мучительность её страдания. Мальчик в отцовском тулупе и шапке, совсем обессилил, словно застыл от усталости, от сознания своего несчастья, девочка обняла бедный, наскоро сколоченный гроб. Эта последняя ласка ребенка вызывает у зрителя щемящее чувство жалости к осиротевшим детям, осиротевшей семье.
Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего трагического настроения, она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном, и поэтому сразу бросается в глаза. Перов ввел её в холст для контраста, чтобы еще больше подчеркнуть трагедию происшедшего, а так же скорбное молчание людей.
Образы детей интересовали Перова на протяжении всего его творческого пути. Когда год спустя появилась «Тройка» (1866), многие восприняли её как продолжение рассказа об осиротевших детях.
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова, - писал В.В.Стасов, - этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они научились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»
«Тройка», подобно «Проводам покойника», находит себе целый ряд аналогий в русском искусстве 19 века. У Мусорского - его романсы «Сиротка», «Спи - усни, крестьянский сын». Эти произведения столь же трагичны и сколько же чудесны по красоте, как картины Перова. «Холодом, голодом греюсь, кормлюсь я», - со щемящим выражением и прерывающимся голосом лепечет «Сиротка». Родственно «Тройке» и замечательное стихотворение Н.А.Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей до революции:
«Надрывалось сердце с печали», - пишет Некрасов. У всех, кто смотрел на эту «тройку» запряженных детей, которые, выбиваясь из сил, ведут бочку с водой. Перов строит композицию так, что все дети обращены лицом к зрителю. В их позах мы чувствуем непосильное их возрасту усилие, в их глазах - страдание. Что может быть трагичнее страданий ребенка? Пейзаж усиливает впечатление от изображаемого. Мороз такой сильный, что струи воды, замерзают на поверхности бочки. Ветер бьет детям в лицо: разметаны волосы девочки, шарф мальчика. Я считаю, что здесь большая трагедия времени, в котором жили эти дети. Полотна Перова для его современников превратились в символ страдания и боли человеческой, вызывая страстный протест против того, что делает жизнь такой невыносимой даже для детей.
Новое слово в исторической живописи второй половины 19 зека суждено было сказать двум крупнейшим мастерам этой эпохи –Илье Ефимовичу Репину и Василию Ивановичу Сурикову.
Трудно назвать художника, который бы так же широко и многогранно отразил свою эпоху, жизнь и трагедию народа как это делал Репин.
«Иван Грозный и сын его Иван» (1885) Посмотрим на картину. Две фигуры - убийцы и жертвы, отца и сына - сцеплены, слиты в центре картины. Художник выбрал момент, когда случилась трагедия, когда удар уже нанесен. Последние минуты жизни царевича, последние годы жизни и самого Ивана. Преступление, которое совершил царь Иван Грозный, стало подлинной трагедией и для России. Убийство наследника, талантливого, волевого царевича и воцарение болезненного, слабовольного сына Грозного Федора, начинает период политических интриг и борьбы бояр за власть, ослабление власти, период смут, польско-шведской интервенции. Все это на долгие годы ввергло парод в нищету и разорение.
На картине мы видим только двух человек в момент наивысшего напряжения своих сил. А вокруг как бы расходящиеся круги преступления: пятна крови на полу, отброшенный жезл, смятые ковры, скатившаяся подушка, опрокинутый трон. Но как бы мы не задерживались на деталях, по этим кругам па полу, вспоминается Раскольников, возвращающийся па место своего преступления.
Тревожные красные пятна, цвет крови, цвет преступления - как бы разлиты по всему полотну, красный цвет доминирует. Он собирает внимание к центру, «смертная красота» царевича оттеняет противоестественность случившегося. Остановившийся взгляд, слабеющая рука, поддерживающая тело, пальцы скользят по рукаву отца. И рядом другое лицо - безумные ничего не видящие перед собой глаза, зрачки - точки, вставшие дыбом волосы.
Л.Н.Толстой скажет: «Иван Васильевич самый плюгавый и жалкий убийца, каким они и должны быть...» Здесь художник стремится раскрыть пробелы своей эпохи через жизнь души её героев, через проникновение в глубины сознания её людей. В картине Репина, Иван Грозный - не только убийца, но и жертва, жертва потому, что неограниченная власть над людьми убивает в нем человеческое и закономерно приводит к преступлению. Так в изобразительном искусстве 60-90-ых годов впервые возникает идея преступности. «Для меня очевидно, - писал Крамской, - что после этой картины число преступлений должно уменьшиться, а не увеличиться, потому, что кто раз увидел в такой высокой шекспировской правде кровавое событие, тот застрахован от пробуждения в человеке зверя».
В течение всей своей жизни и в те самые годы, когда были созданы лучшие картины художника, он продолжал работать и как портретист. Репин заявил, что увековечивать следует только людей дорогих нации. Подходя к людям с этой меркой, он сохранил для нас образы своих замечательных современников. Среди них - Модест Петрович Мусорский (1881), Илья Ефимович Репин писал его больным в госпитале. На фоне окна, на свету прекрасно лепится массивная широкоплечая фигура, с таким гордым поворотом головы, прекрасным лбом, искрой вдохновения в задумчивых глазах. Но это чудесное лицо борца, мыслителя оплыло нездоровой полнотой, волосы свалились и поредели, выцвели чистые голубые глаза, тело стало рыхлым и жирным. В единстве внутреннего горения и физического умирания, в смелости, с которой Репин показал разрушение тела, обезображенного болезнью, и еще живую силу духа, - во всем этом огромная победа реализма, новое слово в портретном жанре. Ничего, не смягчая, художник создал по-настоящему трагический, сложный образ гениального музыканта.
Исключительная сила выразительности в портрете М.П.Мусорского была бы невозможна при другом, более низком уровне технике: превосходно вылеплены объемы, при этом живопись отличается широтой, воздушностью, прозрачностью светлой красочной гаммы.
Вершиной развития исторического жанра по праву является творчество Василия Ивановича Сурикова. Впервые в русской и мировой исторической живописи Суриков обращается к темам народных движений, делая парод основным героем своих произведений. Русская живопись до Сурикова, за исключением Репина, не создавала образов такой огромной духовной силы, такой потрясающей жизненной убедительности.
С 80-ых годов начинается новый период в творчестве В.И.Сурикова. Все его полотна выполнены в трагедийном характере, народ был показан в мрачные годы угнетения и казней. К величайшим произведения художника этого времени относятся такие картины, как «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меньшиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887). Как всякий подлинно великий художник, Суриков поражает человеческое воображение. Поражает и тогда, когда смотришь на его картины, тогда, когда думаешь о его искусстве. Перед полотнами Василия Ивановича Сурикова нас захватывает сила и яркость человеческих характеров и чувств, героика - величавая, но человечная. О Сурикове художнике и мыслителе много написано. И если кратко резюмировать то, что уже не раз рассказано пространно, то это резюме сведется к следующему.
Суриков впервые в живописи представил историю, как движение народных масс, которые стали в его полотнах главным участником исторического процесса. Он воспел народ, он увидел в народе подлинного героя, способного совершать подвиги, бороться за свою правоту. Он познал народную трагедию. И то, как раскрыл он эту трагедию, показывает, насколько Суриков заинтересован был в судьбе народа, насколько связаны были с этой судьбой все помыслы художника.
В отличие от многочисленных исторических живописцев -современников и предшественников, Сурикову удавалось раскрыть объективный исторический процесс. Большие мысли, широкие обобщения являлись у него результатом глубокого познания. Суриков всем своим творчеством был связан с современной ему эпохой - переломной, расставшейся со старым и обретавшей повое. Эта эпоха выдвинула проблему народной судьбы, народной трагедии. Помыслы Сурикова скрестились с «помыслами» эпохи, и на месте этого скрещения возникло великое явление культуры, обязанное своим рождение, как времени, так и таланту художника.
Суриков обладал даром провидеть, проникать сквозь столетия, рисовать в своем воображении такие исторические сцены, которые содержали в себе не только историческую, по художественную правду. Он обладал даром убеждать - убеждать характерами, формами, деталями и красками. Суриков родился в Красноярске в 1848 году. В семье, где он рос, чтили предков, жили воспоминаниями о них. Казачий род Суриковых имел длинную историю. Когда-то предки художника пришли с Дона в Сибирь вместе с Ермаком и осели там. Сибирь закалила Сурикова. Суровая природа, сильные люди, сибирская удаль в играх, крутые нравы - все это осталось в памяти художника. Судьба Сурикова была похожа на судьбу других художников, вышедших из глухой провинции. С детских лет он увлекался рисованием, брал уроки у местного художника Гребнева, писал по заказу (иконы). Потом путешествие в Петербург, поступление в Академию художеств, которую с успехом оканчивает в 1875г. После окончания Академии художеств Суриков переехал на постоянное жительство в Москву. Здесь, в древней столице русского государства, Суриков нашел, но его словам, свое подлинное призвание - призвание исторического живописца.
«Я как в Москву приехал, прямо спасен был, - вспоминал он впоследствии. - Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись! Памятники, площади - они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления...» Что же это за впечатления? «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала дух, и силу, и здоровье», - писал Суриков. Его привлекали мощные люди, вольные, смелые, сильные духом и телом, люди могучей воли, отважные, непокорные, несгибаемые, твердо стоящие на своих убеждениях, люди, которые не страшатся ни темницы, ни пытки, готовые идти насмерть. И когда Суриков оказался в Москве, в конце 70-ых годов, он начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Он берет сюжетом своей картины трагический эпизод из русской истории конца 17-ого начала 18-ого столетий, Суриков показал группу стрельцов, окруженных народом, прощающихся с родными, безмолвно ожидающих казни. Взяв сюжетом своей картины, казнь стрельцов, Суриков не показал, однако, самой казни. Поразить зрителя кровавыми ужасами не входило в его намерении. Его задача была неизмеримо глубже и значительнее, страницу данной истории России он стремился прочесть, как трагическое повествование о народных судьбах в момент крутого исторического перелома.
Рухнули надежды стрельцов, бунт их был обречен историей, ибо пошли они против правого, хотя и жестокого дела Петра, Но у суриковских стрельцов своя правда. Они с героической решительностью готовы отстаивать ее до последнего дыхания. Величие народной толпы Суриков подчеркнул мощным объемом Василия Блаженного, на фоне которого развертывается трагедия стрельцов. Образ замечательного памятника архитектуры, словно «переводит» участников этой сцены в «героическое измерение». В картине господствуют изломанные линии. Здесь царит движение. Суриков намерено сопоставляет контрасты, намерено поворачивает фигуры то прямо лицом к зрителю, то спиной, то строго в профиль, то по диагонали. Рядом с толпой людей, заполняющей весь ближний план, художник дает мощный пространственный прорыв, подчеркивая его перспективой кремлевской стены, рядами виселиц и выстроившимися преображенцами. Все эти приемы позволяют Сурикову передать драматизм событий, напряжение действия. Они делают особенно наглядной главную идею картины: трагедия народа приобретает героический характер.
Душевное состояние изображенных, выразительность их лиц, фигур, создают впечатления глубокого трагизма сцены. На картине ранее утро. Красную площадь заполнила толпа народа, и мы, зрители словно становимся очевидцами трагедии безымянных стрельцов. Картина наполнена голосами. Что мы слышим? Крики, плач стрелецких жен, детей, их родных и знакомых. Вглядимся в лица свидетелей происходящего. С отчаяньем голосит молодая стрелецкая жена в узорчатой накидке. Её маленький сын плачет, прижавшись к матери: родного им человека уводят на казнь. Что чувствует этот молодой стрелец, идущий на смерть? Горестно поникла его голова, с трудом ступает он - путь к плахе тяжел. Брошены на грязную землю ненужные теперь шапка, одежда. Вглядимся в сцену, как много в трагической картине ярко-красных всплесков? Красные пятна одежды, головных уборов, горящих свечей помогают ощущать приближающуюся трагедию.
Но не только это служит раскрытию глубокого трагизма сцены. Этому также способствует тяжелый темный колорит картины, оправданный самим выбором момента: ранее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся лиловый туман. В утренних сумерках, среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных: мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отстветы...
И так, внимательное рассмотрение картины приводит нас к выводу:
а) художник стремится раскрыть в своей картине основные социальные противоречия Петровской эпохи;
б) в центре художника всегда были люди, жизнь народа, народные судьбы;
в) картина «Утро стрелецкой казни» - народная драма.
Но не менее близка «Стрельцам» вторая картина зрелого Сурикова - «Меншиков в Березове». Когда сопоставляешь эти два произведения, кажется будто из «Стрельцов» взята одна из групп и увеличена, разработана во всех тонкостях психологических отношений, пластической выразительности и цветового строя. Могучим, несломлемым, нераскаявшимся кажется старик Меншиков, окруженный своими детьми. Как стрелец на красной площади, сидит он в своей березовской избе. Он лишен власти, богатства, сослан в глушь. Над ним тоже совершается расправа. И, так же как и стрельцы, собирает он мысли свои, чтобы отдать себе отчет в содеянном и утвердиться в своей правоте. В картине нет внешнего действия. За столом в темной избе собирает Суриков четырех своих героев, прячущихся от мороза, кутающихся в шубы, жмущихся друг к другу. Это одна семья. Но судьбы их различны. Каждый из них погружен в свои мысли. Суриков объединяет фигуры, располагая их по кругу, рисуя группу единым пятном на плоскости холста. Фигура Меншикова доминирует в этой группе. И дело не только в наиболее сильном характере, огромной величине Меншикова, «не умещающегося» в избе. Дело и в пластической выразительности фигуры. Суриков изображает его в строгом профильном повороте. Он точно определяет её место в пространстве. Он подчеркивает ее объемность, противоставля ей фигуру старшей дочери, прижавшейся в отцу, Марии, словно распластавшейся на плоскости холста.
Трагическое содержание картины выражает и ее колорит - сумрачный, насыщенный. Трагизм темы передается сочетанием белых, черных и красных тонов. Белый, скудный холодный цвет, пробиваясь сквозь обледенелое слюдяное оконце, выявляет черно-коричневые тона стены и сине-черные тона шубы старшей дочери. Напряженность их звучания усиливает красный тон скатерти, покрывающей стол. Как подлинный мастер трагедии, Суриков вносит в свое произведение и жизнеутверждающее начало, вводит в суровую композицию светлую поэтическую тему. Она выражена, прежде всего, в живописном решении образа младшей дочери. Льняные волосы девушки, окружающие лицо золотым венчиком, её узорная одежда радуют глаз, напоминая о солнце, о голубом небе.
Сила трагизма, достигнутая художником к картине, обусловлена тем, что перед нами не просто иллюстрация к жизни опального вельможи, а связь судьбы личности и судьбы страны. «Меншиков в Березове» - самая камерная и «молчаливая» из всех картин мастера. Картина отличается удивительным единством формы и содержания, в ней реализуется одно из основных требований реалистического искусства, которое удачно сформулировал Репин в письме к Крамскому: «Краски у нас - орудие, они должны выражать наши мысли...» После завершения «Меншикова в Березове» Суриков вернулся к замыслу, давно его увлекавшему. Это была опять борьба людей не покорившихся, сильных духом против деспотизма царской власти - страница из истории раскола.
Картина «Боярыня Морозова» -- высшее суриковское достижение. Над произведением художник работал долго и упорно. Мы вновь встречаемся с темной стороной трагедии исторической личности. События картины относят нас в далекий 17 век, в эпоху церковной реформы Никона и царя Алексея Михайловича. Тех, кто не желал подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали преследовать: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы, сжигали живьем. Протопопа Аввакума - главного врага патриарха Никона - сожгли в срубе. Любимой ученицей Аввакума и его духовной дочерью была боярыня Морозова, Феодосия Прокопьевна. Не приняв новую веру, она устроила в своем доме тайный раскольнический монастырь. В 1671 г. её арестовали, лишили состояния, пытали, по она отказалась изменить своей вере. Заковав в цепи, свезли мятежную боярыню в Боровск и посадили в земляную тюрьму в яму, где она и умерла. Народ, его думы и чувства в эпоху раскола - вот главное, что привлекало Сурикова в изображенном им историческом сюжете, что он гениально раскрыл в своей картине. Суриков избрал момент, когда его героиня оказалась в центре народной толпы. Вот её, закованную везут в санях по московским улицам, и она последний раз обращается к народу с призывом отстаивать старую веру. Её призыв находит отклик у московского люда. Одни из сочувствующих ей уже целиком на стороне боярыни, другие лишь «пробуждаются», соприкоснувшись с подвигом Морозовой, третьи колеблются. Тема единения героя и народа в минуту национальной трагедии стала главной в этой картине.
Показав историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешает труднейшую задачу сочетания «героя и толпы. Какой перед зрителями предстает Морозова? Измученное лицо, впалые щеки, огромные глаза, рука, взметнувшаяся в двуперстном старообрядческом знамении. Что покоряет в боярыне? Сила духа. Она сидит в санях, словно возвышаясь над толпой, черные одежды разметались и трагически звучат, подобно тяжелому колоколу на фоне белого снега. На фоне купола церкви, покрытых снегом крыш домов, толпится народ. Вглядимся в лица. Здесь и восторженные поклонники, и угрюмое раздумье, и сочувствие, и издевка, и усмешка, и жалость, и сострадание. Рядом с санями, сплетая в отчаянии руки, идет княгиня Урусова - сестра боярыни Морозовой. Печалится женщина в узорчатом платке, глаза девушки полны слез. Молодая монашенка испугано выглядывает из-за красивой горожанки в желтом платке и синей шубке, склонившейся в низком поклоне. С состраданием смотрит на боярыню странник с посохом. В нем можно угадать автопортрет художника. Нищенка, стоя на коленях, просит благословения. Жалкий юродивый с огромным крестом на толстой цепи сидит на снегу, благословляя боярыню двуперстием, глаза светятся фанатическим огнем. Рады мучениям Морозовой лишь поп, да боярин. Суриков изображает сани в движении. Как это ему удалось? Композицию он выстраивает по диагонали от правого нижнего угла картины в верхний левый. Впечатление движения саней усиливает бегущий мальчик, идущая княгиня Урусова, стрельцы, а также неподвижно сидящие люди.
Вглядимся в толпу людей. Она выглядит нарядно: красочные пестрые одежды радуют глаз. Очень ярко расписаны наличники домов, лошадиная дуга покрыта узорочьем. Зачем художник выносит столько красоты в трагическую по смыслу картину, ведь трагедия и праздник несовместимы?
Во-первых, если бы художник написал картину в мрачных тонах, исчез бы контраст между героиней и пародом. Морозова потерялась бы в толпе.
Во-вторых, Суриков правдив в передаче своеобразия русского быта 17 века, который отличался праздничностью и декоративностью.
Думая о трагедии, художник не забыл о правде и красоте. Цветовые сочетания несут в себе своеобразную символику, передают напряжение чувств, дают трагическое сопровождение. В картине необыкновенно убедительно написан снег. Белый, он впитывает в себя голубые, розовые, желтые рефлексы. Столь же сложным становится черный цвет одеяния Морозовой. На воздухе он приобретает синие и серо-зеленые отсветы, хотя в общем, ансамбле цветов он воспринимается как черный. В сочетании с бледным лицом боярыни, с белым снегом, этот черный составляет главную тему Морозовой - тему трагическую и напряженную.
Картина Василия Ивановича Сурикова, «Боярыня Морозова» -это повод рассказать и восхититься мужеством и духовной силой русской женщины, способный пойти на самопожертвование во имя идеи.
Итак, три исторические картины художника. Объединяет их трагическое содержание. Но если «Утро стрелецкой казни» связано с трагической участью безымянных стрельцов, то «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове» - это драма конкретных исторических лиц. Может быть, художник повторялся, дважды использовав тему трагической судьбы исторической личности? Нет, повторения не произошло, ибо у каждого своя трагедия и свои причины.
Илья Репин, Василий Перов и Василий Суриков - гордость русской живописи второй половины 19 века. Много есть прекрасных художников, которые обладали даром в живописи. Можно назвать замечательных рисовальщиков, портретистов и т.д., но таких, которые в своем лице соединили бы все качества в реалистической живописи, таких можно назвать единицы. Репин, Суриков, Перов в мировой живописи стоят в ряду первых мастеров первой величины.
В русской литературе мы имеем Пушкина, Гоголя, Толстого, без которых русская литература немыслима. Также немыслима без этих мастеров русская живопись. Счастлив художник, когда он свой чудный дар отдает на служение трудовому народу.
Были ли они такими художниками? В лучшие годы своего расцвета - были. У этих мастеров русской живописи второй половины 19 века нужно учиться правдивости. Любовь к жизненной правде в искусстве сделала из них крупнейших художников. Близость их к народу, упорство, воля к победе и, наконец, великая радость торжества победы - вот чем жили они, вот что двигало их чудесные силы, вот что делало эти силы такими могучими.
Различными путями шли они к решению общей для них народной темы. Но все они с одинаковой точностью в своих произведениях показали волнующие моменты жизни народа, народных трагедий, раскрыли могучие человеческие характеры.
Разные по своим творческим индивидуальностям, замечательные мастера второй половины 19 века, вписали ярчайшую страницу в историю русской живописи.
Вопросы для закрепления учебного материала.
- Какие картины и каких художников вам запомнились? Назовите их.
- Отметьте, какие из картин вам уже знакомы?
- Определите жанр каждого произведения изобразительного искусства.
- Каким историческим событиям посвящены картины В.Г.Перова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова?
- Ваши выводы.