Пояснительная записка
Тема раздела: «Раны».
Раздел состоит из трёх уроков:
- Урок № I: Теоретический. «Классификация, характеристика ран»
- Урок № II: Теоретический. «Правила оказания первой помощи при ранениях»
- Урок № III: Практический. «Первая помощь при ранениях»
- Наложение повязок (чепец, спиральная повязка на кисть, повязка на грудную клетку при ранении лёгкого).
- Способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального).
Продолжительность цикла уроков – 3 x 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет.
Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности».
Тема урока разработана для учащихся 9 класса.
Тип урока: изучение нового материала и формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
Цель цикла уроков: По окончанию изучения темы учащиеся должны знать отличительные признаки ран, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи, владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях которые возможно получить в повседневной жизни.
Задачи цикла уроков:
- Дать представление о различных видах ран, которые возможно получить в повседневной жизни;
- Ознакомить учащихся с задачами первой помощи при ранениях;
- Показать учащимся, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи;
- Дать учащимся общие правила оказания первой медицинской помощи при ранениях;
- Ознакомить учащихся с перевязочными материалами;
- Ознакомить с правилами наложения повязок.
Методические приемы:
- практический метод;
- видео метод, демонстрация;
- беседа; обсуждение материала;
- применение метода семинара.
Знания, умения, навыки, которые приобретут учащиеся в ходе урока:
- Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки ран и их характеристики, которые возможно получить в повседневной жизни;
- знать виды перевязочных материалов;
- задачи первой помощи;
- какими травами можно пользоваться в чрезвычайных ситуациях для оказания первой помощи.
- Учащиеся должны уметь:
- определять необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи;
- определять вид кровотечения по признакам, правильно останавливать кровотечение.
- Учащиеся должны владеть навыками:
- оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях.
Оборудования занятия:
- Техническое обеспечение:
- Видео ролик «Правила оказания первой помощи в войсках «САС».
- Персональный компьютер (ПК), с колонками;
- Мультимедийный проектор;
- Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
- Индивидуальная план – карта для каждого ученика.
- Школьная доска с «немой» таблицей «Классификация ран».
- Оборудование для практической работы:
- бинт шириной 5 – 7 сантиметров;
- медицинские косынки;
- деревянные палочки;
- листы бумаги;
- кровоостанавливающие жгуты.
Мотивация учащихся:
- в процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;
- яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать учащихся;
- включение в ткань урока видео ролика позволяет позитивно настроить учащихся на работу.
Список литературы:
- Стилвелл А. «Техника выживания в экстремальных условиях».Издательство Гранд. Москва, 2001 г.
- Садикова Н.Б. «1000+1 совет туристу: Школа выживания». Издательство Мн.: Современный литератор, 2000 г.
- Хван Т.А., Хван П.А.. Евсеев А.В. «Безопасность жизнедеятельности». ООО «Феникс», 2008 г.
- Павлова О.В. «Основы безопасность жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс». Издательство «Учитель». Волгоград, 2007 г.
- Завьялов В.Н. «Медико-санитарная подготовка». Издательство «Просвещения», 1988 г.
- Лещиков С.А. «Основы безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие». Сыктывкар, 2010 г.
- Адреса в интернете:
- http://woundinfection.ru/page/513
- http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B&stype=image&ed=1
- http://kolohost.ru/?p=4083
- http://www.al-hakk.com/?p=1208
- http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B&p=331&img_url=avtoliteratura.ru%2Ffiles%2FOblozhki%2FResize%2520of%2520dov.jpg&rpt=simage
- http://www.bigreferat.com/rus/bigreferat10821.html
- http://dom-en.ru/pom5/
При изучении темы «Раны» учащиеся осваивают предметные и метапредметные умения.
I. Метапредметные умения:
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную на уроке, обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения;
- формирование умений взаимодействия с окружающими в чрезвычайных ситуациях;
II. Предметные умения:
В познавательной сфере
- Знать правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, перевязочные средства, виды повязок.
- Знать способы остановки кровотечений и правила наложения повязок.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций, связанных с получением ран;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать быстрые решения при оказании первой помощи.
В коммуникативной сфере:
- умение наблюдать, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В трудовой сфере:
- локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы, нарушением техники безопасности и травматизмом;
- умения оказывать первую медицинскую помощь (способы остановки кровотечений и правила наложения повязок).
Методическая информация.
Данная разработка повышает качество учебного процесса, т.к.:
- ориентирована на новые результаты обучения в образовательном процессе (компетенции, общеучебные умения и т.д.);
- изменён характер взаимодействия учителя и ученика;
- формируются новые видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, информации и др.);
- ориентирована на поисковую деятельность, умение учащихся работать с различными источниками информации и новыми нформационными технологиями;
- ориентирована на индивидуальную, групповую, дифференцированную работу учащихся;
- формируются межпредметные связи;
- созданы здоровьесберегающие условия образовательной деятельности учителя и учащихся;
- деятельность учащихся интенсифицирована.
Качество мультимедийного сопровождения:
- оригинальность (отличительные особенности) мультимедийного сопровождения - в презентацию в ключё видео ролик;
- создание собственного мультимедийного ресурса;
- использующееся - Microsoft Power Pоint 2003, Windows Media Player;
- используемые форматы - MP4, AVI, PPT;
Применение методов интерактивного обучения:
- обеспечение всех форм работы учащихся компьютерной поддержкой: индивидуальной, групповой, фронтальной;
- организация среды активного вовлечения учащихся в познавательный процесс средствами мультимедиа;
- приобретение компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню учащихся.
Самостоятельность при изучении курса ОБЖ имеет особую важность, ведь любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна. Решение алгоритма о возможном варианте действий в экстремальных ситуациях, скорее всего, придётся, человеку находить самостоятельно, когда рядом не будет друзей, преподавателя и тетради с конспектами.