Форма занятия: интегрированный урок.
Цель урока: создание комплекса условий для формирования естественнонаучной картины мира у обучающихся посредством взаимодействия педагогов и обучающихся в организации и осуществлении проектной деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес учащихся путем интеграции знаний по математике и биологии;
- Расширить и углубить знания учащихся о пропорциональной зависимости в строении тела человека;
- Формировать навыки взаимодействия в группе, умения принимать позицию сверстников, аргументировать собственную точку зрения, объективно оценивать результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Конструкт урока
1. Вступительное слово учителя биологии и учителя математики, постановка задач деятельности учителя.
2. Защитное слово учеников по проекту «Золотая пропорция и анатомия человека» (по группам). (Приложение 2) В содержании домашнего заданиия предумотрена подготовка проектов учащимися в минигруппах по следующим направлениям:
- «Золотая пропорция в строении тела человека»;
- «Золотая пропорция в строении лица человека»;
- «Золотая пропорция в строении руки человека».
3. Лабораторная работа:
Проблемный вопрос (вопрос для исследования): Когда форма человеческого тела совершенна?
Цель исследования: Эксперементальным путем доказать наличие Золотого сечения (приближенно) в строении тела человека, произведя расчеты параметров тела человека.
Задание 1 группе: «Золотая пропорция в строении тела человека». Произвести следующие измерения:
Весь рост —
…от макушки до колен
…до пупка
…до груди
…до подбородка
…до глаз
Задание 2 группе: «Золотая пропорция в строении лица человека» Произвести следующие измерения:
- От верхушки лба до окончания подбородка;
- От верхушки лба до кончика носа;
- От кончика носа до кончика подбородка.
Задание 3 группе «Золотая пропорция в строении руки человека»
Произвести следующие измерения:
- Всей руки;
- От кончиков пальцев до локтя;
- Кисти.
Записать данные в таблицу.
Нахождение золотого числа (1,618) посредством деления предыдущего столбца на последующий.
Сделать вывод.
Выводы: Из таблицы видно, что соотношение между частями тела неидеально, но приближённо к золотому числу 1,618. Наши измерения находятся в пределах от 1,3 до 2,3, то есть погрешность составляет 0,3—0,7.
4. Защита проектов мини-групп, подведение итогов исследовательской работы.
5. Решение задач по теме «Анатомия человека»
Кровеносная система.
- Если приложить ухо к грудной клетке в области сердца, то можно услышать звуки (тоны сердца): так — та, так — та, так — та. Что это за звуки и почему их при каждом сокращении сердца не меньше двух?
- Как осуществляется саморегуляция кровяного давления?
- Выдающийся ученый Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Какую реакцию организма имел ввиду ученый?
- Сердце нетренированного человека в состоянии покоя совершает обычно 80 ударов в минуту, выталкивая при этом в аорту 50-70 мл крови, а у хорошо тренированного спортсмена таких сокращений бывает только 50. каким образом атлет покрывает потребности в кислороде при таком относительно редком сокращении сердца?
- Спортивные физиологи знают, что частота сокращений сердца у спортсменов в момент максимального напряжения может достигать более 240 ударов в минуту. Однако известно, что наиболее эффективную работоспособность сердце совершает при частоте 150—160 ударов в минуту. Используя знания о сердечном цикле, объясните данный факт.
- По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественная, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?
- Учеными установлено, что левый желудочек сердца среднем выбрасывает за 1 минуту в аорту около 5000 мл крови. В почки же за это время поступает только 25 % крови. От этого количества. Выясните, какое количество крови поступает в почечные артерии человека за 1 минуту, час, сутки?
- Рассчитайте, сколько кг от массы тела приходится на опорно-двигательную систему человека и сколько отдельно на скелет, если масса человека 75 кг, на опорно-двигательную систему приходится 40 %, отдельно на кости — 10 %.
6. Подведение итогов. Оценивание результатов. Итоговая отметка за урок явлается средним арифметическим трех отметок: самооценки, оценки в группе и оценки учителей.
В работе используется презентация (Приложение 1).