Интегрированный урок по теме: "Золотая пропорция"

Разделы: Математика, Биология


Форма занятия: интегрированный урок.

Цель урока: создание комплекса условий для  формирования естественнонаучной картины мира  у обучающихся посредством взаимодействия педагогов  и обучающихся в организации и осуществлении проектной деятельности.

Задачи:

  • Развивать познавательный  интерес  учащихся путем интеграции знаний по математике и биологии;
  • Расширить и углубить знания учащихся о пропорциональной зависимости  в  строении тела человека;
  • Формировать навыки  взаимодействия в группе, умения принимать позицию сверстников, аргументировать собственную точку зрения, объективно оценивать результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Конструкт урока

1. Вступительное слово учителя биологии и учителя математики, постановка задач деятельности учителя.

2. Защитное слово учеников по проекту «Золотая пропорция и анатомия человека» (по группам). (Приложение 2) В содержании домашнего заданиия предумотрена подготовка проектов учащимися  в минигруппах  по следующим направлениям:

  • «Золотая пропорция в строении тела человека»;
  • «Золотая пропорция в строении лица человека»;
  • «Золотая пропорция в строении руки человека».

3. Лабораторная работа:

Проблемный  вопрос (вопрос для исследования): Когда форма человеческого тела совершенна?

Цель исследования: Эксперементальным путем доказать наличие Золотого сечения (приближенно) в строении тела человека, произведя расчеты параметров тела человека.

Задание 1 группе: «Золотая пропорция в строении тела человека».  Произвести следующие  измерения:

Весь рост —

…от макушки до колен

…до пупка

…до груди

…до подбородка

…до глаз

Задание 2 группе: «Золотая пропорция в строении лица человека»  Произвести следующие измерения:

  • От верхушки лба  до окончания подбородка;
  • От  верхушки лба до кончика носа;
  • От кончика носа до кончика подбородка.

Задание 3 группе  «Золотая пропорция в строении руки человека»

Произвести следующие измерения:

  • Всей руки;
  • От кончиков пальцев до локтя;
  • Кисти.

Записать данные в таблицу.

Нахождение золотого числа (1,618) посредством деления предыдущего столбца на последующий.

Сделать вывод.

Выводы: Из таблицы видно, что соотношение между частями тела неидеально, но приближённо к золотому числу 1,618. Наши измерения находятся в пределах от 1,3 до 2,3, то есть погрешность составляет 0,3—0,7.

4. Защита проектов мини-групп, подведение итогов исследовательской работы.

5. Решение задач по теме «Анатомия человека»

Кровеносная система.

  1. Если приложить ухо к грудной клетке в области сердца, то можно услышать звуки (тоны сердца): так — та, так — та, так — та. Что это за звуки и почему их при каждом сокращении сердца не меньше двух?
  2. Как осуществляется саморегуляция кровяного давления?
  3. Выдающийся ученый Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Какую реакцию организма имел ввиду ученый?
  4. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя совершает обычно 80 ударов в минуту, выталкивая при этом в аорту 50-70 мл крови, а у хорошо тренированного спортсмена таких сокращений бывает только 50. каким образом атлет покрывает потребности в кислороде при таком относительно редком сокращении сердца?
  5. Спортивные физиологи знают, что частота сокращений сердца у спортсменов в момент максимального напряжения может достигать более 240 ударов в минуту. Однако известно, что наиболее эффективную работоспособность сердце совершает при  частоте 150—160 ударов в минуту. Используя знания о сердечном цикле, объясните данный факт.
  6. По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественная, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?
  7. Учеными установлено, что левый желудочек сердца среднем выбрасывает за 1 минуту в аорту около 5000 мл крови. В почки же за это время поступает только 25 % крови. От этого количества. Выясните, какое количество крови поступает в почечные артерии человека за 1 минуту, час, сутки?
  8. Рассчитайте, сколько кг от массы тела приходится на опорно-двигательную систему человека и сколько отдельно на скелет, если масса человека 75 кг, на опорно-двигательную систему приходится 40 %, отдельно на кости — 10 %.

6. Подведение итогов. Оценивание результатов. Итоговая отметка за урок явлается средним арифметическим трех отметок: самооценки, оценки в группе и оценки учителей.

В работе используется презентация (Приложение 1).