Цели урока:
- обучающие: повторение теоретического материала по теме «Проценты», формирование знаний и закрепление навыков решения уравнений и задач;
- развивающие: развитие интереса к математике, природоведению, активация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи учащихся;
- воспитательные: создание условий для воспитания навыков самостоятельной деятельности учащихся; воспитание эстетических качеств, коммуникативных умений.
Учебник: «Математика. 5 класс» авторов Виленкина Н.Я. и др.
Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.
Форма проведения урока: урок-кроссворд.
Длительность: урок рассчитан на 2 академических часа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания и умения по теме «Проценты» в форме математической игры (слайд 1). Мы проведем урок-кроссворд «В мире животных», на котором узнаем много интересного про знакомых вам животных и птиц. Перед вами кроссворд (слайд 2), по ходу урока мы будем вписывать в него названия животных и птиц, и в конце узнаем, что за слово в нем спрятано. На уроке вы будете работать в парах, самостоятельно и совместно. Самое главное, будьте внимательными и активными. Записываем тему урока в тетради и начинаем путешествовать.
II. Содержание урока.
Учитель: отгадайте загадку: «Водяные мастера строят дом без топора. Дом из хвороста и тины, и плотину». Как зовут этого животного? (слайд 3)
Правильно, ребята. Это – бобр. В нашей стране водится много грызунов. Бобр – один из самых крупных, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, которые называются хатками, поперек реки делает плотины длиной 5–6 метров.
Давайте вместе с вами выполним первое задание: узнать длину тела бобра (в дециметрах).
В этом нам поможет удивительный квадрат, который вы сейчас увидите. Но прежде чем мы начнем с ним работать, необходимо вспомнить, что называется процентом. С помощью какого знака записывают проценты (слайды 4).
1 задание (слайды 5–10)
А) Из первой строки выберите наименьшее число – десятичную дробь, обозначающую наименьшее число процентов.
Б) Из второй строки выберите наибольшее число.
В) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
Г) Найдите сумму выбранных трех чисел. Вы получили десятичную дробь, которую необходимо перевести в проценты.
Д) Найдите полученное число процентов от 100 дм.
Проверим решение
0,01 + 0,07 + 0,02 = 0,1 =10%
10% от 100 дм равно 10 дм
10 дм – сколько это сантиметров? Сравните длину бобра со своим ростом.
А сейчас мы с вами найдем массу бобра в килограммах. Чтобы правильно и быстро выполнить это задание, нам необходимо вспомнить как легче и быстрее найти от числа 50%; 20%; 25%; 10%.
- 50%=½
- 20%=1/5
- 25%=¼
- 10%=1/10
Посмотрите на схему. На ней записаны проценты и изображены геометрические фигуры, но нет порядка выполнения действий. Вы должны догадаться сами, как выполнить это задание (слайды 8–9)
Значит масса бобра 25 кг. Вот мы с вами и узнали побольше об одном из представителе семейства грызунов. Запишем его название в кроссворд (слайд10).
2 задание (слайды 11–16)
Название следующего животного, зашифрованного в кроссворде, можно отгадать, зная ответ на загадку:
«Безобидны, словно дети,
Мы за них, друзья, в ответе,
Вглубь ныряют, вверх взлетают,
Добрым нравом обладают,
Тело гладкое имеют,
Щелкать и свистеть умеют».
Кто же это?
Если не можете отгадать, то вам на помощь придет маленькая схема, на которой необходимо представить десятичные дроби в процентах и расставить их в порядке убывания. Посмотрите на рисунок и расставьте под каждым числом соответствующие буквы, и вы узнаете название животного, зашифрованного в нашем кроссворде (слайд 12).
0,52; 0,78; 0,96; 0,6; 0,41; 0,27; 0,01.
Проверим решение
96%; 78%; 60%; 52%; 41%; 27%; 1%
Д Е Л Ь Ф И Н
Посмотрите на фотографию (слайд 13), здесь изображен дельфин – «черноморская афалина». Распространен в Черном море. Основным объектом пищи служат камбала, скат, кефаль, ракообразные и моллюски. За пищей дельфины могут нырять на глубину до 90–150 м, оставаясь под водой 5–7 минут, а иногда и… Сейчас мы с вами, и узнаем с помощью процентов, сколько же времени могут оставаться дельфины под водой.
Решите задачу, ответ которой и будет являться ответом на поставленный перед вами вопрос. Работаем в парах, помогая, и контролируя друг друга.
Задача. В двух 5-х классах СОШ №1 учится 50 человек. В школьной олимпиаде по математике приняли участие 30% учащихся. Сколько учеников участвовало в олимпиаде по математике? (слайды 14–15)
Решение.
30%=0,3
Учатся – 50 чел.
Участвовало - ? чел, 30% от
50*0,3=15 (чел) – участвовало в олимпиаде по математике.
Ответ: 15 человек.
Значит, дельфин-афалина может находиться под водой 15 минут. Для дельфина – это очень большой промежуток времени. Давайте запишем в нашем кроссворде под цифрой 2 слово – дельфин и продолжим путешествие в мире животных (слайд 16).
3 задание (слайды 17–24)
И опять загадка: «Живет спокойно, не спешит, на всякий случай носит щит, под ним не зная страха, гуляет…». Правильно, ребята, следующее животное из нашего кроссворда – черепаха (слайд 17).
Черепаха – самое тихоходное пресмыкающееся, которое ученые называют тестудо-гиганта.
Живет она на острове Маврикий. Даже когда она голодная и ее манят пищей, она не может преодолеть за 1 минуту четырех метров. Вот уж поистине черепаший ход. Но эта черепаха такой величины, что дети могут кататься, сидя у нее на панцире. Узнать название самой крупной в мире черепахи нам поможет следующее задание: с помощью схемы найдите значение выражения и выберите по данному значению название из предложенных (слайды 18 – 19).
Итак, черепаху зовут дермохелис. Самая большая продолжительность жизни в животном мире принадлежит слоновой черепахе, которая живет…..лет (слайд 20).
Так сколько же живет слоновая черепаха?
Ответить на этот вопрос нам поможет решение двух задач на два варианта. Сумма полученных значений и является ответом на данный вопрос (слайд 21).
I вариант. В классе по списку 40 учеников, четверо из них отсутствует. Каков процент посещаемости в классе?
II вариант. На бальные танцы в кружок записалось 20 человек. На первое занятие пришли 17 человек. Каков процент посещаемости занятия?
Проверим решение
I вариант | II вариант |
Всего – 40 учеников Отсутствует – 4 учеников % посещаемости? (40-4):40*100=90(%) – процент посещаемости |
Всего – 20 человек Пришло – 17 человек % посещаемости? 17:20*100=85(%) – процент посещаемости. |
90 + 85 = 175 лет живет слоновая черепаха (слайд 22)
Вот мы и познакомились с черепахой - дермохелис, узнали сколько живет слоновая черепаха. Запишем слово «черепаха» в кроссворд и продолжим наше путешествие в мир животных для знакомства с самыми – самыми (слайды 23 – 24).
4 задание (слайды 25 – 28)
Отгадываем:
«Через море-океан
плывет чудо великан.
Прячет ус во рту,
растянулся за версту».
Кто это?
Правильно, ребята, это кит (слайд 25).
Самым крупным животным, из всех когда-либо существовавших на Земле, является синий кит. Вес морского млекопитающего достигает 150 тонн! Столько же весят 400 быков! С трудом воспринимаются и размеры синего кита. Самый большой синий кит был пойман в Антарктике, и его длина достигала 33 метров! А его вес был больше 150 тонн! (слайд 26)
Сердце крупного синего кита весит более 500 кг, и перекачивает 8 тонн крови. Полный желудок синего кита вмещает в себя 1,5 – 2 тонны мелких рачков. Рыбу синий кит не ест. По воде синие киты перемещаются со скоростью 11-15 км/ч. При каждом выныривании, когда совершается выдох, над водой взлетает фонтан высотой до ... метров. Какой высоты взлетает фонтан мы сейчас и узнаем, решив уравнение с процентами (слайд 27).
33% от Х равно 3,96. Запишите данное условие в виде уравнения.
Проверим решение
33%=0,33, значит 0,33х = 3,96
х = 3,96 : 0,33
х = 396 : 33
х = 12
Значит, 12 метров – высота фонтана, который выпускает синий кит. Вот мы и узнали, какое самое большое, крупное животное на Земле. Запишем слово «кит» в кроссворд (слайд 28).
5 задание (слайды 29–35)
В этом магическом квадрате зашифрованы названия пяти видов семейства кошачьих. Найдите их (слайд 29).
А сейчас давайте отгадаем загадки, которые помогут вам в случае, если вы не смогли найти названия животных в квадрате (слайды 30–31).
-
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард) -
Такой прелестный полосатик!
Красивый миленький усатик.
Вот симпатичная зверушка –
Большая мягкая игрушка.
Но киска не для детских игр,
Ведь не котенок – это … (Тигр). -
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись,
Потому что это… (Рысь). -
Горностай гордится мехом,
Барс – отвагою своей.
Кто своим прекрасным бегом
Удивляет всех зверей?
(Гепард) -
У него большая грива:
И пушиста, и красива!
Какая миленькая киска...
Подходят дети к клетке близко:
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно, это – … (Лев).
Итак, в квадрате спрятаны: лев, тигр, рысь, леопард, гепард. А вы знаете, какой из указанных зверей является самым быстроногим животным на Земле? Самым быстроногим на Земле является – ГЕПАРД. Давайте найдем скорость гепарда. Для этого предлагаю вам выполнить сложение и деление предложенных чисел (слайд 32).
Проверим решение
(32+54+40+42+63+36+13) : 2 = 280 : 2 = 140
Значит, скорость гепарда может достигать 140 км/ч (слайды 33–34).
Итак, самое быстроногое из современных наземных животных – гепард. Быстрее его ни одно животное не бежит (слайд 37). Преследуя жертву, он развивает на короткой дистанции огромную скорость – до 110–140 км/ч. Это скорость урагана! Но бежит он с такой скоростью немного, не более 500 метров!
Гепард – очень редкий зверь, находящийся под угрозой исчезновения. Живет он в Африке, в некоторых районах Азии. У нас в бывшем Советском Союзе изредка встречается в Туркмении. А сейчас впишем слово «гепард» в кроссворд и продолжим путешествие (слайд 35).
6 задание (слайды 36-39)
И опять загадка:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя – маленький хвост,
Спереди у зверя – хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это ... (Слон)!
(слайд 36)
Сейчас мы с вами будем говорить о гигантах на суше.
СЛОН – самое современное крупное сухопутное животное. Длина тела этого гиганта достигает 7 метров, из них хвост – 1,5 м, а хобот до 2 м.Самым крупным представителем является африканский слон. Высота самцов в плечах достигает 4 м, а вес наиболее старых самцов приближается к 7,5 тонн!
Слон прекрасно плавает, при этом из воды торчит только лоб и кончик хобота, а весь он находится под водой. Для утоления жажды он ежедневно выпивает от 100 до 200 литров воды.
Кроме человека, врагов у слонов практически нет. Большим несчастьем для слона являются его бивни, так называемая слоновая кость, которая издавна ценилась на вес золота.
У африканских слонов бивнями обладают самки и самцы, но у самок они небольшие. Длина их колеблется от 0,5 м до 2,5 м, а у самцов они, конечно же, больше. В этом задании мы с вами узнаем рекордную длину пары бивней, которая занесена в книгу рекордов Гинесса. Ответ находим в см. Для этого мы решаем с вами задачу:
Магазин в I день продал 45% всех тетрадей, во II – 35% всех тетрадей, а в III – остальные 82 тетради. Сколько тетрадей было в магазине?
Проверим решение
1) 100 – (45 + 35) = 20 (%) – тетрадей продали в III день.
2) 20% = 0,2;
82 : 0,2 = 820 : 2 = 410 (т) – было в магазине.
Ответ: 410 тетрадей.
В магазине было 410 тетрадей, а длина самых больших бивней у африканских слона равна 410 см. Давайте запишем слово «слон» в кроссворд и продолжим путешествие (слайды 37–39).
7 задание (слайды 40 – 44)
Вот мы и подошли к последнему представителю мира животных в путешествии. Кто же это такой? Вернее, кто эта такая?
И опять загадка:
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет.
(Цапля)
Цапля – это птица, рост которой до 1 м, вес 1,1–1,2 кг; птица очень легкая, поэтому она уверенно опускается и на зыбкую сплавину, и на тонкие ветки деревьев, которые едва сгибаются под столь незначительной тяжестью. Ее перья считаются одним из самых модных элементов женского туалета. Эти красивые перья плеч, заходящие за конец хвоста, придают птице особенно красивый, нарядный облик (слайд 40).
В полете работают лишь концы крыльев, и птица летит ровно, как по струне. Очень часто в водоеме она стоит на одной ноге, вторую прижав к телу. Но не в ногах и крыльях ее спасение, а в страшном оружии, которого опасаются даже самые сильные и смелые пернатого мира и хищные звери. Это оружие – длинный, крепкий и острый, как дротик, клюв. Сложенная втрое шея при нанесении удара распрямляется на полуметровую длину с неуловимостью сильной пружины, и тому, кто не знает этого приема, он может стоить глаза или даже жизни.
Ребята, давайте вычислим какой длины клюв у цапли. Для этого вы должны выполнить самостоятельную работу на два варианта (слайды 41–42).
I вариант.
- В классе 30 учащихся, 40% учащихся класса – девочки. Сколько девочек в классе?
- На опытном участке посеяли 400 зерен пшеницы, взошло48 зерен. Определите процент всхожести семян.
II вариант.
- Рабочий за смену обрабатывал 120 деталей. Производительность его труда увеличилась на 10%. На сколько больше деталей стал обрабатывать рабочий?
- В коробке лежало 150 карандашей, 18 из них зеленого цвета. Сколько процентов зеленых карандашей лежало в коробке?
Проверим решение
I вариант | II вариант |
1) 40% = 0,4; 0,4*30 = 12 (уч) – в классе девочки. Ответ: 12 девочек в классе. |
1) 10% = 0,1; 120*0,1 = 12 (д)- на столько деталей больше стал обрабатывать рабочий. Ответ: на 12 деталей. |
2) 48 : 400 = 0,12; 0,12*100 =12 (%) – всхожесть семян. Ответ: 12%. |
2) 18 : 150 = 0,12; 0,12*100 = 12 (%) – зеленых карандашей Ответ: 12%. |
Итак, у вас у всех получилось число 12, обозначающее различные предметы, но только одно число. Именно 12 см клюв у цапли. 12 см – ее страшное оружие, при помощи которого она защищает себя и своих птенцов от хищников. А теперь давайте впишем слово «цапля» в кроссворд (слайды 43–44).
Среди вписанных слов найдите ключевое слово кроссворда.
Ключевым словом в кроссворде является слово «ПРОЦЕНТ», которое имеет самое непосредственное отношение к нашему путешествию в мир животных. Ведь с помощью процентов мы узнали много нового о животных, которых хоть и не встречали в своей жизни, но видели на экранах телевизоров и на арене цирка (слайды 45–47).
III. Итог урока.
Подведение итогов урока, выставление оценок (слайд 48).