Информационные технологии на уроках русского языка в начальной школе. Урок-сказка

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: Обобщить материал по теме, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, развивать монологическую речь детей, внимание.

  • Задачи:
  • воспитывать патриотизм на основе русского народного фольклора;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, ответственность за свои действия;
  • познакомить с понятием антонимы;
  • познакомить с новым словарным словом;
  • учить детей обобщать, группировать слова по определённому признаку;
  • формировать навыки нахождения проверочных слов;
  • формировать навыки работы в парах, взаимоконтроль;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать речь, грамматическую зоркость, память и воображение.

Ожидаемый результат:

Урок должен способствовать:

  • развитию у учащихся речевой грамотности;
  • усвоению нового лексического понятия;
  • умению детьми оценивать результаты работ своих одноклассников и себя.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результатыL

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Слайд 1

Учитель: Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе. Я желаю всем плодотворной работы, успехов в повторении и изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь в работе. Желаю удачи в ваших новых открытиях. ИТАК, мы начинаем. Очень интересная история, совсем недавно, произошла с такими же детьми, как вы. А какая история мы сейчас послушаем.

Слайд 2

Ученик рассказывает стихотворение «ПИСЬМО». Приложение 1.

Учитель: А какое правило не знал мальчик? Кто догадался, какая тема будет звучать на уроке?

Ученик: Правило о безударных гласных проверяемых ударением.

Учитель: Верно. Это правило и легло в основу темы нашего урока. Сегодня мы не просто будем рассказывать правило и выполнять задания, сегодня нас ждёт удивительное путешествие в страну сказок.

Слайд 3

– Наше путешествие начинается. Но мы, же не можем отправиться в путь с пустыми руками, в дорогу нам нужно взять багаж. А какой именно – отгадайте. Учитель демонстрирует РЕБУС.

Слайд 4, 5

Ученики с интересом их отгадывают. Это знания и дружба.

Учитель: Кто думает также? Оцените себя, показав смайлики. Ребята показывают смайлики.

– Правильно, справились с этим заданием все. В дорогу мы возьмём дружбу и знания.

II. Работа по теме урока. Обобщение.

Учитель: Слайд 6

Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка ждет нас впереди!

Учитель: Взмахнула фея волшебной полочкой и у нас в классе выросло волшебное дерево. А что это за дерево, отгадайте?

Ученик. Это волшебная яблоня.

Слайд 7

– А в какой сказке нам встречается волшебная яблоня?

Ученик. В русской народной сказке «Гуси-лебеди».

Учитель: Вот и наша яблоня волшебная. На ней кроме обычных яблок выросли ещё 5 волшебных. Эти яблоки не простые. Видите, они крупнее остальных и на них написаны буквы. Сорвать плод может только тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах, и докажет подбором проверочных слов.

Слайд 8

З*мля Тр*ва Св*сток Зв*нок П*тёрка
В*лна Р*ды Гр*чи Л*сток Зв*зда

Ребята вставляют пропущенные буквы. Ученикам очень нравится такой вид работы.

– Оцените себя, показав смайлики. Оцените устную работу своего соседа по парте.

Ребята показывают смайлики.

Учитель: Взмахнула фея волшебной полочкой второй раз и на доске появились другие слова:

С*лдат Прин*сла Т*пор Похв*лила С*поги Отв*чает

Слайд 9

Учитель: Что можно сказать о них? Кто догадался, о чём я Вас сейчас, прочитав эти слова?

Ученик: Из какой сказки они?

Учитель: Верно. Так из какой?

Ученик: «Каша из топора».

Учитель: Какое задание мы с Вами сейчас можем выполнить?

Ребята составляют задание.

– Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы и разделите их на 2 группы. Какое слово является проверочным?

Ответы детей. Каждый с нетерпением ждет, когда его спросят.

Слайд 10

Учитель: Оцените себя, показав смайлики.

Учитель: Наша память не безгранична. Есть такие сигналы, которые помогают нам запомнить эту группу слов. Слово солдат заимствовано из итальянского языка. Служивые получали за свою службу монеты – сольдо, после чего они и получили названия солдат. Ваше домашнее задание найти сигналы к словам топор и сапоги.

III. Работа в тетради.

Учитель: Подготовьте свои волшебные тетрадки к работе. Сядьте ровно, откройте их, запишите дату урока и вид работы. Начнём, как обычно, с минутки чистописания. Но только вам нужно отгадать какую букву мы будем сегодня писать.

Бел, как снег, надут, как мех.
День и ночь на ножках.
В красненьких сапожках.
(гуСь)

Учитель: Какой звук услышали в конце слова, охарактеризуйте его.

Ученик: Называет звук. Он мягкий, парный, глухой.

Учитель: В каких сказках встречается этот персонаж?

Ученики быстро реагируют, вспоминают много сказок, например: «Золотой гусь», «Гуси-лебеди» и так далее.

Учитель:

Всю ночь летает, мышей добывает
А станет светло, спать летит в дупло.
(Сова)

Учитель: Какой звук услышали в начале слова, дайте его характеристику.

Ученик называет звук. Он твёрдый, парный, глухой.

Учитель: В каких сказках можно его встретить?

Ребята находчиво отвечают на вопрос. Называют сказки с участием этого персонажа.

Учитель: Так какую же букву мы будем сегодня писать?

Ученик: Сегодня на уроке мы будем писать букву С.

Слайд 11

Учитель: Из каких элементов состоит эта буква?

– На что она похожа?

Слайд 12

– А почему именно эту букву мы будем писать?

Ребята заинтересованы, с удовольствием отвечают на вопросы.

Ученик: Мы будем писать эту букву потому, что мы путешествуем по Сказкам.

Учитель: Сядьте ровно, пропишите букву и запишите слова:

СКАЗКА СОЛДАТ САПОГИ СЛУЖИВЫЙ

Слайд 13

Учитель: А из какой сказки эти слова? Повторите еще раз. Кто главный герой этой сказки?

Ученик: Эти слова из сказки «Каша из топора». Солдат, старушка.

Физкультминутка для глаз.

Слайд 14

Учитель: – Сегодня наш гость – солдат. Он пришёл к нам издалека, он очень долго шёл, его дорога была нелегка. А принёс он нам задания, которые положил в узелок. Я думаю, что мы справимся с ними, потому что мы взяли в багаж дружбу и знания.

IV. Новое открытие.

Учитель: Чтобы дальше продолжить свой путь солдат предлагает нам решить орфографические задачи. Он предусмотрел испытания всем: … будут выполнять эти задания, а с остальными он решил поиграть. Удачи вам, ребята. Несколько учеников выполняют задания.

Уровневая работа (сильный – средний – слабый).

Учитель: Условия игры такие: я буду называть, а вы подбирать слова с противоположным значением, указав проверочное слово. Итак, сейчас нас ждёт новое открытие.

Темно (светло)
Близко (далеко)
Утренний (вечерний)
Хороший (плохой)
Пресный (солёный)
Тёплый (холодный)

Слайд 15

Учитель: Посмотрите, какое мы сделали открытие в путешествии. Мы называли слова с противоположным значением, А называются они АНТОНИМЫ.

Слайд 16

Учитель: Поздравляю Вас с открытием, которое вы сделали сегодня на уроке.

Ребята очень довольны своим открытием.

– Теперь нам предстоит следующий этап нашей работы. Я предлагаю провести коллективную проверку индивидуальной работы. Приготовьте, пожалуйста, свои сигнальные смайлики.

– Ребята, оцените себя сами, сверив свои ответы с эталоном. А теперь все оцените работу своих друзей.

Ученики оценивают работу одноклассников.

Слайд 17, 18

V. Физкультминутка «СКАЗКА».

Приложение 2.

Слайд 19, 20, 21

VI. Работа с текстом.

Слайд 22

Учитель: Много сюрпризов приготовил служивый, УЗЕЛОК, да СВИТОК. А что такое свиток? Давайте послушаем.

Ученик: Свиток – узкая полоска папируса, пергамента, свёрнутая в трубочку. Одна из древних форм рукописей.

Учитель: А что такое папирус?

Ученик: В Египте на берегах Нила зеленели заросли высокого растения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль, укладывали рядами. Ряды с помощью сока склеивали. Папирус – первая бумага.

Учитель: Что такое пергамент?

Ученик: Пергамент – обработанная коровья или телячья кожа, использовалась для письма. На пергаменте писали на обеих сторонах листа.

Учитель: На этом свитке что-то написано. Прочитайте.

– Отгадайте от кого оно? Из какой сказки герои?

Слайд 23

Ученик. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Учитель: Залилась Алёнушка слезами, села на стожок – плачет, а козлёночек скачет.

– Следующее испытание приготовил вам служивый. Спишите, найдите слова с безударной гласной, выпишите их, указав проверочные слова, с последующей взаимопроверкой. Оцените себя.

Ученики с интересом выполняют работу. Оценивают смайликами.

Учитель: Сейчас вы поменяетесь своими работами. Если найдете ошибку – не зачеркивайте её, а подчеркните все слово.

– Умело справится тот, у кого нет подчеркнутых слов – тот настоящий путешественник и искатель приключений, а если есть исправьте сами свою ошибку и не переживайте, ведь рядом с вами идут ваши верные друзья, которые помогут вам справиться с трудностями.

VII. Словарная работа.

Учитель: Все ли слова можно проверить? Что будем делать?

Ученик: Верно, эти слова для запоминания.

Учитель: Давайте подружимся с новым таким словом. Подскажите, какое оружие использовал Иван-царевич в битве со Змеем Горынычем?

Ученик: Меч.

Учитель: Солдат приготовил вам фокус, просмотрев его вы, узнаете новое слово, которое нужно запомнить.

Учитель показывает фокус. В нем слово для запоминания. Дети удивлённо рассматривают сюрприз.

Слайд 24

Учитель: Слово мечта и меч не являются однокоренными. Но мы уже говорили о сигналах, которые помогают запомнить эти слова.

И солдат показал вам свой сигнал. А что такое мечта?

Ребята высказывают своё мнение.

Учитель: Мечта – нечто, созданное воображением, предмет желаний. Слово мечта в старославянском языке значило «мерцать, сверкать». Изначально мечта – «то, что мерцает, призрак, ведение». А о чём вы мечтаете? Ответы детей.

Учитель. Запишите слово в словарик, запомните его.

VIII. Итог урока.

Учитель: –Развязался у солдата последний узелок. Что в платке?

Ученик. Название русских народных сказок.

Слайд 25

Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Объясните смысл пословицы.

Ученик: В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

Учитель: Сказка – выдуманная история, мечта человека о добре.

Еще один взмах волшебной палочки и мы из сказки перенесемся в наше время.

– Помогли ли нам наши знания и дружба в путешествии?

Ученик: Да, помогли.

Учитель: А что еще помогло?

Ученик: Сказка. Слайд 26

Учитель: Наше путешествие не закончилось, и оно будет продолжаться до тех пор, пока мы учимся. И мы заканчиваем урок вот таким стихотворением.

Ученик читает заранее выученное стихотворение. Приложение 3.

Учитель: Чему научились на уроке?

– Все вы хорошо отвечали, особенно хочется отметить. А теперь оцените свою работу сами.

Ребята показывают сигнальные смайлики.

Домашнее задание: выучить словарное слово, повторить правило.

Всем большое спасибо. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.