Цель: Обобщить материал по теме, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, развивать монологическую речь детей, внимание.
- Задачи:
- воспитывать патриотизм на основе русского народного фольклора;
- воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, ответственность за свои действия;
- познакомить с понятием антонимы;
- познакомить с новым словарным словом;
- учить детей обобщать, группировать слова по определённому признаку;
- формировать навыки нахождения проверочных слов;
- формировать навыки работы в парах, взаимоконтроль;
- формировать навыки грамотного письма;
- развивать речь, грамматическую зоркость, память и воображение.
Ожидаемый результат:
Урок должен способствовать:
- развитию у учащихся речевой грамотности;
- усвоению нового лексического понятия;
- умению детьми оценивать результаты работ своих одноклассников и себя.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результатыL
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Слайд 1
Учитель: Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе. Я желаю всем плодотворной работы, успехов в повторении и изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь в работе. Желаю удачи в ваших новых открытиях. ИТАК, мы начинаем. Очень интересная история, совсем недавно, произошла с такими же детьми, как вы. А какая история мы сейчас послушаем.
Слайд 2
Ученик рассказывает стихотворение «ПИСЬМО». Приложение 1.
Учитель: А какое правило не знал мальчик? Кто догадался, какая тема будет звучать на уроке?
Ученик: Правило о безударных гласных проверяемых ударением.
Учитель: Верно. Это правило и легло в основу темы нашего урока. Сегодня мы не просто будем рассказывать правило и выполнять задания, сегодня нас ждёт удивительное путешествие в страну сказок.
Слайд 3
– Наше путешествие начинается. Но мы, же не можем отправиться в путь с пустыми руками, в дорогу нам нужно взять багаж. А какой именно – отгадайте. Учитель демонстрирует РЕБУС.
Слайд 4, 5
Ученики с интересом их отгадывают. Это знания и дружба.
Учитель: Кто думает также? Оцените себя, показав смайлики. Ребята показывают смайлики.
– Правильно, справились с этим заданием все. В дорогу мы возьмём дружбу и знания.
II. Работа по теме урока. Обобщение.
Учитель: Слайд 6
Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка, ребята,
Сказка ждет нас впереди!
Учитель: Взмахнула фея волшебной полочкой и у нас в классе выросло волшебное дерево. А что это за дерево, отгадайте?
Ученик. Это волшебная яблоня.
Слайд 7
– А в какой сказке нам встречается волшебная яблоня?
Ученик. В русской народной сказке «Гуси-лебеди».
Учитель: Вот и наша яблоня волшебная. На ней кроме обычных яблок выросли ещё 5 волшебных. Эти яблоки не простые. Видите, они крупнее остальных и на них написаны буквы. Сорвать плод может только тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах, и докажет подбором проверочных слов.
Слайд 8
З*мля | Тр*ва | Св*сток | Зв*нок | П*тёрка |
В*лна | Р*ды | Гр*чи | Л*сток | Зв*зда |
Ребята вставляют пропущенные буквы. Ученикам очень нравится такой вид работы.
– Оцените себя, показав смайлики. Оцените устную работу своего соседа по парте.
Ребята показывают смайлики.
Учитель: Взмахнула фея волшебной полочкой второй раз и на доске появились другие слова:
С*лдат | Прин*сла | Т*пор | Похв*лила | С*поги | Отв*чает |
Слайд 9
Учитель: Что можно сказать о них? Кто догадался, о чём я Вас сейчас, прочитав эти слова?
Ученик: Из какой сказки они?
Учитель: Верно. Так из какой?
Ученик: «Каша из топора».
Учитель: Какое задание мы с Вами сейчас можем выполнить?
Ребята составляют задание.
– Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы и разделите их на 2 группы. Какое слово является проверочным?
Ответы детей. Каждый с нетерпением ждет, когда его спросят.
Слайд 10
Учитель: Оцените себя, показав смайлики.
Учитель: Наша память не безгранична. Есть такие сигналы, которые помогают нам запомнить эту группу слов. Слово солдат заимствовано из итальянского языка. Служивые получали за свою службу монеты – сольдо, после чего они и получили названия солдат. Ваше домашнее задание найти сигналы к словам топор и сапоги.
III. Работа в тетради.
Учитель: Подготовьте свои волшебные тетрадки к работе. Сядьте ровно, откройте их, запишите дату урока и вид работы. Начнём, как обычно, с минутки чистописания. Но только вам нужно отгадать какую букву мы будем сегодня писать.
Бел, как снег, надут, как мех.
День и ночь на ножках.
В красненьких сапожках.
(гуСь)
Учитель: Какой звук услышали в конце слова, охарактеризуйте его.
Ученик: Называет звук. Он мягкий, парный, глухой.
Учитель: В каких сказках встречается этот персонаж?
Ученики быстро реагируют, вспоминают много сказок, например: «Золотой гусь», «Гуси-лебеди» и так далее.
Учитель:
Всю ночь летает, мышей добывает
А станет светло, спать летит в дупло.
(Сова)
Учитель: Какой звук услышали в начале слова, дайте его характеристику.
Ученик называет звук. Он твёрдый, парный, глухой.
Учитель: В каких сказках можно его встретить?
Ребята находчиво отвечают на вопрос. Называют сказки с участием этого персонажа.
Учитель: Так какую же букву мы будем сегодня писать?
Ученик: Сегодня на уроке мы будем писать букву С.
Слайд 11
Учитель: Из каких элементов состоит эта буква?
– На что она похожа?
Слайд 12
– А почему именно эту букву мы будем писать?
Ребята заинтересованы, с удовольствием отвечают на вопросы.
Ученик: Мы будем писать эту букву потому, что мы путешествуем по Сказкам.
Учитель: Сядьте ровно, пропишите букву и запишите слова:
СКАЗКА | СОЛДАТ | САПОГИ | СЛУЖИВЫЙ |
Слайд 13
Учитель: А из какой сказки эти слова? Повторите еще раз. Кто главный герой этой сказки?
Ученик: Эти слова из сказки «Каша из топора». Солдат, старушка.
Физкультминутка для глаз.
Слайд 14
Учитель: – Сегодня наш гость – солдат. Он пришёл к нам издалека, он очень долго шёл, его дорога была нелегка. А принёс он нам задания, которые положил в узелок. Я думаю, что мы справимся с ними, потому что мы взяли в багаж дружбу и знания.
IV. Новое открытие.
Учитель: Чтобы дальше продолжить свой путь солдат предлагает нам решить орфографические задачи. Он предусмотрел испытания всем: … будут выполнять эти задания, а с остальными он решил поиграть. Удачи вам, ребята. Несколько учеников выполняют задания.
Уровневая работа (сильный – средний – слабый).
Учитель: Условия игры такие: я буду называть, а вы подбирать слова с противоположным значением, указав проверочное слово. Итак, сейчас нас ждёт новое открытие.
Темно (светло) Близко (далеко) Утренний (вечерний) |
Хороший (плохой) Пресный (солёный) Тёплый (холодный) |
Слайд 15
Учитель: Посмотрите, какое мы сделали открытие в путешествии. Мы называли слова с противоположным значением, А называются они АНТОНИМЫ.
Слайд 16
Учитель: Поздравляю Вас с открытием, которое вы сделали сегодня на уроке.
Ребята очень довольны своим открытием.
– Теперь нам предстоит следующий этап нашей работы. Я предлагаю провести коллективную проверку индивидуальной работы. Приготовьте, пожалуйста, свои сигнальные смайлики.
– Ребята, оцените себя сами, сверив свои ответы с эталоном. А теперь все оцените работу своих друзей.
Ученики оценивают работу одноклассников.
Слайд 17, 18
V. Физкультминутка «СКАЗКА».
Слайд 19, 20, 21
VI. Работа с текстом.
Слайд 22
Учитель: Много сюрпризов приготовил служивый, УЗЕЛОК, да СВИТОК. А что такое свиток? Давайте послушаем.
Ученик: Свиток – узкая полоска папируса, пергамента, свёрнутая в трубочку. Одна из древних форм рукописей.
Учитель: А что такое папирус?
Ученик: В Египте на берегах Нила зеленели заросли высокого растения, похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль, укладывали рядами. Ряды с помощью сока склеивали. Папирус – первая бумага.
Учитель: Что такое пергамент?
Ученик: Пергамент – обработанная коровья или телячья кожа, использовалась для письма. На пергаменте писали на обеих сторонах листа.
Учитель: На этом свитке что-то написано. Прочитайте.
– Отгадайте от кого оно? Из какой сказки герои?
Слайд 23
Ученик. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Учитель: Залилась Алёнушка слезами, села на стожок – плачет, а козлёночек скачет.
– Следующее испытание приготовил вам служивый. Спишите, найдите слова с безударной гласной, выпишите их, указав проверочные слова, с последующей взаимопроверкой. Оцените себя.
Ученики с интересом выполняют работу. Оценивают смайликами.
Учитель: Сейчас вы поменяетесь своими работами. Если найдете ошибку – не зачеркивайте её, а подчеркните все слово.
– Умело справится тот, у кого нет подчеркнутых слов – тот настоящий путешественник и искатель приключений, а если есть исправьте сами свою ошибку и не переживайте, ведь рядом с вами идут ваши верные друзья, которые помогут вам справиться с трудностями.
VII. Словарная работа.
Учитель: Все ли слова можно проверить? Что будем делать?
Ученик: Верно, эти слова для запоминания.
Учитель: Давайте подружимся с новым таким словом. Подскажите, какое оружие использовал Иван-царевич в битве со Змеем Горынычем?
Ученик: Меч.
Учитель: Солдат приготовил вам фокус, просмотрев его вы, узнаете новое слово, которое нужно запомнить.
Учитель показывает фокус. В нем слово для запоминания. Дети удивлённо рассматривают сюрприз.
Слайд 24
Учитель: Слово мечта и меч не являются однокоренными. Но мы уже говорили о сигналах, которые помогают запомнить эти слова.
И солдат показал вам свой сигнал. А что такое мечта?
Ребята высказывают своё мнение.
Учитель: Мечта – нечто, созданное воображением, предмет желаний. Слово мечта в старославянском языке значило «мерцать, сверкать». Изначально мечта – «то, что мерцает, призрак, ведение». А о чём вы мечтаете? Ответы детей.
Учитель. Запишите слово в словарик, запомните его.
VIII. Итог урока.
Учитель: –Развязался у солдата последний узелок. Что в платке?
Ученик. Название русских народных сказок.
Слайд 25
Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Объясните смысл пословицы.
Ученик: В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.
Учитель: Сказка – выдуманная история, мечта человека о добре.
Еще один взмах волшебной палочки и мы из сказки перенесемся в наше время.
– Помогли ли нам наши знания и дружба в путешествии?
Ученик: Да, помогли.
Учитель: А что еще помогло?
Ученик: Сказка. Слайд 26
Учитель: Наше путешествие не закончилось, и оно будет продолжаться до тех пор, пока мы учимся. И мы заканчиваем урок вот таким стихотворением.
Ученик читает заранее выученное стихотворение. Приложение 3.
Учитель: Чему научились на уроке?
– Все вы хорошо отвечали, особенно хочется отметить. А теперь оцените свою работу сами.
Ребята показывают сигнальные смайлики.
Домашнее задание: выучить словарное слово, повторить правило.
Всем большое спасибо. Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.