Цель: познакомить с глаголами-исключениями.
Задачи:
- на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы познакомить с глаголами-исключениями;
- формировать навык в правописании безударных окончаний глаголов с приставками и без приставок.
- развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: учебник 4 класс. I часть. А.В. Полякова, презентация
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1, приложение)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы, ребята, все садитесь
И друг другу улыбнитесь!
II. Чистописание. (Слайд 2, приложение)
- Прочитайте.
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра – лучше всякого добра.
- Что это такое? (Скороговорка)
- Кто сможет проговорить её быстро.
- Какой звук отрабатывается в этой скороговорке? (Звук [б])
- Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Б. (Согл., зв., парн., бывает ТВ. И мяг.)
- Какую букву мы будем писать на чистописании? (Бэ)
- Продолжите закономерность.
Бб Ббб Бббб
- Отгадайте загадку. (Слайд 3, приложение)
Рот есть – не говорю,
Глаза есть – не мигаю. (Рыба)
- Спишите, подчеркните орфограммы.
П р о в е р к а.
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы, задачи урока.
- Спишите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.
Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, гон…шь, бега…шь
- На какие группы распределили? (глаголы 1 и 2 спр.)
(Слайд 4, приложение)
П р о в е р к а.
I спр. |
II спр. |
|
помогаешь |
ловишь |
|
болеешь |
возишь |
|
жалеешь |
красишь |
|
роешь |
ходишь |
|
бегаешь |
гонишь |
- Как вы определили спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)
- Образуйте глаголы неопределенной формы.
П р о в е р к а. (Слайд 5, приложение)
I спр. |
II спр. |
|
помогать |
ловить |
|
болеть |
возить |
|
жалеть |
красить |
|
рыть |
ходить |
|
бегать |
гнать |
- Что вы заметили? (Глагол гнать оканчивается на –ать, а записан во вторую группу) (Слайд 6, приложение)
- Как называются такие глаголы? (Глаголы – исключения)
- Какой глагол нам уже встречался? (Видишь – видеть)
- К какому спряжению он относится? (видишь ко 2 спр.)
- Почему этот глагол является исключением из правила? (суффикс неопределенной формы относится к 1 спр., а у глагола окончание 2 спр.)
(Слайд 7, приложение)
П о с т а н о в к а учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с глаголами-исключениями. Наша задача – выяснить, к какому спряжению они относятся, постараться их запомнить.
- Как вы думаете, почему необходимо знать и уметь их правильно распознавать? (Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов)
IV. Работа по теме урока.
1. Выполнение упр. 154.
- Прочитайте.
- Выпишите в столбик выделенные глаголы, отделяя черточкой окончание. Укажите спряжение.
П р о в е р к а. (Слайд 8, приложение)
- На какое спряжение указывают личные окончания этих глаголов? (На 2 спр.)
- А их неопределенная форма? (На 1 спр.)
- Какие глаголы-исключения относятся к 1-му спряжению?
- А какие ко 2-му?
- Сколько глаголов-исключений относятся ко 2-му спряжению? (11)
- Сколько глаголов-исключений относятся к 1-му спряжению? (2)
- Чтобы легче их было запомнить, предлагаю вам выучить их в таком порядке: (Слайд 9, приложение)
Слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть и дышать, смотреть, вертеть и зависеть и терпеть.
Относятся ко 2 спряжению
- А этот стишок с глаголами-исключениями на -ить, которые относятся к
1 спряжению.
Таких глаголов всего два: брить, стелить. (Слайд 10, приложение)
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо ПОБРИТЬ.
Надо бы на табуретке
Две салфетки ПОСТЕЛИТЬ.
2. Чтение правила на стр. 109.
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложим назад.
VI. Закрепление.
1. Творческое задание.
- Образуйте однокоренные слова. (Слайд 11, приложение)
У- гнать (угнать, пригнать, отогнать, догнать, согнать, погнать, нагнать)
При- держать (удержать, придержать, додержать, сдержать, подержать, поддержать)
От (ото)- слышать (услышать)
До- дышать (подышать, надышать,)
С (Со)- видеть (увидеть)
По-
На-
О-
Под-
- Запишите полученные слова, разберите по составу.
2.Списывание. Стр. 108, упр. 153
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
VII. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Скажите, что вам было особенно интересно на нашем уроке.
- Какие глаголы исключения вы запомнили?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов?
(Слайд 12, приложение)
VIII. Домашнее задание. (Слайд 11, приложение)
Упр. 152, правило
(Слайд 13, приложение)