Школа игровых наук "Простая математика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предварительная работа:

  • Подготовить для каждого родителя буклет «Ребенок учится считать».
  • Оформить выставку литературы по формированию элементарных математических представлений (книги, рабочие тетради).
  • Оформить выставку дидактических игр с математическим содержанием.
  • Приготовить материалы для игр
  • Выпустить стенгазету «Занимательная математика».

Цель.Активизировать педагогические умения родителей в формирование элементарных математических представлений ребенка в семье.Повысить уровень ответственности родителей за успешное обучение ребенка в школе.

Ход урока

Место проведения «Школы игровых наук» - музыкальный зал. На мольберте красочно обозначена тема нашей встречи. Перед началом занятия родители знакомятся с выставкой литературы и дидактических игр.

Воспитатель приветствует родителей, объявляет тему.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

  • счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;
  • предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
  • умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
  • узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);
  • доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;
  • основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;
  • сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже;

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка посчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче.

Учить цифры просто и интересно. Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (Было три печенья, одно ты взял. Сколько осталось?) то малыш легко освоит счет и сложение, вычитание. С цифрами труднее. Есть дети, которым нравятся абстрактные значки, и они с удовольствием разучивают цифры. Но остальных приходится мотивировать дополнительно.

Как это сделать:

  • Научите ребенка звонить по телефону.
  • Покажите, как определять время по часам (для начала достаточно одной, часовой, стрелки).
  • Попросите ребенка посмотреть, ваш ли номер автобуса подходит к остановке.
  • Попробуйте сыграть с ребенком в «морской бой». Начертите для себя поле 4 на 4 клетки. Расставьте на нем 5-6 одноклеточных кораблей. Ребенку начертите квадрат такого же размера, пронумеруйте грани буквами и цифрами (если это покажется трудным, напишите в каждой клетке ее координаты). Пусть ребенок «стреляет», а вы сообщайте «попал» или «мимо».
  • Повесьте на стену календарь с передвигающимся окошком для текущего дня. В разговоре не забывайте упоминать, что, например «дедушка приедет 5 числа, а 9 числа мы пойдем в кино».
  • Обращайте внимание ребенка на номера домов, квартир, кнопки этажей в лифте.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Педагог предлагает родителям поиграть. (Воспитатель организует с родителями игровую деятельность.)

Игра «Угадай сколько?»(Если всего пять фишек, в правой три. Сколько в левой? Всего восемь фишек, в левой четыре. Сколько в правой?)

Игра Считаем предметы.

(Воспитатель предлагает с помощью прищепок повесить на веревку стаканчики по порядку в соответствии с написанными номерами. Затем положить в каждый стаканчик нужное количество предметов. Объясняет им, что написанная цифра означает количество предметов, которое должно лежать в каждом стаканчике.)

P1050389

P1050390

Игра Каких цифр не хватает?

(Педагог предлагает родителям закрепить прищепки с нужными числами в тех местах, где на тарелке (бумажной) отсутствуют цифры.)

Игра Номерки в гардеробе.

(Педагог предлагает играющим разделиться на группы по три человека. Каждой из них дает задание найти вешалку с определенным номером и повесить на неё соответствующее количество прищепок.)

Найди недостающие карты.

(Педагог дает задание, заполнить пустые места картами от 10 до 2 лежащими в корзине.)

Повторите с ребенком геометрические фигуры. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат спросите, чем они отличаются, чем похожи. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Задание родителям.

  • Из пяти палочек одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника.
  • Из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

P1050385

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник» и т. д.).

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

Логические задачки могут быть следующими:

  • Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)
  • Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
  • У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

  • Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
  • Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
  • Зимой и летом одним цветом (елка).
  • Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Воспитатель приглашает детей в зал. Дети задают задачи, а родители их решают.

Задачи в стихах.

Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
(У жилета нет манжет!)

Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
(Шло трое детей)

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
(Четыре.)

В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
(Пять)

Задачи на логику

Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
(Под ёлкой – грибок, под берёзой цветок)

Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
 (Антон играл с кубиками, а Денис с машинкой)

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
(Рыжий клоун выступал с шариком, а Черный с мячиком)

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
(Петя собирал грибы, а Лиза ягоды)

Вы наверняка знаете игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. Не пренебрегайте такими играми, почаще играйте в них со своим ребенком. Для участия в игре вы можете пригласить других детей или даже объединиться в команды, можно устраивать соревнования. Это, безусловно, выработает у вашего малыша определенные качества, которые ему пригодятся при обучении в школе.

Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

Подведение итогов

В заключение школы игровых наук используется прием «Чудесная сумка». Воспитатель предлагает участникам школы игровых наук ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков.