Урок проводится для учащихся 5-го класса во 2-й год обучения музыкальной литературе.
Цель урока: воспитание эстетической культуры учащихся через знакомство с музыкой эпохи Возрождения.
Задачи урока:
- Дать представление о роли музыки и музицирования в жизни людей эпохи Ренессанса;
- Знакомство с музыкальными инструментами, жанрами, композиторами эпохи Возрождения;
- Знакомство с музыкальными произведениями европейского Ренессанса;
- Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
- Формирование понимания взаимосвязи разных видов искусств;
- Воспитание эмоционального восприятия произведений искусства;
- Развитие мышления и речи учащихся;
- Расширение кругозора.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер.
Музыкальный материал:
- У. Бёрд пьеса для вёрджинела «Вольта»;
- Ф. да Милано «Фантазия» №6 для лютни;
- Сцена из фильма «Елизавета»: Королева танцует вольту (видео);
- И. Альберти «Павана и гальярда» (видео);
- Английская народная песня «Зелёные рукава»;
- Дж.П. Палестрина «Месса Папы Марчелло», часть «Agnus Dei»;
- О. Лассо «Эхо»;
- Дж. ди Веноза мадригал «Moro, lasso, al mio duolo»;
- Я. Пери Сцена из оперы «Эвридика».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили о культуре и живописи эпохи Возрождения.
– Как ещё называют эту эпоху («Возрождение» по-французски)?
– Какие века охватывает Возрождение? Какую эпоху оно сменило?
– Откуда такое название эпохи? Что хотели «возродить»?
– В какой стране Возрождение началось раньше, чем в других?
– Какой итальянский город называют «колыбелью эпохи Возрождения»? Почему?
– Какие великие художники жили во Флоренции? Вспомните их работы.
– Чем отличаются их творения от средневекового искусства?
III. Изучение новой темы
Сегодня мы с вами опять отправляемся в эпоху Ренессанса. Мы узнаем, какой была музыка в это время. Познакомимся с музыкальными инструментами эпохи Возрождения, увидим их и услышим их аутентичное звучание. А так же нас ждёт встреча с выдающимися композиторами эпохи Возрождения и их шедеврами.
IV. Работа с презентацией
Слайд 1. Титульный лист.
Слайд 2. Тема нашего урока «Музыка эпохи Возрождения». Временные рамки – XIV–XVI века.
Слайд 3. Эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова?
… Нет на земле живого существа
Столь жёсткого, крутого, адски-злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
(Уильям Шекспир)
Слайд 4. В эпоху Возрождения возрастает роль искусства в культурной жизни общества. Художественная образованность признаётся важной стороной развития знатного человека, условием хорошего воспитания.
Ослабляется церковный контроль над обществом, музыканты получают бо́льшую свободу. Все ярче проявляется в сочинениях личность автора, творческая индивидуальность. В эпоху Возрождения впервые появляется само понятие «композитор».
Очень важным для развития музыки стало изобретение нотопечатания в конце XV века. В 1501 году итальянский издатель Оттавиано Петруччи опубликовал первый сборник для домашнего музицирования. Новые сочинения издавались и распространялись очень быстро. Теперь купить себе ноты мог любой горожанин среднего достатка. В результате, городское музицирование начинает бурно развиваться, охватывая всё большее количество людей.
Слайд 5. Музыкальные инструменты эпохи Возрождения. Духовые, струнные, клавишные.
Слайд 6. Лютня – самый любимый инструмент эпохи Возрождения. Относится к струнным щипковым инструментам. Вначале на лютне играли плектром, но к XV веку стали играть пальцами.
Слайд 7. Корпус её похож на разрезанную пополам грушу. У лютни короткий гриф с ладами, согнутый под прямым углом.
Слайд 8. Лютня произошла от арабского инструмента под названием Аль-уд (по-арабски «дерево»). В VIII веке уд проник в Европу из Северной Африки при завоевания арабами Испании и прижился при дворе многих испанских вельмож. Со временем европейцы добавили к уду лады (деления на грифе) и назвали его “лютня”.
Слайд 9. На лютне играли и мужчины, и женщины.
Слайд 10. Лютня была компактной, лёгкой, её везде можно было брать с собой.
Слайд 11. Лютневая музыка записывалась не нотами, а с помощью табулатуры. Посмотрите: лютневая табулатура состоит из 6 линеек, обозначающих струны. Цифрами обозначены лады, длительности – сверху.
Слайд 12. Струнные смычковые инструменты. Если на лютне играли люди разных сословий, то инструмент из семейства виол мог себе позволить только очень богатый человек. Виолы стоили дорого, их мастерили из ценных пород дерева, украшали изящными рисунками и драгоценностями. Виолы были разного размера. На этой картине ангелы играют на самых популярных разновидностях виол – да гамба и да брачча.
Слайд 13. Виола по-итальянски – «фиалка». Звук виолы был очень приятным: мягким, нежным и негромким.
Слайды 14, 15. Название виолы да брачча переводится с итальянского языка «ручная, плечевая». Так называли небольшие виолы, которые при игре держали у плеча.
Слайд 16. Виола да гамба – «ножная». Она была крупного размера, её приходилось держать между коленями или класть при игре на бедро. Играли на таких виолах обычно мужчины.
Слайд 17. А вы заметили, на какие классические инструменты очень похожи виолы? На скрипки, виолончели. Давайте сравним виолу да гамба с виолончелью.
Звучание виол мы услышим чуть позже.
Слайд 18. Вёрджинел. Клавишный инструмент прямоугольной формы, обычно без ножек. По принципу устройства был одним из предшественников фортепиано. Но по качеству звука скорее приближался к арфе и лютне. Его тембр отличался мягкостью и нежностью.
Слайд 19. Кто знает, что значит английское словоvirgin? Дева, девушка. Догадайтесь, почему так назвали этот инструмент – «девичий»? Чаще всего на вёрджинеле играли молодые девицы благородного происхождения. Известно, что даже королева Англии Елизавета I очень любила вёрджинел и хорошо на нём играла.
Слайд 20. Уильям Бёрд – крупнейший английский композитор, органист и клавесинист времени Елизаветы. Родился в 1543 г., умер в 1623 г. Служил придворным органистом. Сочинил много духовных произведений, мадригалы и пьесы для вёрджинела.
Слушаем: У.Бёрд пьеса для вёрджинела «Вольта»
Слайд 21- 24. Художники эпохи Возрождения часто изображали на своих полотнах музицирующих ангелов. Почему? Что это означает? Зачем ангелам музыка? А людям?
Слайд 25. Посмотрите, какая большая компания музыкантов. На чём они играют? Что они чувствуют? Им хорошо вместе? Подходят слова У.Шекспира к этой картине? Какое ключевое слово в этих стихах? Единение, согласие.
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, –
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
Слайд 26. Инструментальные жанры эпохи Возрождения делились на 3 типа: переложения вокальных произведений, виртуозные пьесы импровизационного склада (ричеркар, прелюдия, фантазия), танцевальные пьесы (павана, гальярда, вольта, мореска, сальтарелла).
Слайд 27. Франческо да Милано – прославленный итальянский лютнист и композитор XVI века, которого современники звали «Божественным». Ему принадлежат многочисленные пьесы для лютни, объединённые в три сборника.
Слушаем: Ф. да Милано «Фантазия» для лютни
Слайд 28. Танцы эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения изменяется само отношение к танцу. Из греховного, недостойного занятия танец превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых навыков благородного человека. Балы прочно входят в быт европейской аристократии. Какие же танцы были в моде?
Слайд 29. Вольта – Популярный танец XVI века итальянского происхождения. Название вольты происходит от итальянского слова voltare, что значит "поворот". Темп вольты быстрый, размер трехдольный. Основное движение танца: кавалер резко высоко поднимает и поворачивает в воздухе танцующую с ним даму. Причём, движение это должно быть выполнено чётко и изящно. И только тренированные мужчины могли с этим танцем справиться.
Смотрим: фрагмент видеофильма «Елизавета»
Слайд 30. Павана – торжественный медленный танец испанского происхождения. Название паваны происходит от латинского pavo — павлин. Размер паваны – двухдольный, темп медленный. Танцевали ее, чтобы продемонстрировать окружающим своё величие и роскошный костюм. Народ и буржуазия этот танец не исполняли.
Слайд 31. Гальярда (с итальянского языка – веселая, бодрая) – подвижный танец. В характере гальярды сохранилась память о простонародном происхождении танца. Ей свойственны прыжки и резкие движения.
Павана и гальярда часто исполнялись друг за другом, составляя своего рода сюиту.
Сейчас вы увидите фрагмент концерта ансамбля старинной музыки «Гесперион XXI». Его руководитель – Жорди Саваль – испанский виолончелист, гамбист и дирижёр, один из самых авторитетных на сегодня музыкантов, исполняющих старинную музыку аутентично (так как она звучала во времена своего создания).
Слайд 32. Смотрим: И.Альберти «Павана и гальярда».
Исполняет ансамбль старинной музыки «Hespèrion XXI», рук. Ж.Саваль.
Слайд 33. Вокальные жанры эпохи Возрождения делились на церковные и светские. Что значит «светские»? В церкви звучали месса и мотет. Вне церкви – качча, баллата, фроттола, вилланелла, шансо́н, мадригал.
Слайд 34. Церковное пение достигает вершины своего развития. Это время полифонии «строгого письма».
Самым выдающимся композитором-полифонистом эпохи Возрождения был итальянец Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Прозвище свое – Палестрина – получил по названию города, в котором родился. Он работал в Ватикане, занимал высокие музыкальные должности при папском престоле.
Месса – музыкальное произведение, состоящее из молитв на латинском языке, звучащее во время службы в католической церкви.
Слушаем: Дж. П. да Палестрина «Месса Папы Марчелло», часть «Agnus Dei»
Слайд 35. Светские песни. Английская баллада «Зелёные рукава» – очень популярна и в наши дни. Слова этой песни приписывают английскому королю Генриху VIII. Он адресовал эти стихи своей возлюбленной Анне Болейн, ставшей впоследствии его второй женой. А вы знаете, о чём эта песня?
Слайд 36. Слова песни «Зелёные рукава» в переводе С.Я.Маршака.
Слушаем: Английская баллада «Зелёные рукава»
Слайд 37. Орландо Лассо – один из самых выдающихся представителей нидерландской полифонической школы. Родился в Бельгии, жил в Италии, Англии и Франции. Последние 37 лет жизни, когда имя его было известно уже во всей Европе, руководил придворной капеллой в Мюнхене. Он создал более 2000 вокальных произведений как культового, так и светского характера.
Слайд 38. Шансон «Эхо» написан для двух четырёхголосных хора. Первый хор задаёт вопросы, второй хор отвечает ему словно эхо.
Слушаем: О.Лассо Шансон «Эхо»
Слайд 39. Мадригал (от итальянского слова madre – «мать») — песня на родном, материнском языке. Мадригал – многоголосная (для 4 или 5 голосов) песня лирического содержания в возвышенном характере. Расцвет этого вокального жанра наступает в XVI веке.
Слайд 40. Джезуальдо ди Веноза – итальянский композитор XVI века, один из крупнейших мастеров светского мадригала. Он был загадочной личностью. Богатым князем, правителем города Веноза. Уличив красавицу-жену в измене, Джезуальдо в порыве ревности лишил её жизни. Периодически впадал в меланхолию и скрывался от всех в своём замке. Умер в 47 лет, в помутившемся рассудке…
При жизни опубликовал 6 сборников пятиголосных мадригалов. Особенность стиля Дж. ди Веноза — уникальная для его времени насыщенность музыки хроматизмами, красочными сопоставлениями диссонирующих аккордов. Так Джезуальдо претворил в музыке свою ужасную душевную боль и муки совести.
Современники его музыку не понимали, считали ужасной, резкой. Музыканты XX века его оценили, про Дж. ди Веноза снят фильм, пишут книги, а композитор А. Шнитке посвятил ему оперу «Джезуальдо»
Слайд 41. Мадригал «Moro, lasso, al mio duolo» – одно из последних творений Дж. ди Веноза. Ему принадлежат и музыка, и текст:
Ах! От скорби умираю,
Та, что сулила счастье,
Меня своею убивает властью!
О, скорби злая круговерть!
Та, что сулила жизнь,
Дала мне смерть.
Слушаем: Дж. ди Веноза «Moro, lasso, al mio duolo»
Слайд 42. В конце XVI века во Флоренции возникла Флорентийская камерата – кружок музыкантов и поэтов, которые хотели возродить древнегреческую трагедию с присущей ей особой манерой произнесения текста (нечто среднее между речью и пением).
Слайд 43. Рождение оперы. В результате этих экспериментов родилась опера. 6 октября 1600 года во Флоренции состоялась премьера первой из сохранившихся до наших дней оперы “Эвридика”. Её автор – композитор и певец Якопо Пери.
Слушаем: Я. Пери Сцена из оперы «Эвридика»
V. Итоги урока
– Что нового вы узнали сегодня про эпоху Возрождения?
– Звучание какого инструмента вам понравилось? Чем?
– На какие современные инструменты похожи лютня, виола, вёрджинал?
– Что пели люди в эпоху Возрождения? Где? Как?
– Почему художники Ренессанса так часто изображали музыкантов?
– Какая музыка, звучавшая сегодня на уроке, вам понравилась, запомнилась?
VI. Домашнее задание (на выбор):
- Петь по нотам песню «Зелёные рукава», желающие могут подобрать к ней аккомпанемент;
- Найти музыкальные картины художников эпохи Возрождения и рассказать о них.
Спасибо за урок.