Современные условия поступления российских школьников в высшие учебные заведения, возможность участия в предметных олимпиадах (как с целью с целью зачисления в ведущие вузы страны по результатам олимпиад, так и более глубокого изучения предмета) ставят учеников школ перед необходимостью более раннего выбора профиля обучения. Это выдвигает перед отечественным образованием – общим и дополнительным – задачу более качественной подготовки учащихся по интересующим их предметам. В последние годы в группе таких предметов в Вологодской области по-прежнему продолжает оставаться экономика. Это подтверждается высоким показателем приема студентов на экономические специальности высших учебных заведений региона. Так, величина его в 2010 году составила 31,5 % от общей численности поступивших на обучение в вузы студентов [1]. Вместе с этим преподавание экономики на профильном уровне ведется лишь в небольшом количестве средних образовательных учреждений региона (в первую очередь, в МОУ «Лицей № 32» г. Вологды, МОУ «СОШ № 11» г. Череповца, МОУ «СОШ № 17» г. Череповца).
Заполнить пробел в экономическом образовании вологодских школьников сделал попытку Институт социально-экономического развития территорий РАН (далее ИСЭРТ РАН), на базе которого c 2003 года функционирует Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (далее НОЦ).
НОЦ – это инновационная структура, представляющая собой многоступенчатую систему (школа – вуз – аспирантура) подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для науки, хозяйствующих субъектов и органов власти Вологодской области. НОЦ включает подсистемы дополнительного школьного образования (осуществляет взаимодействие в рамках экономического факультатива по экономике со школами г. Вологды и районов Вологодской области), высшего образования (сотрудничает в рамках Дискуссионного клуба и экономического лектория с вузами г. Вологды), послевузовского образования (занимается подготовкой кадров в рамках аспирантуры и докторантуры ИСЭРТ РАН).
Эффективность деятельности НОЦ проявляется в поступлении более 40% выпускников школьной подсистемы НОЦ на экономические специальности вузов г. Вологды, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, 3% выпускников вузовской подсистемы НОЦ – на экономические специальности аспирантуры ИСЭРТ РАН.
Одним из направлений инновационного развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий является функционирование в подсистеме школьного образования НОЦ с 2010-2011 уч. года Экономической Интернет-школы. Она предоставляет возможность учащимся под контролем методиста НОЦ дистанционно изучить основы экономической теории, закрепить полученные знания на основе практических заданий, упражнений, контрольных работ.
Задачами Интернет-школы являются:
- формирование у учащихся умения решать нестандартные и творческие задачи, требующие профильного изучения экономики;
- подготовка учащихся к экономическому блоку вопросов ЕГЭ по обществознанию;
- создание условий для самореализации школьников;
- способствование развитию у учащихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Образовательный процесс в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН построен на принципах классического дистанционного обучения: с помощью Интернет-ресурсов, размещенных по адресу http://e-learning.vscc.ac.ru, преподаватель организует обучение по экономике, ученик прорабатывает предложенный материал в удобное для него время.
Экономическая Интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН была создана на основе курсов дистанционного обучения экономике учащихся 10 – 11 классов городов Сокола, Грязовца и села Устье-Кубенское Вологодской области, которые работали в НОЦ в 2008/2009 – 2009/2010 учебном годах. За этот период были определены направления работы со школьниками, выработан механизм взаимодействия с учащимися (рис. 1), апробирована в условиях НОЦ система «Moodle», с помощью которой организован образовательный процесс.
Рис. 1. Механизм взаимодействия с учащимися
Как показано на рисунке 1 участниками образовательного процесса в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН являются:
- учащиеся;
- кураторы учащихся;
- методист НОЦ ИСЭРТ РАН по дистанционному обучению.
Учащимися Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН являются школьники 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Они зачисляются в Экономическую Интернет-школу без вступительных экзаменов и имеют право:
- в удобное для себя время изучать теоретический материал, решать тесты и контрольные задания;
- в определенные положение сроки получать результаты выполненных заданий.
В свою очередь основными обязанностями их являются своевременное выполнение практических заданий, а также посещение занятии по изучению учебных курсов, организуемых куратором.
Кураторами учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН являются школьные преподаватели. Они назначаются руководством образовательных учреждений и имеют право:
- подать заявку для зачисления учащихся в Экономическую Интернет-школу НОЦ ИСЭРТ РАН;
- своевременно получать информацию об успеваемости учащихся, а также конкурсах и олимпиадах по экономике, проводимых как в НОЦ ИСЭРТ РАН, так и за его пределами.
В обязанности куратора входит:
- контроль успеваемости и посещаемости учащихся на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН;
- организация занятий по изучению учебных курсов с целью организации своевременной сдачи контрольных работ учащимися, а также повышения их успеваемости;
- организация участия учащихся Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН в конкурсах и олимпиадах.
Образовательный процесс в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН организует методист по дистанционному обучению. Он имеет право на получение в установленные сроки выполненных учащимися контрольных заданий для своевременной их проверки.
Основные обязанности методиста:
- готовит и размещает на сайте учебные материалы, информацию о конкурсах и олимпиадах;
- осуществляет проверку контрольных работ учащихся;
- формирует текущий и итоговый рейтинг успеваемости учащихся каждого класса;
- информирует кураторов о результатах рейтинговой оценки учащихся;
- готовит сертификаты об обучении учащихся в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН;
- осуществляет всестороннюю помощь учащимся и их кураторам посредством электронной почты и форума.
Обучение в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляется ежегодно с 1 сентября по 31 мая на основе четырех учебных курсов:
- Экономика 8 класс;
- Экономика 9 класс;
- Экономика 10 класс;
- Экономика 11 класс.
Их содержание определяется стандартами профильного школьного экономического образования (8 – 9 классы – предпрофильный уровень, 10 – 11 классы – профильный уровень).
Так, в период с сентября по апрель в каждый 1-ый день месяца на сайте Интернет-школы размещаются теоретический материал и контрольные задания по экономике для каждого класса. На их изучение и решение учащимся дается месяц. За выполнение каждого задания школьникам начисляются баллы. Оценка ответов на вопросы к лекциям и тестов осуществляется автоматически, становится известна учащимся сразу после их прохождения. Проверка практических заданий и контрольных работ проводится методистом НОЦ ИСЭРТ РАН до 15 числа следующего месяца. В этот же период на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН размещаются полные решения проверочных и контрольных работ, а также результаты их выполнения учащимися. После изучения каждой темы формируется рейтинг успеваемости учащихся каждого класса. Он высылается кураторам школьников в образовательные учреждения.
В начале мая на сайте Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН размещаются итоговые тест и контрольная работа. Срок их выполнения и сдачи – 15 мая. В период с 15 по 31 мая методистом НОЦ ИСЭРТ РАН проводится проверка контрольных заданий, а также подводится итоговый рейтинг успеваемости каждого класса. Результаты обучения учащихся в Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН в срок до 31 мая публикуются на сайте и высылаются кураторам.
По окончании каждого класса Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН на основании итогового рейтинга успеваемости проводится награждение лучших учащихся, и выдаются сертификаты школьникам, набравшим не менее 50% баллов от максимального количества.
В рамках обучения в Экономической Интернет-школе также осуществляется подготовка и организация участия учащихся в конкурсах, конференциях и олимпиадах разного уровня.
Для эффективного усвоения учебного материала каждый учебный курс Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН оснащен следующими ресурсами (рис. 2) [3]:
- пояснительной запиской, информирующей об особенностях работы Школы, сроках изучения тем курса;
- положением об Экономической Интернет-школе НОЦ ИСЭРТ РАН;
- новостным форумом, на котором размещается информация о конкурсах и олимпиадах, объявления;
- словарем экономических терминов и понятий;
- форумом «Вопросы учителю», на котором осуществляется общение методиста НОЦ с учениками по возникающим у них вопросам;
- инструкцией по вставке рисунков в контрольные работы и задания;
- программой, на основе которой создан учебный курс;
- учебными модулями (в каждом курсе их 8), в которых размещаются лекции, презентации, примеры решения задач, тесты, задания контрольных работ, список использованных источников;
- дополнительным модулем, включающим в себя ссылки на сайты с полезной информацией, итоговым тестом и итоговой контрольной работой.
Рис. 2. Структура учебных курсов
Учебные курсы Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН соответствуют требованиям качественного электронного курса, предложенным Е.И. Медведевой и С.В. Крошилиным. Они имеют следующие обязательные компоненты (табл. 1):
- руководство по пользованию курсом;
- календарный план обучения;
- учебное пособие (учебные материалы);
- тесты и задания для самопроверки;
- презентации;
- список обязательных и дополнительных источников;
- вопросы или планы для форумов и чата;
- приемлемый дизайн и дружественный интерфейс [4].
Таблица 1
Наличие обязательных компонентов электронных курсов Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН и Интернет-школы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [2, 3]
Компонент курса |
Экономическая Интернет-школа НОЦ ИСЭРТ РАН |
Экономико-менеджериальная Интернет-школа ВШЭ |
Руководство по пользованию курсом |
+ |
+ |
Календарный план обучения |
+ |
– |
Учебное пособие |
+ (учебные материалы) |
+ (учебные материалы) |
Тесты и задания для самопроверки |
+ |
+ |
Презентации |
+ |
– |
Список обязательных и дополнительных источников |
+ |
+ |
Вопросы или планы для форумов и чата |
+ (вопросы) |
+ (вопросы) |
Приемлемый дизайн и дружественный интерфейс |
+ |
+ |