Цель урока: Знакомство с творчеством Н. Паганини и Ф. Листа.
Задачи урока:
Обучающая – Расширение музыкального кругозора. Знакомство с творчеством композиторов – виртуозов Никола Паганини и Ференца Листа. Выявить роль музыки Паганини для последующих поколений. Ответить на главный вопрос «В чем сила музыки?». Познакомить с понятием «этюд».
Развивающая – Развитие вокально-слуховых и вокально-хоровых навыков учеников. Требовать полное подчинение дирижёрскому жесту у учащихся. Расширение диапазона, развитие эмоционального отзыва на музыкальное произведение. Формирование двухголосного пения.
Воспитывающая – Воспитание любви к классической музыке.
Оборудование: Портреты Н. Паганини и Ф. Лист, видеозапись произведений Н. Паганини и Ф. Листа, отрывок из рассказа А. Клёнова «Секрет Паганини».
Музыкальный материал: Н. Паганини «Кампанелла» Финал скрипичного концерта. Ф. Лист Этюд «Кампанелла», песня Сергея Баневича «Дорога без конца».
Ход урока
I. Вход в класс: песня Сергея Баневича «Дорога без конца».
Попевка-приветствие: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.
II. Организационный момент:
– С какими композиторами романтиками мы уже познакомились?
– Мы познакомились с творчеством композиторов– романтиков Ф. Шубертом и Ф. Шопеном.
III. – Ребята, мы сегодня познакомимся с творчеством итальянского композитора – виртуоза Николы Паганини и венгерского композитора – виртуоза Ф. Листа. Я прочитаю вам отрывок из рассказа Алексея Клёнова «Четыре струны Паганини».
1 слайд – портрет Паганини (Приложение 1)
Попрошу внимательно прослушать и ответить на мои вопросы.
Вернувшись в гостиницу, Паганини немного отдохнул и раскрыл футляр. Много скрипок было у великого скрипача, но всем им предпочитал он прекрасный инструмент работы кремонца Джузеппе Гварнери. Эту скрипку подарил великому маэстро один любитель музыки после того, как Паганини играл на ней для жителей итальянского городка Ливорно. Случилось так, что скрипач оказался в этом городе без своих инструментов, и, страстно желая услышать игру Паганини, любители музыки упросили одного богатого меломана дать ему на вечер свою скрипку.
2 слайд – портрет Паганини (Приложение 1)
– Оставьте этот инструмент себе,– сказал после концерта владелец скрипки.– Я не посмею прикоснуться к инструменту, на котором играл такой мастер.
Паганини сел на краешек стула и очень тихо стал играть «Кампанеллу». Когда все ноты стали звучать безукоризненно, Паганини отложил скрипку. "Божественный скрипач! Дьявольский скрипач! – с насмешкой бормотал он, расхаживая по комнате.– Знали бы добрые мои критики, чего мне это стоит. Уже сейчас мои жизнеописатели хотят знать, куда я исчез и чем занимался с девятнадцати до двадцати четырех лет. Пять лет каторжного труда понадобилось мне для того, чтобы открыть то, что вы ныне туманно именуете "секретом Паганини". С утра до ночи! А вы хотите все узнать в одну минуту".
Шорох за дверью прервал его размышления. Паганини быстро подошел к двери и распахнул ее. Человек, прильнувший к замочной скважине, даже не успел разогнуться.
– К вашим услугам,– сердито сказал Паганини.
– Ах, маэстро! Простите, простите, простите, – скороговоркой выпалил человек. – Я ожидал услышать музыку.
– Если вы хотите рассматривать то, что нужно слушать, у вас, вероятно, плохо со слухом....
– Ах, нет-нет! Боже упаси! Я не затем пришел сюда, маэстро. Тут господин стал объяснять, что вот уже много месяцев подряд он следует за Паганини, надеясь услышать его не только на эстраде во время концерта, но и тогда, когда маэстро упражняется. Но маэстро, видимо, смазывает свой смычок мылом или маслом, чтобы он скользил по струнам беззвучно. А как же иначе объяснить, что ни разу из-за дверей комнаты Паганини не послышалось ни единого звука? А может быть, какая-то дьявольская сила помогает маэстро. Просто маэстро обладает каким-то секретом.
– А вы, позвольте спросить, тоже трудолюбивый музыкант?
– Нет, я, видите ли, владелец ресторана.
– Владелец ресторана? – изумился Паганини. – А зачем вам тогда секрет Паганини. Подавать его как одно из лакомых блюд?
– Ну что вы, маэстро! Такие шутки... Я знаю множество богатых и знатных синьоров, которые не блещут ничем, кроме своего богатства – Любой из этих знатных господ отдал бы значительную часть своего капитала за то, чтобы выделиться среди других. А вы, синьор, являетесь обладателем бесценного капитала и не знаете, как его использовать.
– Так-так,– оживился Паганини. – А вы знаете?
– Конечно! – вдохновенно продолжал господин.– Все очень просто. Вы раскрываете мне секрет, а я его продаю.
– Хорошо,– сказал Паганини, прервав предприимчивого господина.– Я открою вам секрет. Для того чтобы стать хороших скрипачом... Господин весь подался вперед.
– Нужно десять раз в день мыть руки.
– И... это все?
– Ну конечно,– сдерживая смех, сказал Паганини. – Разве можно заниматься великим искусством, если у тебя грязные руки! Искусство любит чистоту, синьор ресторанщик.
– Открыл ли этому человеку Паганини свой секрет?
– Нет. Он просто подшутил.
– А как вы думаете на самом деле в чём был его секрет?
– В трудолюбии, в усердии.
– А почему купец из Ливорно не взял назад свою скрипку, ведь даже в то время она стояла очень дорого? В чем сила музыки Паганини?
– А как этот поступок характеризует этого человека?
Купец понимал какой талантливый человек Паганини и у достойного музыканта должна быть достойная скрипка.
– Кому на самом деле подарил скрипку мастера Гварнери подарил купец Паганини или..?
– Слушателям.
Мы прослушаем Н. Паганини «Кампанелла» Отрывок Финала скрипичного концерта.
Слушание: Н. Паганини «Кампанелла» Отрывок Финала скрипичного концерта. (Приложение 2)
3 слайд – Элементы музыкальной речи. (Приложение 1)
Элементы музыкальной речи.
Разберём по элементам музыкальной речи.
Мелодия – Игриво, весело, радостно.
Лад – Мажор
Темп – быстрый
Тембр – скрипка
Слушание: Ференц Лист Этюд «Кампанелла» (Приложение 3)
– В чём отличия между этими двумя произведениями.
Разберём по элементам музыкальной речи.
Мелодия – Игриво, весело, радостно.
Лад – Мажор
Темп – быстрый
Тембр – фортепиано
– Как вы считаете, почему Лист на основе произведения Паганини создал свою трактовку.
– Произведения Паганини открыли новые горизонты в исполнительском исполнительстве для последующих поколений.
4 слайд – (Приложение 1)
IV. Запишите в тетради
Этюд – это музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на инструменте.
Кампанелла – колокольчик. Подражать звучанию воды, пенью птиц – характерно для композиторов романтиков. Хотя за это критиковали Паганини. За его заискивание перед простыми слушателями.
5 слайд – (Приложение 1)
Гарри Рокчинский и Владимир Васькин – это наши калмыцкий художник и скульптор они обращались в своём творчестве к образу Паганини.
6 слайд – (Приложение 1)
Показ: Владимир Васькин литография.
– Зачем современным художникам обращаться к образу Паганини?
– Его жизнь была овеяна легендами и загадками.
– У него загадочная внешность.
Таинственности в образ знаменитого скрипача добавляла внешность, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: "мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и – самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей".
– Секретом Паганини в наши дни пользуются многие исполнители – музыканты.
Это репетирование без звучания инструмента. А сейчас мы будем правильно петь без звучания голоса.
V. Физкультминутка.
7 слайд – (Приложение 1)
Упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустились, рука далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
8 слайд – (Приложение 1)
Упражнение «Обними плечи»
Исходное движение : встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причём какая над какой – всё равно. Главное – помнить, что в течении всего упражнения положении е рук менять не следует.
Все упражнения делаем по 4 раза.
VI. Распевка: «Пой за мной» (Приложение 6)
– Мы сегодня разучим новую песню Сергея Баневича «Дорога без конца», которую мы сейчас прослушаем.
VII. Слушание песни: «Дорога без конца». (Приложение 4)
– О ком эта песня?
– О Паганини.
– О музыканте.
– Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?
– Широкое поле. Повозку, которая бежит по дороге.
О чём эта песня?
– О любви и расставании.
– О жизни талантливого музыканта.
Работа над песней. (Приложение 5)
- выстраивание первого звука.
- разучивание мелодии а капелла по фразам, по руке.
- исполнение 1 куплета и припева.
VIII. Обобщение:
– В чем сила музыки Паганини и Шопена?
– В трудолюбии, усердии.
– Она дарила чудо. Ведь никто до появления Паганини, так не играл.
– Она открыла новые горизонты в исполнительском исполнительстве для последующих поколений.
IX. Домашние задание: Нарисовать рисунок к песни Сергея Баневича «Дорога без конца».