Ломоносов – великий русский ученый

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с выдающимися творениями М.В.Ломоносова в области естественных наук и искусства.
  • Развивающая: продолжить формирование знаний о секретах стеклоделия, мозаики, развитие слушательских навыков, углубление знаний о творчестве ученого.
  • Воспитательная: на примере жизни  деятельности М.В.Ломоносова воспитывать у учащихся чувство гордости, патриотизма за свою страну, за своего соотечественника, воспитывать в них стремление получать знания и трудиться с таким же упорством.

Ход мероприятия

Оформление сцены и зала. Плакаты: «Мой покоя дух не знает» (М.В.Ломоносов); «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник» (А.С.Пушкин); «Для пользы Отечества сколь радостно трудиться» (М.В.Ломоносов), «Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С.Пушкин), « В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов

Звучит музыка Моцарта. Занавес открывается, на сцене ведущий. Музыка стихает.

1-й ведущий

В истории человечества от седой античности до наших дней немного найдется личностей, подобных Ломоносову. Он был личностью в самом высоком и торжественном смысле слова. Кто же он, Михайло Васильевич Ломоносов?

Ведущий уходит. Звучит голос за сценой.

Восемнадцатый век…Благословенный восемнадцатый век: декольтированные дамы Рокотова, величавые хоралы Бортнянского, торжественные оды Тредиаковского, неторопливые менуэты под осенью царскосельских лип.

Две пары танцуют менуэт. На авансцену выходят ведущие.

1-й ведущий

В этом году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова, страстного борца за русскую национальную культуру, человека, который стремился воспитать любовь и уважение к своему историческому прошлому, научить извлекать полезные уроки из своей истории.

2-ой ведущий

Читает записи

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник» (А.С.Пушкин)

1-й ведущий

Сообщение учащихся о детстве Ломоносова

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Архангелогородской губернии Куростровской волости Двинского уезда в деревне Мишанинской (позже слившаяся с деревней Денисовкой) в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича, черносошного крестьянина и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны Ломоносовых.

Отец его – один из состоятельных людей в округе, первый из жителей построил и по-европейски оснастил на реке Двине галиот и прозвал его «Чайкой».

2-ой ведущий

Мать Ломоносова умерла, когда ему было девять лет. После этого отец женился дважды.

Лучшими моментами в детстве М.В.Ломоносова были его походы с отцом в Белое море, до Соловецких островов, оставившие в его душе неизгладимый след. М.В.Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Это закаляло физические силы юноши и обогащало его ум разнообразными наблюдениями.

1-й ведущий

Читает стихотворение А.С.Пушкина

Невод рыбак расстилал
По берегу студеного моря.
Мальчик отцу помогал…
Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают,
Иные заботы:
Будешь умы уломлять.
Будешь помощник царям.

2-ой ведущий

Поход в Москву был для местных жителей трудным, но привычным делом: каждую неделю шли обозы с рыбой в столицу. В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправился караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

1-й ведущий

Читает стихотворение

А.Н.Некрасов, стихотворение “Школьник” (читает ученик)

Скоро сам узнаешь в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай, работай да не трусь.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

2-ой ведущий

Ломоносов прибыл в Москву в середине января и разу же устроился в цифровую школу, но ему этой науки показалось мало, и он перешел в Спасские школы. Чтобы поступить туда, пришлось соврать, что он, Ломоносов, из города Холмогор дворянский сын… Жилось ему в Москве очень трудно, голодно, имея 3 копейки в день жалованья. Терпел нужду пять лет, а наук не оставил и как один из самых лучших учеников московской Славяно-греко-латинской академии  был послан в Петербургский университет, а затем после обучения в Москве и Петербурге в числе 3х лучших студентов был отправлен в Германию в Марбургский университет для дальнейшей учебы.

1-й ведущий

После обучения за границей Ломоносов возвращается в Россию, в 1745 г. его уже утверждают профессором химии. Ломоносова можно по всей справедливости назвать первым русским естествоиспытателем. До него химия, вообще относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ, стал основоположником атомно-молекулярного учения, сформулировал закон о сохранении массы веществ, сконструировал однозеркальный телескоп, изобрел ночезрительную трубу для видения в темноте, производил астрономические и атмосферные наблюдения. Очень коротко и емко о нем сказал Пушкин: “Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”.

2-ой ведущий

Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Ломоносова сильно интересовали работы итальянских мастеров, мозаиков, сумевших создать тысячи оттенков, выполненных из цветного стекла, смальт, как их тогда называли.

1-й ведущий

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянцами. Ломоносов сам раскрыл секреты и разработал собственные рецептуры для изготовления смальт. Он проделал тысячи опытов и открыл способы получения смальт любого цвета, построил Усть-Рудицкую фабрику по производству стекла. Он так увлекся стеклом и полюбил его, что даже посвятил ему одну из своих од (читает ученик):

Неправо о вещах те думают, Шувалов
Которые стекло чтут ниже минералов
Приманчивым лучом, блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
…Пою перед Тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу
…Мы должны здравия и жизни часть Стеклу
Какую надлежит принесть ему хвалу!

2-ой ведущий

Благодаря неукротимой энергии, решительности ученого в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятие с первыми своими учениками.

1-й ведущий

В его мастерской было создано много мозаичных картин. Первой собственной мозаичной работой М.В.Ломоносова была «Мадонна» с картины неаполитанского художника Солимены. Местонахождение картины в настоящее время неизвестно.

2-ой ведущий

М.В.Ломоносова всегда привлекала личность Петра I, ученый преклонялся перед ним, говоря: «Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени». В 1757 г он закончил его мозаичный портрет. На портрете Петр I в латах, с накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Вся мозаика кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами. Портрет находится в Эрмитаже. В память о нем он хотел создать мавзолей, где картины, пол, стены, колонны, гробницы – все должно было быть сделано из цветного стекла, но болезнь и смерть оборвали его планы.

1-й ведущий

В память о победе России над шведами была создана картина “Полтавская баталия” (площадью 81* 6,44 м)). Почти 5 лет велась работа над картиной, а затем ее постигла печальная участь. Она пропала без вести. Минуло почти 150 лет, произошла Октябрьская революция, и вот однажды, в Петербурге, приводя в порядок подвалы Академии наук, рабочие наткнулись на какие-то огромные ящики. В них была найдена, изрубленная на куски, картина. Ее удалось восстановить и сейчас она удивляет нас своим великолепием. Находится она в здании Академии наук РФ в г. Санкт-Петербурге.

2-ой ведущий

Царица Елизавета Петровна благоволила Ломоносову. В день восшествия императрицы на престол, в 1747 г., Ломоносов пишет для нее оду, в которой обращается к молодежи, призывая ее овладевать знаниями, служить отечеству (читает ученик):

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать
Что может собственных Плутонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Науки юношей питают, отраду старым подают
В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха, и в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде: среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине, в покое сладки и в труде!

1-й ведущий 

Ей же он посвящает одну из мозаичных картин.Так же им был создан портрет графа Ивана Шувалова, который видел в Ломоносове славу и гордость отчизны и очень дорожил дружбой с ним.  Кроме этих произведений были созданы картины:

“Нерукотворный спас”, “Апостол Петр”, “Александр Невский”, “Бог – отец”, “Великий князь Петр Федорович”, “граф М.И. Воронцов”, “Царевна Анна Петровна”.

Все эти картины сохранились до наших дней, еще раз доказав нынешнему поколению, что мозаики, и “ветхой древности грызения не боятся”. Многие из них находятся сейчас в Эрмитаже.

2-ой ведущий

Химия и искусство на взгляд обывателя кажутся совершенно полярными, и их изучение ведется, как две разные параллели. Но, благодаря Ломоносову, у них есть много точек пересечения.

1-й ведущий

Недаром раньше относили химию к искусству. Химики в душе своей лирики, и их открытия также прозвучали на весь мир как симфонии или поэмы и стали для нас вечностью.

Звучит музыка

В зал выходят два новых ведущих и проводят викторину с командами.

Условия викторины

2 команды учащихся по 10-20 человек. Один ведущий задает вопросы и дает три варианта ответа. Другой ведущий выдает жетоны. Отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку. Правильный ответ – 1 жетон. В случае неверного ответа вопрос получает вторая команда. В конце викторины подсчитывается количество жетонов.

Вопросы викторины:

  1. Когда и где родился М.В.Ломоносов?
  2. Кем были родители М.В.Ломоносова?
  3. Как называлось судно, на котором  Ломоносов в детстве вместе с отцом занимался рыбным промыслом?
  4. Что называл М.В.ломоносов «Вратами своей учености»?
  5. Вместе с отцом Михаил участвовал в дальних по тем временам плаваниях на промысел тюленя, моржа, нерпы. Куда они отправлялись?
  6. Куда отправился пешком для получения образования юный Ломоносов в 1730 г.?
  7. За кого выдал себя М.В.Ломоносов при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию?
  8. В каком году М.В.Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию?
  9. Какое жалованье получал М.В.ломоносов в славяно-греко-латинской академии?
  10. Куда был отправлен в 1735 году М.В.Ломоносов в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии для продолжения образования?
  11. Назовите первую художественную работу М.В.Ломоносова.
  12. Во сколько лет Ломоносов поступил в свое первое учебное заведение?
  13. Какое древнее искусство возродил Ломоносов, благодаря своим занятиям химией?
  14. Развитие какого химического производства связано с именем Ломоносова?
  15. Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное одной из великих побед русского оружия. Какую битву изображает эта картина?
  16. Кто автор знаменитого высказывания о Ломоносове: «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»?
  17. В каком году был основан первый русский университет в Москве?
  18. Кто научил юного Ломоносова грамоте?

В конце викторины проводятся занимательные опыты.

2-ой ведущий

И в заключении вечера – занимательные опыты.

Ученик

Я не волшебник, но знания  позволяют мне делать настоящие чудеса.

Первый опыт «Взаимодействие порошков соды и лимонной слоты в водной среде».

Второй опыт «Вулканчик»

Третий опыт «Проявляющаяся надпись» на двух листах ватмана заранее крупными буквами пишем слова – Спасибо за внимание – раствором щелочи. Затем высохшую надпись опрыскиваем из пулевизатора раствором фенолфтолеина.