Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно
действовать в нем.
Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.
В. Шишкина.
Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, уже коснулся условного быта самого ребенка, его основной деятельности -игры.
Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни детей в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ – движение.
Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности.
Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): ребенок – деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а так – форма проявления важных человеческих качеств.
А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Я, инструктор по физической культуре МДОУ №8 «Аленушка», расположенного в г. Тихорецке, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы, обучая детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки».
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.
Мной были выдвинуты следующие задачи:
- Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
- Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
- Формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.
Объектом являются дети старшей и подготовительной групп.
Наиболее оптимальными методами и формами являются:
- Закаливание;
- Двигательная активность детей;
- Физические упражнения.
При условии активности детей и самого педагога.
Для этого я использовала следующие методы:
- Обобщение педагогического опыта
- Анкетирование родителей
- Диагностика детей.
Основные принципы обучения детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующими положениями:
- Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
- Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
- общеразвивающие упражнения в совокупности с воздушными ваннами,
- проведение занятий по обучению игре в «Городки» в облегченной одежде.
- Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (медленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
- Повышение двигательной активности ребенка.
- Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.
Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания — это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.
Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни.
Это можно проследить на диаграмме прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк с 2008 по 2011 учебные годы.
Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк.
2008–2009 учебный год.
2009–2010 учебный год.
2010–2011 учебный год.
Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:
Для детей старшей группы:
– подготовительный период:
- диагностика, отбор детей по показанию врача.
- воспитание сознательного отношения к занятиям.
- познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».
- воспитание уважительного отношения к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.;
– основной период:
- обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.
- познакомить с 10 городошными фигурами.
- познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;
– заключительный:
- закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
- закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
- тестирование каждого ребенка.
Для детей подготовительной группы:
– подготовительный период :
- тестирование каждого ребенка.
- закрепить правила игры в «Городки».
- закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
- закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);
– основной период:
- познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу).
- познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму).
- познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»
- познакомить с понятием «Потерянный бросок»
- закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным)
- познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);
– заключительный:
- закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
- закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение.
- познакомить с самой сложной фигурой «письмо».
- тестирование каждого ребенка.
Но данная работа была бы неполной, если бы не активное взаимодействие между инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями.
Воспитателями ведется постоянная работа над совершенствованием навыков игры в «Городки». Совершенствование данных навыков происходит не только на специальных занятиях, но и во время прогулок. Именно в этом и состоит особая значимость этой работы, она предоставляет возможность закрепления навыков игры в «Городки», приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни.
Важным в своей работе я считаю не только обучение детей, но и взаимодействие с родителями. Мы пришли к выводу, что родители должны стать не столько «зрителями», сколько непосредственными участниками в жизни группы и своих детей. Поэтому для нас важным стало:
- Первое – повысить уровень знаний родителей о проблемах физического развития ребенка. Ведь познавая ребенка, чувствуя его проблему, легче помочь ему, стимулируя на осознанное занятие спортом и приобщению к здоровому образу жизни на собственном примере.
- Второе – я делала акцент на то, что занятие спортом детей не должно быть насильственным, так как такой подход не дает положительных результатов
- Третье – мы учили родителей играть совместно с детьми, обучая их.
Проведенная работа на практике доказала, что обучение детей игре в «Городки» приобщает их к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.
К работе прилагаются:
- Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 1)
- Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 2)
- Перспективный план обучения игре в старшей группе (Приложение 3)
- Перспективный план обучения игре в подготовительной группе (Приложение 4)
- Беседа-практикум (Приложение 5)
- Зарядка позитивного мышления (Приложение 6)
- Советы родителям (средняя группа) (Приложение 7)
- Физкультурное развлечение (Приложение 8)