Введение
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.
О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ».
Актуальность
В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Программа «Подготовка детей к школе» предназначена для организации подготовки детей 5-6-ти лет к обучению в школе.
Вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности. Так как готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В программе «Подготовка детей к школе» выделены три основные линии предшкольной подготовки:
- это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.
- это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.
- формирование положительной учебной мотивации. Ввиду того, что в последние годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем, в программу предшкольной подготовки включены занятия физкультурой и ритмикой.
Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик – ученик» и «ученик – учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу предшкольной подготовки введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо представлений об окружающем мире призван знакомить детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.
Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:
- формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
- формирование положительной учебной мотивации;
- развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
- развитие мелкой моторики;
- формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
- развитие творчески активной личности.
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся, даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе.
Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки.
Программа «Подготовка детей к школе» предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;
- свободно считать в пределах 10 и обратно;
- сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;
- знакомство с цифрами;
- решать простые задачи;
- выполнять графические диктанты;
- выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;
- составлять рассказ по картинке из 5 – 6 предложений;
- развивать навык слогового чтения;
- правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;
- владеть элементарными изобразительными навыками, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;
- слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;
- выполнять простейшие общеразвивающие физические упражнения;
- применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья.
Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из разделов:
- Математика.
- Обучение грамоте и развитие речи.
- Окружающий мир.
- Синтез искусств ( ИЗО и художественный труд).
Программа «Подготовка детей к школе» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение 2 занятий продолжительность 30 минут с переменой продолжительностью 10 минут двух раз в неделю. Подготовка к обучению начинается с 1 октября и заканчивается в конце апреля.
Учебный план
Наименование раздела |
Количество часов |
Обучение грамоте и развитие речи |
36 |
Математика |
30 |
Окружающий мир |
23 |
Синтез искусств (ИЗО и художественный труд) |
23 |
Всего часов |
112 |
Планирование раздела «Математика». (Приложение 1)
Список литературы:
Основная литература.
- Учебник-тетрадь «Раз-ступенька, два ступенька…» (1 часть, 2 часть).
Авторы: Л.Г. Петерсон, Н.П. Хомина., ИЗД. ЮВЕНТА, 2011г. - Букварь. Автор Н.С. Жукова. Изд. ЭКСМО, 2011г.
- Прописи №1, №2, №3. Автор Н.С. Жукова., 2011г.
Дополнительная литература.
- Новые тесты для дошкольников., изд. ОЛМА Медиа Групп., 2006г.
- Подготовка к школе., изд. Дельта, 2001г.
- Кузнецова М.И. Учимся писать буквы., изд. Омега, 2000г.
- 135 уроков здоровья или школа докторов природы., изд. ВАКО, 2008г.
- Волина В. Праздник числа., изд. АСТ, 2000г.
- Михайлова З. Игровые занимательные задачи для дошкольников., изд. Просвещение, 2001г.
- Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению., изд. Просвещение, 2002г.
- Сороцкая О., Плешаков А. Ознакомление с окружающим миром. Учебное пособие для 1 класса., изд. 2000г.
Дидактические материалы.
- Магнитная азбука.
- Счетный материал.
- Таблицы по окружающему миру, обучению грамоте, математике.