Программа по дошкольному образованию "Подготовка детей к школе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.

О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ».

Актуальность

В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.

Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.  Программа «Подготовка детей к школе» предназначена для организации подготовки детей 5-6-ти лет к обучению в школе.

Вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития  ребёнка, формирование его личности. Так как готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении  обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В программе «Подготовка детей к школе» выделены три основные линии предшкольной подготовки:

  • это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.
  •  это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.
  • формирование положительной учебной мотивации. Ввиду того, что в последние   годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем, в программу предшкольной подготовки включены занятия физкультурой и ритмикой.

Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик – ученик» и  «ученик – учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в программу предшкольной подготовки введен курс ознакомления с окружающим миром, который помимо представлений об окружающем мире призван знакомить детей с нормами поведения, формировать коммуникативные навыки.

Выше названные цели реализуются путём решения следующих задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование положительной учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
  • развитие творчески активной личности.

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений учащихся, даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе.

Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки.

Программа «Подготовка детей к школе» предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;
  • свободно считать в пределах 10 и обратно;
  • сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа;
  • знакомство с цифрами;
  • решать простые задачи;
  • выполнять графические диктанты;
  • выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;
  • составлять рассказ по картинке из 5 – 6 предложений;
  • развивать навык слогового  чтения;
  • правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;
  • владеть элементарными изобразительными навыками, лепить из пластилина, выбирая соответствующую технику и средства выражения;
  • слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;
  • выполнять простейшие общеразвивающие физические упражнения;
  • применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья.

Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из  разделов:

  1. Математика.
  2. Обучение грамоте и развитие речи.
  3. Окружающий мир.
  4. Синтез искусств ( ИЗО и художественный труд).

Программа «Подготовка детей к школе» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение 2 занятий продолжительность 30 минут с переменой продолжительностью 10 минут двух раз в неделю. Подготовка к обучению начинается с 1 октября и заканчивается в конце апреля.

Учебный план

Наименование раздела

Количество часов

Обучение грамоте и развитие речи

36

Математика

30

Окружающий мир

23

Синтез искусств (ИЗО и художественный труд)

23

Всего часов

112

Планирование раздела «Математика». (Приложение 1)

Список литературы:

Основная литература.

  1. Учебник-тетрадь «Раз-ступенька, два ступенька…» (1 часть, 2 часть).
    Авторы: Л.Г. Петерсон, Н.П. Хомина., ИЗД. ЮВЕНТА, 2011г.
  2. Букварь. Автор Н.С. Жукова. Изд. ЭКСМО, 2011г.
  3. Прописи №1, №2, №3. Автор Н.С. Жукова., 2011г.

Дополнительная литература.

  1. Новые тесты для дошкольников., изд. ОЛМА  Медиа  Групп., 2006г.
  2. Подготовка к школе., изд. Дельта, 2001г.
  3. Кузнецова М.И. Учимся писать буквы., изд. Омега, 2000г.
  4. 135 уроков здоровья или школа докторов природы., изд. ВАКО, 2008г.
  5. Волина В. Праздник числа., изд. АСТ, 2000г.
  6. Михайлова З. Игровые занимательные задачи для дошкольников., изд. Просвещение, 2001г.
  7. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению., изд. Просвещение, 2002г.
  8. Сороцкая О., Плешаков А. Ознакомление с окружающим миром. Учебное пособие для 1 класса., изд. 2000г.

Дидактические материалы.

  1. Магнитная азбука.
  2. Счетный материал.
  3. Таблицы по окружающему миру, обучению грамоте, математике.