Логопедическая разминка "Морское путешествие"

Разделы: Логопедия


«Логопедическая разминка» – ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя:

  • артикуляционные упражнения;
  • игры на развитие физиологического и речевого дыхания;
  • игры на развитие  силы и высоты голоса;
  • мимические упражнения;
  • задания с элементами самомассажа лица;
  • пальчиковые игры в сочетании с артикуляционными или голосовыми упражнениями;
  •  упражнения, позволяющие активизировать слуховое внимание детей и на его основе развивать фонематический слух.

Основные задачи:

  • развитие и коррекция речевой системы детей;
  • формирование психологической базы речи (внимание, память, воображение);
  • создание эмоционально положительного настроения.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Логопедическая разминка»

Тема «Морское путешествие»

Цель занятия:

  • коррекционные:
    • вызывать правильное произношение звуков посредством артикуляционной гимнастики.
  • развивающие:
    • развивать психологическую базу речи (внимание, память, воображение);
    • развивать слуховое внимание детей, а на его основе фонематический слух;
    • развивать общую и мелкую моторику;
    • уточнять и обогащать словарь;
    • развивать функции словоизменения;
    • способствовать расширению кругозора.
  • воспитательные:
    • воспитывать потребность ребенка в общении;
    • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: обруч, индивидуальные зеркала, крупный и средний строитель, атрибутика для игр в «моряков»: бескозырки, бинокли, якорь и т.д., надувной бассейн

Материалы: иллюстрации рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли), раздаточный материал, аудиозапись.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед и дети встают в круг. В руках у него обруч. Это – "иллюминатор", через который матросы (дети) приветствуют друг друга.

Л.: Ребята, сегодня у нас необычный день, день морских приключений. Я предлагаю вам вместе со мной совершить интересное морское путешествие, открыв волшебную дверь в глубину моря. Готовы ли вы путешествовать?

Дети говорят о своей готовности: “Я готов!”

2. Морская гимнастика в музыкальном сопровождении

Л.: Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы не смог их напугать ни один шторм. А для этого нужно обязательно делать зарядку.

Матросы на палубе делают упражнения:

  • "морские брызги". Дети стряхивают "морские брызги" – похлопывают тело от ног до плеч.
  • "бескозырка". Поправляют "ленточки бескозырки"– поглаживают лоб с отводом рук в сторону затылка.
  • "поцелуй морского ветра". Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
  • "горизонт". Дети наклоняются и смотрят в стороны, руки у глаз – в "бинокль" они рассматривают горизонт.
  • "яблочко". Дети становятся в круг, держатся за плечи, покачиваются, улыбаются. Затем подбрасывают и ловят разноцветные мячи.
  • корабль по курсу". Проводится гимнастика, напоминающая морскую азбуку, сигналы флажками.

Л.: Ребята! А вам когда-нибудь приходилось своими руками собирать лодку? А хотите попробовать?

3. Оригами «Кораблик»

Шаг 1. Берём прямоугольный лист бумаги и складываем его пополам.

Шаг 2. Подгибаем углы листа на сгибе к центру листа.

Шаг 3. Загибаем кверху свободные нижние края листа.

Шаг 4. Загибаем на противоположную сторону углы краёв.

Шаг 5. Сводим противоположные углы получившегося треугольника.

Шаг 6. После первых 5 шагов у нас должна получиться фигура как на рисунке 6.

Шаг 7. Подгибаем нижние углы, каждый со своей стороны, к верхушке.

Шаг 8. У получившегося треугольника сводим противоположные углы (как и в шаге 5).

Шаг 9. Берёмся за верхние уголки и разводим их в стороны.

рис.1

Л.: Всё! Кораблик готов. Можно отправляться в путешествие. Спустить кораблики на воду!

Дети опускают кораблики в воду, налитую в надувной бассейн.

4. Дыхательная гимнастика

Дети направляют струю воздуха на кораблик, приводя его в движение.

5. Пальчиковая гимнастика

Волны

Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это — море.

Чайки

Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.

Чайка над волной взмывает,
Чайка чайку догоняет.

Пароход

Поставьте слегка скругленные ладони на ребра. Прижмите их к поверхности стола. Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите — это труба парохода.

Посмотрите, пароход
По волнам плывет вперед.

Бинокль

Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

Подзорная труба

Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу —
Влево, вправо, за корму.

Пальмы

Поднимите кисти рук вверх, пальцы раздвиньте веером — это «листья». Соедините предплечья обеих рук — получится ствол пальмы.

Смотрит, смотрит капитан.
Что это там?
Там на берегу деревья.
Деревья необычные.
К южному солнцу привычные. (Пальмы)

Кит

Скажите ребенку: «Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?»

Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.

Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает? (Кит)

Дельфин

Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.

А рядом вижу чьи-то спины:
Плывут в волнах ко мне... дельфины.

6. Артикуляционная гимнастика

Л.: Посмотрите, ребята! Кто-то двигается в зарослях водорослей! Это маленькая рыбка!

Рыбка

Открыть рот как можно шире, затем быстро его закрыть. Повторить упражнение несколько раз подряд. Должен быть слышен хлопок воздуха.

Рыбка плавает, играет.
Рыбка ротик открывает.

Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.

Рыбка в ротике живет.
Никогда не устает.

Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.

Очень любит чистоту
В домике своем – во рту.

Открывать и закрывать рот. Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.

Двери шире открывает:
Воздух свежий запускает.
И пока все убирает

Домик свой не запирает.

Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево, стараясь максимально высунуть его изо рта.

Кто же тут, а кто же там?
Она глядит по сторонам.

Л.: Кажется, начинается шторм!

Шторм на море.

Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Л.: Ребята, мимо нас проплывает чья-то лодочка.

Лодочка

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Лодочка качается на волнах

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

Л.: Шторм прошел. Теперь можно возвращаться домой.

7. Итог занятия

– Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.

(Ответы детей).

Список литературы:

  1. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
  2. А.А Чирков. Детские праздники. – Екатеринбург, издательство Т.И.Возяковой, 2000.
  3. О.А. Новиковская. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
  4. Бабушкина Р. Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.