Совершенствование гимнастических упражений на уроках физической культуры для профилактики сколиоза

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Оглавление

1. Обоснование актуальности
2. Цели и задачи педагогической статьи
3. Структура обучения физического воспитания
4. Методы и формы обучения
5. Результаты реализации педагогической статьи

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер общественной деятельности, направленная на укрепление здоровья и физического развития людей. В современном обществе физическая культура является одним из важнейших средств воспитания нового гражданина России, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Жизнь... Это самое ценное, что у нас есть. В этом мире все течет, все меняется, почти у всех вещей есть начало и конец. Наша жизнь так же не бесконечна, пожалуй, даже коротка. Особенно для тех, кто хочет прожить ее достойно, красиво, уверенным в своих силах. Эта уверенность во многом зависит от здоровья нашего тела, и мы в ответе за чистоту «сосуда жизни». Однако зачастую мы задумываемся над этим, будучи уже изрядно измученными болезнями, неправильным образом жизни. Мы обнаруживаем в себе результаты необратимых процессов, изменивших наше здоровье, а это настроение счастье нас и наших близких.

По статистике 97% населения страдает остеохондрозом и другими заболеваниями позвоночника, особенно это проявляется у детей в раннем и подростковым возрасте. В частности, по последним данным Башкирского Государственного Медицинского Университета, кафедры травматологии и ортопедии, у 40% обследованных школьников нашего города выявлено нарушение статики и опорно-двигательного аппарата, требующего кардинального лечения. В последние годы зачастую дети появляются на свет с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно в школе особенно быстро происходит патологические изменения осанки, формируются искривления позвоночника, сколиозы и кифозы. По осанке человека можно судить не только об уровне его воспитания, но и о культуре его семьи. Ведь во многом осанка зависит от того, как в семье работают, отдыхают, какие исповедают жизненные ценности и сколько времени уделяют спорту.

Разумеется, проблема формирования правильной осанки, без которой немыслимо достижение человеком физического совершенства и здоровья детей должна решаться не только в семье, но и в учебно-образовательных учреждениях. Однако некоторые стороны данной проблемы остаются малоизученными.

Осанку не случайно называют «зеркалом красоты и здоровья». Она является одним из слагаемых здоровья. Сутулость, впалая грудь и другие нарушения осанки затрудняют работу сердца и легких, становятся причиной нарушения обменных процессов, искажают форму тела. Нарушение осанки возникают чаще всего в детском возрасте, из-за нефункциональной мебели и плохого развития мышц. Критическим возрастными периодами для возникновения нарушений осанки у девочек являются 8 и 12 лет, а у мальчиков 7 и 12 лет. Было бы ошибочно думать, что искривление осанки касается только туловища. Плохой осанке способствует плоскостопие, недостаточная гибкость локтевых, плечевых, коленных и тазобедренных суставов. Все это должно быть объектом пристального внимания всех педагогов. Но, на формирование правильной осанки у детей воздействуют внешние причины:

  • Недостаточная двигательная активность (гипокинезия). Гипокинезия действует весьма неблагоприятно на здоровье людей, в частности, на опорно-двигательный аппарат. Недостаток двигательной активности в деятельности человека представляет собой характерную черту современного общества и является болезнью, связанную с нарушение осанки у детей.
  • Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия). Гиперкинезия так же неблагоприятно отражается на здоровье детей. Под чрезмерной двигательной активностью, или чрезмерными физическими нагрузками, которые превышают возможности адаптации к ним у данного конкретного лица. Для одного и того же человека одна и та же нагрузка сегодня может быть оптимальной, а через неделю стать чрезмерной в связи с ухудшением функционального состояния его организма, наступившим после болезни.
  • Чрезмерные физические нагрузки могут   вызвать   патологические   изменения   в   любой   системе организма, в частности, в опорно-двигательном аппарате.

В связи с возникновением этих причин и для того, чтобы предотвратить нарушение осанки у детей, необходимо соблюдать ряд условий:

  • физическая и специальная двигательная подготовка, т.е. хорошее развитие силы, гибкости, выносливости;
  • правильное чередование труда и отдыха;
  • рациональное питание.

Анализируя данную проблему в аспекте концептуального подхода в профилактике сколиоза можно поставить следующую основополагающую цель: «Оздоровление и укрепления здоровья обучающихся, посредством специальных гимнастических упражнений, применяемых для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата».

Цели физического воспитания раскрывается и конкретизируется в следующих задачах:

  • Обучающие:
    • содействие гармоническому развитию растущего организма и подготовка его к постепенно увеличивающимся нагрузкам: формирование правильной осанки, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизация обменных процессов, укрепление нервной системы;
    • обеспечение оптимального для данного возраста и пола развития двигательных качеств;
    • закаливание и повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
  • Развивающе-оздровительные:
    • вооружение учащихся ЗУН, необходимыми в разнообразных условиях жизни:
      • о значении и влиянии физических упражнений, способах (техники), правилах и условиях их успешного выполнения;
      • формирование достаточно широкого круга жизненно необходимых умений и навыков;
      • обогащение двигательного опыта за счет многообразных упражнений, формирование умения сознательно регулировать усилия, совершать   действия своевременно и точно, в соответствии с конкретной задачей, в т.ч. усложненных условиях.
  • Воспитательные:
    • воспитание правильного понимания и активного стремления к достижению красоты во внешнем облике;
    • воспитание понимания красоты в движении и формирование умений практически воплощать её;
    • воздействие на чувства, переживание в связи с восприятием прекрасного, побуждение к внесению красоты в окружающую обстановку, во взаимоотношении людей.

Указанные цель и задачи могут реализоваться на следующих принципах:

Принцип сознательности и активности

Подразумевает высокие требования к физическим, двигательным и волевым качествам. А так же воспитание у учащихся осмысленного овладения движением, заинтересованности  и творческого отношения к решению поставленных задач.

Принцип наглядности

Подразумевает словесное описание деталей техники отдельных двигательных деталей и сравнением с другими движениями; воспроизведение техники изучаемого упражнения или её элементов на модели тела человека и др.; создание акцентированных двигательных ощущений в результате фиксации отдельных положений, имитации, проводки и других облегченных двигательных действий.

Принцип доступности

Подразумевает применение дидактического правила: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности

Предусматривает определенную последовательность  разучивания двигательных действий; регулярное совершенствование техники движения и изучения новых упражнений для
развития способности решать различные двигательные задачи; чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности  обучающихся   (Приложение 1, рисунок 1).

Рассматривая поставленные цель, задачи и принципы обучения в аспекте данной проблемы можно выстроить некую линейную структуру обучения  (Приложение 1, рисунок 2).

На решение поставленных задач мною используются следующие методы обучения:

  • Словесный, в котором особое значение приобретают использование гимнастической терминологии.
  • Метод целостного упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом.
  • Метод подводящих упражнений, который подразумевает целостное выполнение ранее изученного движения, сходного по структуре с основным, но в то же время являющегося самостоятельным упражнением.
  • Метод расчлененного упражнения, заключающийся в целесообразном выделении отдельных частей и элементов техники движения, освоения каждого из них и последующем соединении в целостное упражнение.
  • Игровые и соревновательные методы, подразумевающие соперничество учащихся между собой или ответственность за достижение определенного результата действий.
  • Метод программного обучения, который позволяет выбрать правильную тактику обучения новому движению и эффективную форму организации учебного процесса

На уроках физической культуры создаются условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания учащихся (Приложение 1, рисунок 3).

Основанием для представления данной статьи является её использование в экспериментальном режиме в течение нескольких лет.

Исследую данную проблему совместно с медсестрой своей школы, были получены следующие данные за последние 3 года по выявлению нарушения осанки у обучающихся 1-11 классов (Приложение 1, рисунок 5). Данные результаты были проанализированы, обработаны и представлены в виде диаграмм и гистограмм (Приложение 1, рисунок 4).

Исправить осанку возможно только при комплексном подходе: постараться изменить привычки в повседневной жизни, контролировать положение тела в статических позах, использовать массаж и мануальную терапию для коррекции опорно-двигательного аппарата. Но и эти лечебные и профилактические действия дадут только временный эффект, если не сформировать хороший мышечный корсет (обязательно в гармонии) с помощью гимнастических упражнений.

Литература:

  1. Спортивная   гимнастика:   Учебник   для   ин-тов   физ.культ.   /Под   ред. Гавердовского Ю. К. и   Смоленского В. Н. – М: Физкультура и спорт, 1996.
  2. Гимнастика. Учебник для ин-тов физ.культ./ Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Под ред. П. И. Пидкасисткого. – М.: Российское педагогическое агенство, 2000.
  4. Спортивная медицина и ЛФК. Учеб. для техн. физ. культ. /Под ред. А. Г. Дембо. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
  5. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак.  физ.  воспитания  пед.   ин-тов.  /Под ред.  Б.  А.Ашмарина.  –  М.: Просвещение, 2001.
  6. Похлебин В. П. Уроки здоровья. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Детский массаж. Серия «Медицина для вас», Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
  8. Готовцев П. И., Субботин А. Д., Селиванов В. П. Лечебная физкультура и массаж. – М.: Медицина, 1998.
  9. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. – М.: Медицина, 1998.
  10. Рухадзе М. М.//Вопросы курортологии физиотерапии и ЛФК. –   1999. №4. – С.46-48.
  11. П.Демченко А. Н.//ФИС. – 2001. – №8. – С.12-31.