Цели:
- Образовательные:
- сформировать понятие о температуре;
- актуализировать знания учащихся об измерении температуры, единицах измерения температуры;
- охарактеризовать термометр, принцип действия и отличительные особенности;
- выявить уровень подготовки учащихся по определению цены деления термометра и расчета результата с учетом приборной абсолютной погрешности;
- помочь учащимся определиться с планом проведения дальнейшей работы.
- Воспитательные:
- приучать учащихся к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самооценке.
- Развивающие:
- развивать у учащихся умение систематизировать, анализировать, выделять главное, обобщать изученный материал;
- закрепить умения и навыки определения цены деления и расчета результата с учетом приборной абсолютной погрешности.
Задание: воссоздать термоскоп, продемонстрировать его работу
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели
урока.
2. Мини-опрос.
3. История
изобретения термометров
4. О шкале измерения температуры
5. Создать термоскоп.
6. Работа по приборам.
7. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. тема урока: «Температура. Изобретение термометра»
Цель урока: сформировать понятие о температуре; охарактеризовать термометр, принцип действия и отличительные особенности.
2. Мини-опрос
- Как определить среднее значение физической величины из эксперимента?
- Что такое температура? Что мы знаем о температуре теоретически?
- Какие нужны приборы для измерения температуры?
3. История изобретения термометров
Проблемный вопрос: Какова история создания термоскопа? Какие температуры можно получить в лабораторных условиях?
В теории тепловых явлений температура – основная величина. Единицы величин начали появляться с того момента, когда у человека возникла необходимость выражать что-либо количественно. До изобретения такого обыденного и простого для нашей повседневной жизни измерительного прибора как термометр о тепловом состоянии люди могли судить только по своим непосредственным ощущениям: тепло или прохладно, горячо или холодно.
Опыт 1: На столе находится три сосуда с водой: один с горячей водой, второй – с холодной и третий – с теплой. Поместите левую руку в сосуд с горячей водой, а правую – в сосуд с холодной. Через некоторое время поместите обе руки в сосуд с теплой водой. Опишите свои ощущения.
Температура, которая когда-то оценивалась чисто топологически по шкале порядка (холодное – теплое – горячее), можно связать с различной степенью нагретости тел.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
История термодинамики началась, когда в 1592 году Галилео Галилей (рис.1) создал первый прибор для наблюдений за изменениями температуры, назвав его термоскопом.
У термоскопа Галилея не было шкалы, он представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной стеклянной трубкой (рис.2). Шарик нагревали, а конец трубки опускали в воду. Когда шарик охлаждался, давление в нем уменьшалось, и вода в трубке под действием атмосферного давления поднималась на определенную высоту вверх. При потеплении уровень воды в трубки опускался вниз. Недостатком прибора было то, что по нему можно было судить только об относительной степени нагрева или охлаждения тела.
Позднее флорентийские ученые усовершенствовали термоскоп Галилея, добавив к нему шкалу из бусин и откачав из шарика воздух (рис.3). В 17 веке флорентийским ученым Торричелли воздушный термоскоп был преобразован в спиртовой. Прибор был перевернут шариком вниз, сосуд с водой удалили, а в трубку налили спирт (рис. 4). Действие прибора основывалось на расширении спирта при нагревании, – теперь показания не зависели от атмосферного давления. Это был один из первых жидкостных термометров.
Рис. 3 |
Рис. 4 |
На тот момент показания приборов еще не согласовывались друг с другом, поскольку никакой конкретной системы при градуировке шкал не учитывалось. Для того чтобы ввести шкалу, необходимо установить постоянные точки фиксированной температуры.
Однако измерение температуры началось задолго до создания молекулярно-кинетической теории, поэтому практические шкалы измеряют температуру в условных единицах – градусах. Из того, что температура – это средняя кинетическая энергия молекул, ясно, что наиболее естественно измерять её в энергетических единицах (т.е. в системе СИ в джоулях). Вместо Т ввести величину Q, так чтобы Q = 3/2 • k • T (где постоянная Больцмана k связывает величину температуры, выражаемую в энергетических единицах, с температурой, выраженной в градусах).
4. О шкале измерения температуры
Проблемный вопрос: Какие существуют шкалы для измерения температуры, и какова история их создания?
Рис. 5 |
В 1694 году Карло Ренальдини (рис. 5) предложил принять в качестве двух крайних фиксированных точек термометра температуру таяния льда и температуру кипения воды. Предложил деления шкалы термометра на 12 равных частей и другое деление, основанное на определении температуры смеси воды, близкой к замерзанию, с кипящей водой в разных отношениях.
|
В 1714 году Д. Г. Фаренгейт (рис.6) изготовил
ртутный термометр. На шкале Фаренгейта точка
таяния льда равна +32 °F, а точка кипения воды + 212 ° F
(при нормальном атмосферном давлении). При этом
один градус Фаренгейта равен 1/180 разности этих
температур. Ноль на этой шкале определяется по
температуре замерзания смеси воды, льда и
нашатыря, а за 100 °F принята нормальная
температура человеческого тела (однако
Фаренгейт ошибся в последнем измерении:
нормальная температура человеческого тела
составляет 97,9 °F).
По одной из версий за 100 градусов температурной
шкалы Фаренгейт принял температуру тела своей
жены, которая в момент измерения температуры
была больна лихорадкой – именно этим и
обусловлено смещение стоградусной точки на 2,1°F,
а не погрешностью самого измерения.
Термометром Фаренгейта пользовались в англоязычных странах вплоть до 70-х годов 20 века, а в США пользуются и до сих пор. Ноль градусов Цельсия – это 32 градуса Фаренгейта, а градус Фаренгейта равен 9/5 градуса Цельсия.
Еще одна шкала
была предложена французским ученым Р.А.Реомюром
(рис.7) в 1730 году. Он делал опыты со спиртовым
термометром и пришел к выводу, что шкала может
быть построена в соответствии с тепловым
расширением спирта. Приняв за 0 ° температуру
таяния льда, а за 80 ° температуру кипения воды при
нормальном атмосферном давлении.
Единица – градус Реомюра (°R), 1 °R равен 1/80
части температурного интервала между опорными
точками – температурой таяния льда (0 °R) и
кипения воды (80 °R): 1 °R = 1,25 °C.
В настоящее время шкала вышла из употребления, дольше всего она сохранялась во Франции, на родине автора.
В 1742 шведский ученый Андрес Цельсий (рис.8) опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда – за 100°. Позже шведский биолог К. Линней «перевернул» эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия. В 1948 она была принята как международная.
М. В. Ломоносовым (рис.9) был предложен жидкостный термометр, имеющий шкалу со 150 делениями от точки плавления льда до точки кипения воды.
К концу 18 века количество различных температурных шкал значительно увеличилось. По данным «Пилометрии» Ламберта на тот момент их насчитывалось 19.
Температурные шкалы, о которых шла речь выше,
отличает то, что точка отсчета для них была
выбрана произвольно.
В 1848 году английским ученым лордом Кельвином
(рис.10) была предложена абсолютная
термодинамическая шкала. Одновременно Кельвин
обосновал понятие абсолютного нуля, обозначив им
температуру, при которой прекращается тепловое
движение молекул. По Цельсию это – 273,15 °С, т.е.
один кельвин (обозначение: K) равен 1/273,16
термодинамической температуры тройной точки
воды. Начало шкалы (0 К) совпадает с абсолютным
нулём.
Пересчет в градусы Цельсия: °С = K – 273,15
Абсолютный нуль температур – температура, при
которой прекращается тепловое движение молекул.
Абсолютный нуль температуры, начало отсчета
температуры по термодинамической температурной
шкале – шкале Кельвина.
Термометр (греч. терме – тепло, метрео – измеряю)
– прибор для измерения температуры: воздуха,
воды, почвы, тела человека и других физических
тел. Термометры применяются в метеорологии,
гидрологии, медицине и других науках и отраслях
хозяйства.
На сегодняшний день используются термометры со
шкалой Цельсия, Фаренгейта (в США), а также со
шкалой Кельвина в научных исследованиях.
Пересчёт температуры между основными шкалами | |||
в\из | Кельвин | Цельсий | Фаренгейт |
Кельвин (K) | = K | = С + 273 | = (F + 459) / 1,8 |
Цельсий (° C) | = K ? 273 | = C | = (F ? 32) / 1,8 |
Фаренгейт (°F) | = K · 1,8 ? 459 | = C · 1,8 + 32 | = F |
В настоящее время температуру измеряют с помощью приборов, действие которых основано на различных термометрических свойствах жидкостей, газов и твердых тел.
5. Попробуем и мы создать термоскоп
Опыт 2: Нагреем стеклянную колбу,
перевернём её, опустим в стакан с водой открытым
концом. Термоскоп готов. По высоте столбика
воды в горлышке колбы можно судить об изменениях
температуры: при охлаждении воздуха в колбе
столбик воды поднимается вверх, а при нагревании
– опускается.
С помощью термоскопа можно увидеть изменение
температуры, но её нельзя измерить. Показания
зависят от атмосферного давления. У прибора нет
шкалы
Проблемный вопрос: Как усовершенствовать термоскоп? (Воздух заменить подкрашенным спиртом или ртутью; откачать из трубки воздух и запаять открытый конец, т.е. исключить влияние атмосферного давления; создать шкалу.)
6. Работа по приборам:
«Измерение температуры тела»
- Определите цену деления термометра;
- Рассчитайте приборную абсолютную погрешность термометра;
- Приведите тело в тепловой контакт с термометром;
- Термометр должен иметь массу значительно меньше массы тела;
- Отсчитайте показания термометра после наступления теплового равновесия;
- Определите показание термометра с учетом погрешности.
Проблемный вопрос: Что происходит с точки зрения молекулярно – кинетической теории? (Температура характеризует состояние теплового равновесия макроскопической системы; разность температур указывает на направление теплообмена между телами; при хаотичных ударах молекул средняя кинетическая энергия молекул выравнивается и при тепловом равновесии становится одинаковой.)
7. Домашнее задание: § 66,67,задачи на стр.5-6
Проблемный вопрос: Существуют ли термометры без жидкости?
Учитель: На этот вопрос вы должны дать ответ на следующий урок.
Презентация по данной теме выполненна в программе Power Point.
Список используемых источников:
- Волков В.А. «Поурочные разработки по физике 10 класс к учебнику Г.Я.Мякишева» – Москва, «Вако», 2006.
- Электронные уроки и тесты «Физика в школе» – «Новый диск. www. nd.ru»
- «Энциклопедия для детей. Том 16 ч 2» – Москва, «Аванта +», 2002.
- ru.wikipedia.org›wiki/Термометр
- gc-bars.ru›articles/5.htm Москва
- elkin52.narod.ru›texnika/otvet35.htm
- alldayplus.ru›society/science…termometr-galileya…
- http://ru.wikipedia.org/wiki/