Цели:
Оборудование: интерактивная доска или мультимедиа, переносная доска.
Подготовка к уроку:
На переносной доске заготовить уравнения для дифференцированной работы по вариантам.
Учащиеся рассажены следующим образом: на первом варианте – слабоуспевающие учащиеся, на втором – более подготовленные.
Ход урока
Слайд № 1 с темой урока. Презентация
1. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Решение рациональных и иррациональных уравнений”. Сегодня третий урок по этой теме и я бы хотела начать его с проверки домашнего задания. (Обсуждение номеров домашней работы, вызвавших затруднения.) Сегодня мы с вами повторим и закрепим основные способы решения рациональных и иррациональных уравнений, еще раз обратим внимание на вопросы, вызвавшие затруднения.
Фронтальный опрос:
1. Какие уравнения называют рациональными? иррациональными?
Ответ: Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком радикала или переменная возведена в дробную степень.
Рациональными называются уравнения, в которых переменная содержится в знаменателе.
2. С чего начинают решение данных уравнений?
Ответ: С нахождения ОДЗ.
3. Где можно встретить в структуре ЕГЭ решение таких уравнений?
Ответ: Задания В3, С2
2. А теперь поработаем устно по группам (по 4 человека). Расшифруйте математический термин:
Слайд № 2 (5-7 минут, затем совместная проверка, группе, первой справившейся с заданием, выставить оценки).
С какими типами уравнений вы встретились?
3. Внимание на переносную доску. Обсудим вместе решение уравнений варианта № 1. (Совместное обсуждение.) К доске вызывается учащийся с 1 варианта для решения уравнения № 1, затем для решения уравнения № 2. В это время учащиеся 2-го варианта решают уравнения с переносной доски 2 варианта. После решения устно проверяются уравнения.
I вариант
=х-2 О: 3
-3-10=0 О: 22
II вариант
-1=3 О: 5;23
*log(3-2х)=0
Ответ: -3;-4;1
4. По желанию к доске:
*sinх=0
Ответ: -4;4;0;;-
5. А теперь познакомимся с нестандартным способом решения иррационального уравнения:
Слайд № 3 комментирует учитель.
К доске вызвать более подготовленного учащегося по желанию:
3-+=4 Ответ: 4
6. Запишите задание на дом: сборник Лысенко, с.173, № 244-247, вариант № 1, задания В1-В6; № 248-250
7. С.Р. по вариантам:
I вариант
=х
х- 5=2х + 3
II вариант
(1-2cosх)=0
(х-7)(х-2-)=0
8. Итог урока: собрать с.р., проверить устно ход решения с.р., выставить оценки за урок.