Решение рациональных и иррациональных уравнений

Разделы: Математика


Цели:

  • обобщить теоретические знания о рациональных и иррациональных уравнениях;
  • способствовать формированию умения выбирать наиболее рациональные способы решения иррациональных уравнений;
  • закрепить основные методы решения иррациональных уравнений базового и повышенного уровня сложности;
  • организовать дифференцированную работу учащихся;
  • готовить учащихся к сдаче ЕГЭ;
  • вспомнить нестандартные способы решения иррациональных уравнений.

Оборудование: интерактивная доска или мультимедиа, переносная доска.

Подготовка к уроку:

На переносной доске заготовить уравнения для дифференцированной работы по вариантам.

Учащиеся рассажены следующим образом: на первом варианте – слабоуспевающие учащиеся, на втором – более подготовленные.

Ход урока

Слайд № 1 с темой урока. Презентация

1. Итак, ребята, тема сегодняшнего урока “Решение рациональных и иррациональных уравнений”. Сегодня третий урок по этой теме и я бы хотела начать его с проверки домашнего задания. (Обсуждение номеров домашней работы, вызвавших затруднения.) Сегодня мы с вами повторим и закрепим основные способы решения рациональных и иррациональных уравнений, еще раз обратим внимание на вопросы, вызвавшие затруднения.

Фронтальный опрос:

1. Какие уравнения называют рациональными? иррациональными?

Ответ: Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком радикала или переменная возведена в дробную степень.

Рациональными называются уравнения, в которых переменная содержится в знаменателе.

2. С чего начинают решение данных уравнений?

Ответ: С нахождения ОДЗ.

3. Где можно встретить в структуре ЕГЭ решение таких уравнений?

Ответ: Задания В3, С2

2. А теперь поработаем устно по группам (по 4 человека). Расшифруйте математический термин:

Слайд № 2 (5-7 минут, затем совместная проверка, группе, первой справившейся с заданием, выставить оценки).

С какими типами уравнений вы встретились?

3. Внимание на переносную доску. Обсудим вместе решение уравнений варианта № 1. (Совместное обсуждение.) К доске вызывается учащийся с 1 варианта для решения уравнения № 1, затем для решения уравнения № 2. В это время учащиеся 2-го варианта решают уравнения с переносной доски 2 варианта. После решения устно проверяются уравнения.

I вариант

=х-2 О: 3

-3-10=0 О: 22

II вариант

-1=3 О: 5;23

*log(3-2х)=0

Ответ: -3;-4;1

 4. По желанию к доске:

*sinх=0

Ответ: -4;4;0;;-

5. А теперь познакомимся с нестандартным способом решения иррационального уравнения:

Слайд № 3 комментирует учитель.

К доске вызвать более подготовленного учащегося по желанию:

3-+=4 Ответ: 4

6. Запишите задание на дом: сборник Лысенко, с.173, № 244-247, вариант № 1, задания В1-В6; № 248-250

7. С.Р. по вариантам:

I вариант

х- 5=2х + 3

 II вариант

(1-2cosх)=0

(х-7)(х-2-)=0

 8. Итог урока: собрать с.р., проверить устно ход решения с.р., выставить оценки за урок.