Цели:
1) познакомить учащихся с понятием “корень слова”; учить выделять корень в родственных словах.
2) Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать; развивать самооценку и коммуникативные навыки.
3) Воспитывать интерес к русскому языку.
Учебный материал: презентация к уроку; определение понятия “корень слова”, сам.работа на листочках для каждого ученика; текст для фронтальной работы; группы родственных слов.
Ход урока
I. Организация детей
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Петровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. (Дети приветствуют гостей)
- Садитесь.
- Настройтесь на работу. Сегодня на уроке мы раскроем один из секретов русского языка.
II. Мобилизующий этап
Запись на доске: ж к ш о р ч ц е н й ь
- Посмотрите на доску. На какие группы мы можем разбить эти буквы? (Эти буквы мы можем разбить на прописные и печатные). (По виду написания)
- Если вы мысленно уберете одну группу букв, то сможете назвать ключевое слово нашего урока.
- Какое слово зашифровано? (Зашифровано слово “корень”)
- Какие буквы ты убрал? (Я убрал все печатные буквы)
- Слово “корень” - ключевое слово на нашем уроке.
- Вы встречались с понятием “корень” в жизни? Приведите примеры. (Корень растения, корень зуба, волоса, математический корень, корень слова)
- А вот девочка Маша однажды услышала, как второклассник не мог найти корень в слове “зимушка”. Маша очень удивилась. Ведь слово не растет в земле, у слова не может быть корня. (Слайд 2)
- Ребята, а как вы думаете, может ли корень жить в словах? (Я думаю, что может)
- Давайте попробуем разобраться в этой ситуации.
III. Формулирование темы и цели урока
- Предположите, какова тема сегодняшнего урока. Отгаданное слово вам поможет. (Сегодня на уроке мы будем изучать корень слова). (Слайд 3)
- Действительно, тема нашего урока “Корень слова”.
- Попробуйте сформулировать цели урока, опираясь на слова, записанные на следующем слайде. (Слайд 4) (Узнать, что такое корень слова. Учиться выделять корень в словах)
- Ребята, вспомните, что было в руках у Маши? (Маша держит в руках цветы)
- Где растут цветы? (Цветы растут в саду).
- Запишите слово “сад” в тетрадь. (Один ученик записывает слово на доске)
- Как называется маленький сад? (Садик). (Один ученик записывает слово на доске)
- Продиктуй, как будешь записывать слово “садик”.
- Как называют человека, который работает в саду. (Садовник) (Один ученик записывает слово на доске)
- Как можно назвать эту группу слов? (Это родственные слова)
- Докажите. (У родственных слов есть общая часть и общее значение)
- Какая общая часть в этих словах? ( -сад- )
- Может быть, кто-нибудь из вас уже знает, как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корень слова)
- Корень слова выделяют знаком – дугой. Возьмите карандаш и выделите корень –сад- в словах, которые мы записали.
- Какой корень вы выделили? (-сад-)
- Мы объяснили слова садовник и садик с помощью слова сад. Это слово является корнем однокоренных слов. Без этой части – корня – слова не смогли бы образоваться. Значит, корень является главной частью слова.
- Вспомните первую цель нашего урока. (Узнать, что такое корень слова)
- Попробуйте объяснить, что такое корень слова. Вам поможет следующий слайд. (Слайд 5)
- Какое слово ты вставил? Прочитай. А ты?
- Проверим наши предположения. Откройте учебник на с.75 и прочитайте про себя правило в желтой рамочке.
Физминутка (гимнастика для глаз)
- А теперь мы из летнего сада переберемся в осенний лес. Выполним зарядку для глаз. Следите только глазами за движением предметов. (Слайд 6)
IV. Первичное закрепление полученных знаний
- Какие дары принесла нам осень? (Осень принесла нам грибы)
- Я записала, такие слова: гриб, грибной, подберезовик, грибок. (Слайд 7)
- Прочитайте их.
- Собери семью родственных слов. Как их узнаешь? (У родственных слов должно быть общее значение и общий корень)
- Какие слова выбрали? Почему не назвали слово подберезовик? (Нет общей части)
- Запишите слова во второй столбик.
- Назовите общую часть в родственных словах. (-гриб-)
- Как она называется? (Корень слова)
- Легко ли вам было найти корень в этих словах? (Да)
- Выясним почему? Какие слова у нас были для этого? (У нас была группа родственных слов, и мы увидели общую часть)
- Давайте определим порядок действий для выделения корня в словах, чтобы нам всегда легко было его найти.
- Возьмите карточку, обсудите в паре, как вы будете действовать, чтобы найти корень в слове. (Ученики в парах обсуждают алгоритм действий) (Приложение 1)
- Кто хочет рассказать об этом?
- Давайте вместе заполним карточку о порядке действий. (Слайд 8)
- Диктуй, что ты напишешь. Пиши без ошибок. Экран вам поможет.
Физминутка
- Я буду называть слова. Если прозвучит слово с корнем –лес-, вы хлопаете в ладоши, если услышите слово с другим корнем, вы делаете любое другое движение.
Лес, лестница, лесочек, лесной, леска, лесник.
V. Закрепление
- Ребята, сегодня первый день календарной зимы. И за окном морозно, холодно, снежно.
(Слайд 9)
- Следующая иллюстрация поможет отгадать загадку.
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
- Правильно, это слово будет нашим помощником в следующем задании.
- Возьмите синюю карточку. (Приложение 1) Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в соответствии с темой урока, чтобы лучше научиться выделять корень?
- Подберите однокоренные слова к слову мороз и вставьте подходящие по смыслу слова в предложения. (Слайд 10)
- Приступайте к работе. Кому сложно подобрать такие слова, я могу дать карточку-помощницу, в которой есть слова для справок.
- Давайте проверим.
- Прочитай, какое слово ты вставил в первом предложении.
- Прочитайте, только родственные слова, которые вы вставили.
- Возьмите карандаш, выделите корень.
- Какой корень в словах? (-мороз-)
VI. Первичная проверка полученных знаний
- Наступило время узнать, как вы научились сегодня находить корень в словах. Возьмите белые листочки. (Приложение 1)
- Прочитайте слова, выделите корень. Будьте внимательны, здесь есть “ловушка”.
- Давайте проверим. (Слайд 11)
- Какая “ловушка” вас ждала?
- Прочитайте только родственные слова. Назовите корень.
Итог урока.
- Вернемся к проблеме, с которой столкнулась девочка Маша, и с этого начался наш урок. (Слайд 12)
- Объясните Маше, что такое корень слова. Как найти корень в слове? Не забывайте про памятку.
VII. Рефлексия
- Нарисуйте на полях в тетрадях горку.
Если вы можете объяснить, что такое корень слова, можете выделить корень в словах, значит вы находитесь на вершине горки.
Если вы испытываете трудности, боитесь ошибиться, не уверены в правильности своих ответов, то вы находитесь по середине.
Если вам было сложно сегодня на уроке, не все вам было понятно, то вы находитесь у подножия. Отметьте любым знаком ваше положение на горке.