Корень слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

1) познакомить учащихся с понятием “корень слова”; учить выделять корень в родственных словах.

2) Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать; развивать самооценку и коммуникативные навыки.

3) Воспитывать интерес к русскому языку.

Учебный материал: презентация к уроку; определение понятия “корень слова”, сам.работа на листочках для каждого ученика; текст для фронтальной работы; группы родственных слов.

Ход урока

I. Организация детей

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Петровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. (Дети приветствуют гостей)

- Садитесь.

- Настройтесь на работу. Сегодня на уроке мы раскроем один из секретов русского языка.

II. Мобилизующий этап

Запись на доске: ж к ш о р ч ц е н й ь

- Посмотрите на доску. На какие группы мы можем разбить эти буквы? (Эти буквы мы можем разбить на прописные и печатные). (По виду написания)

- Если вы мысленно уберете одну группу букв, то сможете назвать ключевое слово нашего урока.

- Какое слово зашифровано? (Зашифровано слово “корень”)

- Какие буквы ты убрал? (Я убрал все печатные буквы)

- Слово “корень” - ключевое слово на нашем уроке.

- Вы встречались с понятием “корень” в жизни? Приведите примеры. (Корень растения, корень зуба, волоса, математический корень, корень слова)

- А вот девочка Маша однажды услышала, как второклассник не мог найти корень в слове “зимушка”. Маша очень удивилась. Ведь слово не растет в земле, у слова не может быть корня. (Слайд 2)

- Ребята, а как вы думаете, может ли корень жить в словах? (Я думаю, что может)

- Давайте попробуем разобраться в этой ситуации.

III. Формулирование темы и цели урока

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока. Отгаданное слово вам поможет. (Сегодня на уроке мы будем изучать корень слова). (Слайд 3)

- Действительно, тема нашего урока “Корень слова”.

- Попробуйте сформулировать цели урока, опираясь на слова, записанные на следующем слайде. (Слайд 4) (Узнать, что такое корень слова. Учиться выделять корень в словах)

- Ребята, вспомните, что было в руках у Маши? (Маша держит в руках цветы)

- Где растут цветы? (Цветы растут в саду).

- Запишите слово “сад” в тетрадь. (Один ученик записывает слово на доске)

- Как называется маленький сад? (Садик). (Один ученик записывает слово на доске)

- Продиктуй, как будешь записывать слово “садик”.

- Как называют человека, который работает в саду. (Садовник) (Один ученик записывает слово на доске)

- Как можно назвать эту группу слов? (Это родственные слова)

- Докажите. (У родственных слов есть общая часть и общее значение)

- Какая общая часть в этих словах? ( -сад- )

- Может быть, кто-нибудь из вас уже знает, как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корень слова)

- Корень слова выделяют знаком – дугой. Возьмите карандаш и выделите корень –сад- в словах, которые мы записали.

- Какой корень вы выделили? (-сад-)

- Мы объяснили слова садовник и садик с помощью слова сад. Это слово является корнем однокоренных слов. Без этой части – корня – слова не смогли бы образоваться. Значит, корень является главной частью слова.

- Вспомните первую цель нашего урока. (Узнать, что такое корень слова)

- Попробуйте объяснить, что такое корень слова. Вам поможет следующий слайд. (Слайд 5)

- Какое слово ты вставил? Прочитай. А ты?

- Проверим наши предположения. Откройте учебник на с.75 и прочитайте про себя правило в желтой рамочке.

Физминутка (гимнастика для глаз)

- А теперь мы из летнего сада переберемся в осенний лес. Выполним зарядку для глаз. Следите только глазами за движением предметов. (Слайд 6)

IV. Первичное закрепление полученных знаний

- Какие дары принесла нам осень? (Осень принесла нам грибы)

- Я записала, такие слова: гриб, грибной, подберезовик, грибок. (Слайд 7)

- Прочитайте их.

- Собери семью родственных слов. Как их узнаешь? (У родственных слов должно быть общее значение и общий корень)

- Какие слова выбрали? Почему не назвали слово подберезовик? (Нет общей части)

- Запишите слова во второй столбик.

- Назовите общую часть в родственных словах. (-гриб-)

- Как она называется? (Корень слова)

- Легко ли вам было найти корень в этих словах? (Да)

- Выясним почему? Какие слова у нас были для этого? (У нас была группа родственных слов, и мы увидели общую часть)

- Давайте определим порядок действий для выделения корня в словах, чтобы нам всегда легко было его найти.

- Возьмите карточку, обсудите в паре, как вы будете действовать, чтобы найти корень в слове. (Ученики в парах обсуждают алгоритм действий) (Приложение 1)

- Кто хочет рассказать об этом?

- Давайте вместе заполним карточку о порядке действий. (Слайд 8)

- Диктуй, что ты напишешь. Пиши без ошибок. Экран вам поможет.

Физминутка

- Я буду называть слова. Если прозвучит слово с корнем –лес-, вы хлопаете в ладоши, если услышите слово с другим корнем, вы делаете любое другое движение.

Лес, лестница, лесочек, лесной, леска, лесник.

V. Закрепление

- Ребята, сегодня первый день календарной зимы. И за окном морозно, холодно, снежно.

(Слайд 9)

- Следующая иллюстрация поможет отгадать загадку.

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.

(Мороз)

- Правильно, это слово будет нашим помощником в следующем задании.

- Возьмите синюю карточку. (Приложение 1) Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять в соответствии с темой урока, чтобы лучше научиться выделять корень?

- Подберите однокоренные слова к слову мороз и вставьте подходящие по смыслу слова в предложения. (Слайд 10)

- Приступайте к работе. Кому сложно подобрать такие слова, я могу дать карточку-помощницу, в которой есть слова для справок.

- Давайте проверим.

- Прочитай, какое слово ты вставил в первом предложении.

- Прочитайте, только родственные слова, которые вы вставили.

- Возьмите карандаш, выделите корень.

- Какой корень в словах? (-мороз-)

VI. Первичная проверка полученных знаний

- Наступило время узнать, как вы научились сегодня находить корень в словах. Возьмите белые листочки. (Приложение 1)

- Прочитайте слова, выделите корень. Будьте внимательны, здесь есть “ловушка”.

- Давайте проверим. (Слайд 11)

- Какая “ловушка” вас ждала?

- Прочитайте только родственные слова. Назовите корень.

Итог урока.

- Вернемся к проблеме, с которой столкнулась девочка Маша, и с этого начался наш урок. (Слайд 12)

- Объясните Маше, что такое корень слова. Как найти корень в слове? Не забывайте про памятку.

VII. Рефлексия

- Нарисуйте на полях в тетрадях горку.

Если вы можете объяснить, что такое корень слова, можете выделить корень в словах, значит вы находитесь на вершине горки.

Если вы испытываете трудности, боитесь ошибиться, не уверены в правильности своих ответов, то вы находитесь по середине.

Если вам было сложно сегодня на уроке, не все вам было понятно, то вы находитесь у подножия. Отметьте любым знаком ваше положение на горке.