Урок риторики. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод: частично-поисковый.

Цель: познакомить детей с необходимостью применения грамотной речи, то есть речи соответствующей нормам языка, для успешного, эффективного общения; показать, что неправильная речь, с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим.

Задачи:

  • учить определять и исправлять ошибки, допущенные в письменной речи;
  • развивать произвольное внимание, зрительную память;
  • формировать интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию к учению.
  • показать необходимость пользование словарями для формирования правильной речи.
  • упражнять детей пользоваться словарями.

Оборудование: учебник для учащихся “Детская Риторика” 3 класс, 2 часть автор Т. А. Ладыженская и др. 2011 года, рисунки сказочных персонажей, орфографические словари, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Целеполагание

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока звучит так “Пиши правильно!” Как вы думаете, о чём мы будем говорить, с каким видом речи работать, чему будем учиться?

(Дети высказывают свои предположения. Возможные варианты ответов: Мы будем работать с письменной речью. Будем учиться правильно писать.)

Учитель: Да, ребята, мы сегодня будем работать с письменной речью. На уроке мы узнаем, какую речь называют правильной; что может произойти, если не соблюдать правила речи. Будем учиться исправлять неправильную речь, а также работать над развитием зрительной памяти и внимания.

3. Актуализация знаний

Учитель: Ну, что ребята, вы готовы? Тогда, отгадайте, куда мы направляемся?

Послушайте внимательно и скажите, о чём идёт речь.

Я цвет одинаковый часто имею.
И с Г зеленею и с К зеленею.
Но с К – вам со мною рискованно быть
Могу и до слёз довести и убить.

(На доске записано слово – лу…)

Дети отвечают – луг, лук.

Учитель: Одно ли значение имеет слово лук? Объясните, что может обозначать это слово?

Дети: Слово лук имеет два значения. Первое: лук – это овощ. Второе: лук – это оружие.

(Если дети затрудняются, то можно воспользоваться толковым словарём.)

Учитель: Молодцы! А мы отправляемся на луг. Что такое луг?

Дети: Луг – это участок земной поверхности, покрытый травянистой растительностью.

Учитель: Кого мы здесь встречаем?

(Учитель открывает часть доски, на которой изображены герои повести-сказки Алана Милна “Винни-Пух и все-все-все”.

Посмотрите и запомните всех.

(Детям даётся секунд 30 для запоминания, потом эта часть доски закрывается.)

- Кто был на лугу?

- Из какого произведения эти герои?

- Какой главный герой отсутствует?

- Где же он?

Дети отвечают:

  1. На лугу были: Пятачок, Винни-Пух, Тигра, Ослик Иа, Сова, Кролик, Крошка Ру.
  2. Это герои повести-сказки Алана Милна “Винни-Пух и все-все-все”.
  3. Нет на лугу Кристофера Робина.
  4. Здесь ребята высказывают свои личные предположения.

4. Введение нового материала

Учитель: Где же на самом деле Кристофер Робин? Это вы узнаете, прочитав записку, которую он оставил своим друзьям.

Откройте учебник на странице 26, найдите текст записки в № 27. Прочитайте.

(На доске открывается текст записки –

Ушол щасвирнус

Занит щасвирнус

К.Р.

Поняли ли вы о чём она? Как вы думаете, друзья мальчика поняли, о чём он написал?

Дети: Очень трудно понять. Друзья мальчика не поняли Кристофера. Он очень много допустил орфографических ошибок. Получились слова, которых в русском языке нет.

Учитель: Давайте, исправим орфографические ошибки и запишем правильный текст записки. При затруднении пользуйтесь орфографическим словарём.

(У доски работает ученик)

Исправленный текст:

Ушёл. Занят. Сейчас вернусь.

или

Ушёл. Занят. Скоро вернусь.

Учитель: Какой вывод можно сделать из этой истории?

Дети: Неправильная речь, речь с ошибками затрудняет понимание одного человека другим.

Учитель: Какую же речь называют правильной?

Дети: Правильная речь – это речь без ошибок. Речь, которая соответствует нормам языка.

5. Повторение

Учитель: Куда же ушёл Кристофер Робин? Да всё очень просто. Он начал учиться в школе.

Физкультминутка

Внимание! Посмотри, запомни, повтори.

Утром К.Р. проснулся
Правой рукой разбудил правый глаз – потереть правой рукой правый глаз.
Левой рукой разбудить левый глаз - потереть левой рукой левый глаз.
Потянулся правой рукой.
Потянулся левой рукой.
Почистил зубы – правой рукой чистит зубы вправо, влево, вправо.
Расчесался – левой рукой три движения с расчёской ото лба на затылок: посередине головы, справа, слева.

(Учитель всё показывает, сопровождая рассказом. Дети смотрят, запоминают. Потом показывают сами, как запомнили.)

Учитель: Когда Сова узнала, что Кристофер Робин пошёл в школу. Она сказала: “Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает, по-моему, он употребил именно это слово, но может быть, я заблуждаюсь, он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также, если я правильно усвоила слово – обал-делаю то же, что и он.

(Текст может прочитать учитель или подготовленный ученик.)

Учитель: Какое слово сова употребила ошибочно? Почему так произошло?

Дети: Сова неправильно употребила слово – обалдевает, вместо слова овладевает. Она, наверное, не запомнила это слово, когда услышала. Может быть, не знает точно его значения.

Учитель: Что поможет нам установить правильное значение слова?

Дети: Словарь.

(Дети ищут в словаре значение слова владеть.)

Учитель: Прочитайте, какого же значения слово - владеть.

Дети: Владеть – иметь в собственности. Овладевать знаниями – это значит получать их в собственность, то есть учиться.

Учитель: Прошло немного времени. Сова овладела некоторыми знаниями и над её домом появились три таблички. Прочитайте их, исправьте ошибки, которые сумеете найти. Более подробное задание вы найдете в №28 на странице 27.

(Дети выполняют самостоятельно эту работу. Проверку можно провести фронтально, а можно и индивидуально, просмотрев тетради каждого.)

5. Закрепление

Учитель: Вспомните ребята, где мы встретили наших сказочных героев?

Дети: На лугу.

Учитель: Прочитайте, что ещё мы можем встретить на лугу.

На доске: чудеса

цветы

трава

вода

семья

Подумайте, что общего между этими словами?

Дети: Все эти слова обозначают предметы, имеют безударную гласную в корне.

Учитель: Поиграем в игру “Видел-слышал”.

Вам необходимо запомнить слова, которые записаны на доске и слова, которые вы услышите.

Слова для восприятия на слух:

маг

луг

стог

пруд

род

(Чтобы дети лучше запомнили слова, важно не спешить и дать время для прочтения слова записанного, потом произнести слово воспринимаемое на слух и так далее.

Дети очень быстро увидят связь между двумя столбиками слов и легко справятся с заданием.)

Учитель: А теперь запишите слова, которые вы слышали, в столбик. На странице 28 вы найдёте строчки, где можете выполнить эту работу.

(Дети работают. Проверку произвести фронтально.)

Учитель: А теперь к этим словам подберите слова так, чтобы они произносились бы также, но писались бы по-разному и имели бы другое значение. Запишите их на строчках справа в столбик.

(Выполненная работа должна выглядеть так:

маг – мак

луг – лук

стог – сток

пруд – прут

род – рот)

По окончанию работа проверяется.

Учитель: Скажите ребята, эти слова при написании могут вызвать затруднения?

Что поможет избежать ошибки?

Дети: Да, при написании этих слов можно неправильно написать последнюю букву и тогда всё слово может быть написано ошибочно. Чтобы этого не произошло, надо знать значение слова в предложении и, исходя из него, выбрать нужную, правильную букву.

6. Подведение итогов Рефлексия

Учитель: Вот и закончилась наша встреча со сказочными героями. Давайте повторим, что же на уроке мы сегодня узнали.

  1. Какую речь называют правильной?
  2. Что произойдёт, если правила речи нарушить?
  3. А где вы учитесь правильной речи?
  4. Нужны ли вам эти уроки?
  5. Понравился ли вам наш урок?
  6. Что самое важное для себя вы вынесли с сегодняшнего урока?

Учитель отмечает активных учеников и благодарит всех за работу.