Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: частично-поисковый.
Цель: познакомить детей с необходимостью применения грамотной речи, то есть речи соответствующей нормам языка, для успешного, эффективного общения; показать, что неправильная речь, с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим.
Задачи:
- учить определять и исправлять ошибки, допущенные в письменной речи;
- развивать произвольное внимание, зрительную память;
- формировать интерес к изучению русского языка, положительную мотивацию к учению.
- показать необходимость пользование словарями для формирования правильной речи.
- упражнять детей пользоваться словарями.
Оборудование: учебник для учащихся “Детская Риторика” 3 класс, 2 часть автор Т. А. Ладыженская и др. 2011 года, рисунки сказочных персонажей, орфографические словари, толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
2. Целеполагание
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока звучит так “Пиши правильно!” Как вы думаете, о чём мы будем говорить, с каким видом речи работать, чему будем учиться?
(Дети высказывают свои предположения. Возможные варианты ответов: Мы будем работать с письменной речью. Будем учиться правильно писать.)
Учитель: Да, ребята, мы сегодня будем работать с письменной речью. На уроке мы узнаем, какую речь называют правильной; что может произойти, если не соблюдать правила речи. Будем учиться исправлять неправильную речь, а также работать над развитием зрительной памяти и внимания.
3. Актуализация знаний
Учитель: Ну, что ребята, вы готовы? Тогда, отгадайте, куда мы направляемся?
Послушайте внимательно и скажите, о чём идёт речь.
Я цвет одинаковый часто имею.
И с Г зеленею и с К зеленею.
Но с К – вам со мною рискованно быть
Могу и до слёз довести и убить.
(На доске записано слово – лу…)
Дети отвечают – луг, лук.
Учитель: Одно ли значение имеет слово лук? Объясните, что может обозначать это слово?
Дети: Слово лук имеет два значения. Первое: лук – это овощ. Второе: лук – это оружие.
(Если дети затрудняются, то можно воспользоваться толковым словарём.)
Учитель: Молодцы! А мы отправляемся на луг. Что такое луг?
Дети: Луг – это участок земной поверхности, покрытый травянистой растительностью.
Учитель: Кого мы здесь встречаем?
(Учитель открывает часть доски, на которой изображены герои повести-сказки Алана Милна “Винни-Пух и все-все-все”.
Посмотрите и запомните всех.
(Детям даётся секунд 30 для запоминания, потом эта часть доски закрывается.)
- Кто был на лугу?
- Из какого произведения эти герои?
- Какой главный герой отсутствует?
- Где же он?
Дети отвечают:
- На лугу были: Пятачок, Винни-Пух, Тигра, Ослик Иа, Сова, Кролик, Крошка Ру.
- Это герои повести-сказки Алана Милна “Винни-Пух и все-все-все”.
- Нет на лугу Кристофера Робина.
- Здесь ребята высказывают свои личные предположения.
4. Введение нового материала
Учитель: Где же на самом деле Кристофер Робин? Это вы узнаете, прочитав записку, которую он оставил своим друзьям.
Откройте учебник на странице 26, найдите текст записки в № 27. Прочитайте.
(На доске открывается текст записки –
Ушол щасвирнус
Занит щасвирнус
К.Р.
Поняли ли вы о чём она? Как вы думаете, друзья мальчика поняли, о чём он написал?
Дети: Очень трудно понять. Друзья мальчика не поняли Кристофера. Он очень много допустил орфографических ошибок. Получились слова, которых в русском языке нет.
Учитель: Давайте, исправим орфографические ошибки и запишем правильный текст записки. При затруднении пользуйтесь орфографическим словарём.
(У доски работает ученик)
Исправленный текст:
Ушёл. Занят. Сейчас вернусь.
или
Ушёл. Занят. Скоро вернусь.
Учитель: Какой вывод можно сделать из этой истории?
Дети: Неправильная речь, речь с ошибками затрудняет понимание одного человека другим.
Учитель: Какую же речь называют правильной?
Дети: Правильная речь – это речь без ошибок. Речь, которая соответствует нормам языка.
5. Повторение
Учитель: Куда же ушёл Кристофер Робин? Да всё очень просто. Он начал учиться в школе.
Физкультминутка
Внимание! Посмотри, запомни, повтори.
Утром К.Р. проснулся
Правой рукой разбудил правый глаз – потереть правой рукой правый глаз.
Левой рукой разбудить левый глаз - потереть левой рукой левый глаз.
Потянулся правой рукой.
Потянулся левой рукой.
Почистил зубы – правой рукой чистит зубы вправо, влево, вправо.
Расчесался – левой рукой три движения с расчёской ото лба на затылок: посередине головы, справа, слева.
(Учитель всё показывает, сопровождая рассказом. Дети смотрят, запоминают. Потом показывают сами, как запомнили.)
Учитель: Когда Сова узнала, что Кристофер Робин пошёл в школу. Она сказала: “Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает, по-моему, он употребил именно это слово, но может быть, я заблуждаюсь, он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также, если я правильно усвоила слово – обал-делаю то же, что и он.
(Текст может прочитать учитель или подготовленный ученик.)
Учитель: Какое слово сова употребила ошибочно? Почему так произошло?
Дети: Сова неправильно употребила слово – обалдевает, вместо слова овладевает. Она, наверное, не запомнила это слово, когда услышала. Может быть, не знает точно его значения.
Учитель: Что поможет нам установить правильное значение слова?
Дети: Словарь.
(Дети ищут в словаре значение слова владеть.)
Учитель: Прочитайте, какого же значения слово - владеть.
Дети: Владеть – иметь в собственности. Овладевать знаниями – это значит получать их в собственность, то есть учиться.
Учитель: Прошло немного времени. Сова овладела некоторыми знаниями и над её домом появились три таблички. Прочитайте их, исправьте ошибки, которые сумеете найти. Более подробное задание вы найдете в №28 на странице 27.
(Дети выполняют самостоятельно эту работу. Проверку можно провести фронтально, а можно и индивидуально, просмотрев тетради каждого.)
5. Закрепление
Учитель: Вспомните ребята, где мы встретили наших сказочных героев?
Дети: На лугу.
Учитель: Прочитайте, что ещё мы можем встретить на лугу.
На доске: чудеса
цветы
трава
вода
семья
Подумайте, что общего между этими словами?
Дети: Все эти слова обозначают предметы, имеют безударную гласную в корне.
Учитель: Поиграем в игру “Видел-слышал”.
Вам необходимо запомнить слова, которые записаны на доске и слова, которые вы услышите.
Слова для восприятия на слух:
маг
луг
стог
пруд
род
(Чтобы дети лучше запомнили слова, важно не спешить и дать время для прочтения слова записанного, потом произнести слово воспринимаемое на слух и так далее.
Дети очень быстро увидят связь между двумя столбиками слов и легко справятся с заданием.)
Учитель: А теперь запишите слова, которые вы слышали, в столбик. На странице 28 вы найдёте строчки, где можете выполнить эту работу.
(Дети работают. Проверку произвести фронтально.)
Учитель: А теперь к этим словам подберите слова так, чтобы они произносились бы также, но писались бы по-разному и имели бы другое значение. Запишите их на строчках справа в столбик.
(Выполненная работа должна выглядеть так:
маг – мак
луг – лук
стог – сток
пруд – прут
род – рот)
По окончанию работа проверяется.
Учитель: Скажите ребята, эти слова при написании могут вызвать затруднения?
Что поможет избежать ошибки?
Дети: Да, при написании этих слов можно неправильно написать последнюю букву и тогда всё слово может быть написано ошибочно. Чтобы этого не произошло, надо знать значение слова в предложении и, исходя из него, выбрать нужную, правильную букву.
6. Подведение итогов Рефлексия
Учитель: Вот и закончилась наша встреча со сказочными героями. Давайте повторим, что же на уроке мы сегодня узнали.
- Какую речь называют правильной?
- Что произойдёт, если правила речи нарушить?
- А где вы учитесь правильной речи?
- Нужны ли вам эти уроки?
- Понравился ли вам наш урок?
- Что самое важное для себя вы вынесли с сегодняшнего урока?
Учитель отмечает активных учеников и благодарит всех за работу.