Цели урока:
- закрепить у детей понятия - основа слова; развивать мышление, речь, орфографическую зоркость;
- закрепить умение разбирать слова по составу, а предложения - по членам предложения и частям речи.
Задачи урока.
Образовательная. Закрепить понятие “основа”, знания о составе основы слова; формировать интерес к процессу познания.
Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, умение разбирать слова по составу, умение редактировать текст. Развивать каллиграфический навык письма, умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы. Развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь. Развивать самоконтроль.
Воспитательная. Создание благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности; развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать усидчивость уверенность в своих возможностях, трудолюбие. Ориентировать учащихся на подготовку к сознательному выбору профессии и на необходимость быть полезным обществу.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с иллюстрациями к различным этапам урока, карта “Города мастеров”, макет “Машина времени”, плакат с деформированным текстом, карточки из набора “Словарные слова”, карточки для индивидуальной работы учащихся в виде посуды и колосьев, берестяные заготовки для каждого ученика, таблички с названиями профессий, аудиокассета с записью звукового письма хлеборобов и музыкальной записью.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Примечание |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся.
Организация рабочего места. Мы отправляемся в
поход, |
Создание благоприятной психологической обстановки. |
2. Формулирование темы урока | Наш поход в Город Мастеров.
Наверняка, каждый из вас мечтает о том, какую
профессию выберет для себя в будущем. Ведь это
основа трудовой деятельности человека. А в
городе мастеров вы сможете вообразить себя в
нескольких из многочисленных профессий земли. Девизом нашего похода будет пословица: “Уменье и труд рядом идут” А тема нашего урока: “Основа слова” - Как найти основу слова? - Каким может быть состав основы? Перечислите все варианты. |
Использование наглядного материала (карта “Города мастеров”) с демонстрацией на мультимедийном проекторе. |
3. Чистописание | Начнём мы с минутки
чистописания. А помогут нам в этом жители Города
Мастеров. Кто они, отгадайте? Моя профессия
важна. Нитки я вдеваю ловко Я, очень нужный человек - Буква, которую мы будем писать, в одном из этих слов обозначает два звука. Какая это буква? - В каких случаях буква Я обозначает два звука? - Ну что ж, за дело! Прошу садиться. - А теперь ребята, помогите фармацевту, швее и банкиру найти основу их профессий. |
Театрализация. Формирование и
развитие актёрского мастерства. Выставляются карточки с названиями профессий. |
4. Словарная работа | Наши герои ещё приготовили
словарные слова: От аптекаря – таблетка, от швеи – одежда и костюм. От банкира – касса, а от меня – профессия. - Таблетка (круглая лепёшечка из лекарственного порошка), - одежда (совокупность предметов, которыми покрывают тело), - костюм (платье, наряд женский или мужской), - касса (помещение, в котором производятся денежные операции), - профессия (основной род трудовой деятельности). - Спишите слова, разделяя их для переноса. - Поставьте ударение. - Подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне. Подчеркните удвоенные согласные. - Какое слово лишнее и почему? |
Карточки из набора “Словарные слова” демонстрируются на мультимедийном проекторе. |
5. Орфографическая минутка | Немного поработали и
проголодались. На нашем пути “Орфографическая
столовая”. Нам пора перекусить. Нас встречает
тот, кто здесь самый главный. - Кто же это? Найдите основу слова повар и её состав. (Повар) Вы не ошиблись, друзья! - Вместо вилок возьмите ручки и заполните карточки. - Теперь проверим выполненное. (На проекторе по мере ответов учащихся появляются проверяемые слова вместе с проверочными) - Какое слово лишнее на каждой карточке и почему? - С красной строки запишите слова: мясной, солонка и посолил. Разберите их по составу. |
Театрализация. Карточки для индивидуальной работы учащихся. На карточках записаны слова с пропущенной безударной гласной в корне слова. (Варенье, угостил, солонка, сластёна, столовая. Холодец, печенье, маслёнка, мясной, горчица. Молоко, чаёк, повар, жаркое, посолил) Заполненные карточки демонстрируются на мультимедийном проекторе. Учащиеся называют проверочные слова. |
6. Работа с предложением | А теперь у нас впереди очень
трудный участок пути. В Городе Мастеров есть
настоящая машина времени. С её помощью мы сможем
отправиться в прошлое. - Как вы думаете, кто её смастерил? (Инженер) Да, друзья, Тогда, инженер, попробуй вместе с ребятами выполнить моё задание. - Запишите с красной строки предложение с комментированием. Древние народы селились по берегам рек. - Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания. - А как вы думаете, почему древние селились по берегам рек? Ну, а с помощью моей машины * * * Звучит музыка, переходящая в звон колоколов. (Физкультминутка) Пряха поёт и прядёт. Рядом сидят летописец и кузнец. Я пряха. Пряду лён для вашей рубахи. Моя профессия очень старинная. Сначала я вырастила лён. Потом его вымачивала и отбивала. А теперь пряду ниточку на прялке, чтобы из неё потом соткать полотно и сшить рубаху. Я даже могу покрасить её лесными ягодами. Всё это я делаю одна. Я знаю, в ваше время мой труд делают три фабрики: прядильная, ткацкая и швейная. А я – кузнец, настоящий молодец! В старину за моё чудесное ремесло меня называли даже колдуном. Мой главный инструмент – молот. Я могу изготовить кованый сундук, ворота, двери. Могу лошадь подковать. Среди моих товарищей один левша даже блоху подковал. А у вас мой труд выполняют металлургические заводы и кузнечные цеха. А я – самый образованный человек своего времени. Я монах-летописец. Я писал историю своего народа на бересте и пергамене. На одну книгу уходило несколько лет. Я знаю, что теперь у вас есть печатные станки и печатные мастерские. И в них печатают множество книг в день. Мы – древние жители Х века приготовили для вас задание. Пословица эта пришла из древности. - Напишите её на бересте. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (Зашифрованная пословица появляется на проекторе) Спасибо, мы выполним ваше задание. - Какая это пословица? Запишите. - Я насчитала в этой пословице 5 частей речи. Каких? * * * Молодцы! А нам уже пора возвращаться. Звучит музыка. (Физкультминутка) |
Театрализация. Модель машины времени. Карточки с названиями профессий.
Исторический экскурс с использованием наглядного материала. Интеграция с уроком истории. Демонстрации на мультимедийном проекторе картин прошлого и старинных профессий. Берестяные заготовки. Музыкальная запись. |
7. Работа с текстом | У трапа машины времени нас
встречает Елена Дерновая. Здравствуйте,
дамы и господа! В открытый состоялся 3-в классе урок. На гости присутствовали нём. Старались искать основу правильно мы слова. Научились тоже гости её находить. (Прикрепляет плакат на доску и садится.) - Что заметили? - Редактируем. - Прочтите, что получилось. В последнем предложении найдите слово, которое соответствует схеме. Молодцы! Благодарю за помощь, хвалю. Сегодня в вечерней газете читайте статью, дети. |
Деформированный текст статьи и
правильный текст для демонстрации на
мультимедийном проекторе. Табличка с названием профессии. |
8. Итог урока. | Ребята, у меня для вас письмо Получено сегодня оно Внимание! Письмо включаю. * * * Здравствуйте дорогие, ребята! Пишут вам труженики полей. Нам стало известно, что тема сегодняшнего вашего урока “Основа слова”. А знаете ли вы, что основа нашей жизни – это хлеб. Румяный, пышный с золотистой корочкой хлебушек. Однако, нам также известно, что некоторые ребята не берегут хлеб, бросают его на пол. Надеемся, что это не вы. От всех хлеборобов, агрономов, трактористов, комбайнёров, мельников и пекарей пишу для вас золотые слова: “Хлеб – всему голова” Примите от нас в подарок пшеничные колосья. Каждый колосок с секретом. - Что нужно сделать? - Проверим выполненное. Поднимите слова, которые соответствуют схеме 1, 2, 3… - Какая из профессий, перечисленных в письме, является сложным словом? Как образовано слово? * * * Вот и подходит к концу наше путешествие. - Где мы сегодня побывали? - О каких профессиях вы узнали? - В каких названиях профессий мы выделяли основу? - Как правильно найти основу слова? Молодцы! Наш урок окончен. (Звучит музыка.) Все дети выходят к доске. Впереди ученица с караваем. Задания на бересте и колосьях в подарок гостям. * * * Зёрнышко мы согреем заботой * * * Солнышку тоже хватает работы, * * * Хлебные зёрнышки сказочным кладом * * * Самая лучшая в мире награда - |
Аудиокассета с записью звукового письма. Карточки-колосья с заданием. (Булочка, корочка, хлебец, зернышко, хлебный, выпечка) |