Интегрированный урок русского языка и истории "Основа слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (55 МБ)


Цели урока:

  • закрепить у детей понятия - основа слова; развивать мышление, речь, орфографическую зоркость;
  • закрепить умение разбирать слова по составу, а предложения - по членам предложения и частям речи.

Задачи урока.

Образовательная. Закрепить понятие “основа”, знания о составе основы слова; формировать интерес к процессу познания.

Развивающая. Развивать орфографическую зоркость, умение разбирать слова по составу, умение редактировать текст. Развивать каллиграфический навык письма, умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы. Развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь. Развивать самоконтроль.

Воспитательная. Создание благоприятного психологического климата для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности; развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать усидчивость уверенность в своих возможностях, трудолюбие. Ориентировать учащихся на подготовку к сознательному выбору профессии и на необходимость быть полезным обществу.

Оборудование: мультимедийный проектор, диск с иллюстрациями к различным этапам урока, карта “Города мастеров”, макет “Машина времени”, плакат с деформированным текстом, карточки из набора “Словарные слова”, карточки для индивидуальной работы учащихся в виде посуды и колосьев, берестяные заготовки для каждого ученика, таблички с названиями профессий, аудиокассета с записью звукового письма хлеборобов и музыкальной записью.

Ход урока

Этап урока Содержание Примечание
1. Организационный момент Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

Мы отправляемся в поход,
Ведь с нами скука не живёт.
И, если повезёт в пути,
Пешком не будем мы идти.

Создание благоприятной психологической обстановки.
2. Формулирование темы урока Наш поход в Город Мастеров. Наверняка, каждый из вас мечтает о том, какую профессию выберет для себя в будущем. Ведь это основа трудовой деятельности человека. А в городе мастеров вы сможете вообразить себя в нескольких из многочисленных профессий земли.

Девизом нашего похода будет пословица: “Уменье и труд рядом идут”

А тема нашего урока: “Основа слова”

- Как найти основу слова?

- Каким может быть состав основы? Перечислите все варианты.

Использование наглядного материала (карта “Города мастеров”) с демонстрацией на мультимедийном проекторе.
3. Чистописание Начнём мы с минутки чистописания. А помогут нам в этом жители Города Мастеров. Кто они, отгадайте?

Моя профессия важна.
Даёт лекарство всем она.
Микстуру, капли, аспирин,
Но всё же, лучше витамин. (Фармацевт)

Нитки я вдеваю ловко
В очень тонкие иголки.
Стать красивым есть надежда,
Я сошью для вас одежду. (Швея)

Я, очень нужный человек
В наш трудный 21 век.
Я ваши деньги сберегу.
А если надо, помогу.
Я многих вкладчиков кумир.
А называюсь я? (Банкир)

- Буква, которую мы будем писать, в одном из этих слов обозначает два звука. Какая это буква?

- В каких случаях буква Я обозначает два звука?

- Ну что ж, за дело! Прошу садиться.

- А теперь ребята, помогите фармацевту, швее и банкиру найти основу их профессий.

Театрализация. Формирование и развитие актёрского мастерства.

Выставляются карточки с названиями профессий.

4. Словарная работа Наши герои ещё приготовили словарные слова:

От аптекаря – таблетка, от швеи – одежда и костюм. От банкира – касса, а от меня – профессия.

- Таблетка (круглая лепёшечка из лекарственного порошка),

- одежда (совокупность предметов, которыми покрывают тело),

- костюм (платье, наряд женский или мужской),

- касса (помещение, в котором производятся денежные операции),

- профессия (основной род трудовой деятельности).

- Спишите слова, разделяя их для переноса.

- Поставьте ударение.

- Подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне. Подчеркните удвоенные согласные.

- Какое слово лишнее и почему?

Карточки из набора “Словарные слова” демонстрируются на мультимедийном проекторе.
5. Орфографическая минутка Немного поработали и проголодались. На нашем пути “Орфографическая столовая”. Нам пора перекусить. Нас встречает тот, кто здесь самый главный.

- Кто же это? Найдите основу слова повар и её состав. (Повар)

Вы не ошиблись, друзья!
Самый главный здесь - я.
Я смогу приготовить для вас угощенье.
Но, чтобы съесть его, нужно уменье!
Прошу к столу дорогих гостей!
Приятного аппетита! Кушайте скорей.

- Вместо вилок возьмите ручки и заполните карточки.

- Теперь проверим выполненное. (На проекторе по мере ответов учащихся появляются проверяемые слова вместе с проверочными)

- Какое слово лишнее на каждой карточке и почему?

- С красной строки запишите слова: мясной, солонка и посолил. Разберите их по составу.

Театрализация.

Карточки для индивидуальной работы учащихся. На карточках записаны слова с пропущенной безударной гласной в корне слова. (Варенье, угостил, солонка, сластёна, столовая. Холодец, печенье, маслёнка, мясной, горчица. Молоко, чаёк, повар, жаркое, посолил)

Заполненные карточки демонстрируются на мультимедийном проекторе. Учащиеся называют проверочные слова.

6. Работа с предложением А теперь у нас впереди очень трудный участок пути. В Городе Мастеров есть настоящая машина времени. С её помощью мы сможем отправиться в прошлое.

- Как вы думаете, кто её смастерил? (Инженер)

Да, друзья,
Смастерил это чудо техники Я.
Без меня не смогли б поменять на машину коня.
Не смогли бы летать,
Не смогли бы плыть,
Не смогли бы по телефону звонить,
Я – основа технического прогресса!
Об этом печатает даже пресса.

Тогда, инженер, попробуй вместе с ребятами выполнить моё задание.

- Запишите с красной строки предложение с комментированием.

Древние народы селились по берегам рек.

- Разберите предложение по членам предложения и частям речи. Выпишите словосочетания.

- А как вы думаете, почему древние селились по берегам рек?

Ну, а с помощью моей машины
Мы с вами отправимся в 10 век.
Современный там не бывал человек.
Занимайте места! Пристегните ремни!
Внимание! Выполняю техническое задание!

* * *

Звучит музыка, переходящая в звон колоколов. (Физкультминутка)

Пряха поёт и прядёт. Рядом сидят летописец и кузнец.

Я пряха. Пряду лён для вашей рубахи.

Моя профессия очень старинная. Сначала я вырастила лён. Потом его вымачивала и отбивала. А теперь пряду ниточку на прялке, чтобы из неё потом соткать полотно и сшить рубаху. Я даже могу покрасить её лесными ягодами. Всё это я делаю одна. Я знаю, в ваше время мой труд делают три фабрики: прядильная, ткацкая и швейная.

А я – кузнец, настоящий молодец!

В старину за моё чудесное ремесло меня называли даже колдуном. Мой главный инструмент – молот. Я могу изготовить кованый сундук, ворота, двери. Могу лошадь подковать. Среди моих товарищей один левша даже блоху подковал. А у вас мой труд выполняют металлургические заводы и кузнечные цеха.

А я – самый образованный человек своего времени. Я монах-летописец. Я писал историю своего народа на бересте и пергамене. На одну книгу уходило несколько лет. Я знаю, что теперь у вас есть печатные станки и печатные мастерские. И в них печатают множество книг в день.

Мы – древние жители Х века приготовили для вас задание.

Пословица эта пришла из древности.

- Напишите её на бересте.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (Зашифрованная пословица появляется на проекторе)

Спасибо, мы выполним ваше задание.

- Какая это пословица? Запишите.

- Я насчитала в этой пословице 5 частей речи. Каких?

* * *

Молодцы! А нам уже пора возвращаться.
Инженер: нагулялись по древней Руси?
Пора возвращаться в город мастеров!

Звучит музыка. (Физкультминутка)

Театрализация.

Модель машины времени. Карточки с названиями профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторический экскурс с использованием наглядного материала. Интеграция с уроком истории. Демонстрации на мультимедийном проекторе картин прошлого и старинных профессий.

Берестяные заготовки.

Музыкальная запись.

7. Работа с текстом У трапа машины времени нас встречает Елена Дерновая.

Здравствуйте, дамы и господа!
К вашим услугам всегда
Журналист и редактор газеты “Актуальные ответы”
Чем занимаюсь? Сказать непросто.
Пишу статьи и правлю вёрстку.
Оформляю журналы, исправляю ошибки.
Я вижу у вас на лице улыбки.
Да, это статья!
Хотела её исправить я!
Но решила работу для вас оставить.
Придётся вам статью исправить.

В открытый состоялся 3-в классе урок.

На гости присутствовали нём.

Старались искать основу правильно мы слова.

Научились тоже гости её находить. (Прикрепляет плакат на доску и садится.)

- Что заметили?

- Редактируем.

- Прочтите, что получилось.

В последнем предложении найдите слово, которое соответствует схеме.

Молодцы!

Благодарю за помощь, хвалю.

Сегодня в вечерней газете читайте статью, дети.

Деформированный текст статьи и правильный текст для демонстрации на мультимедийном проекторе.

Табличка с названием профессии.

8. Итог урока. Ребята, у меня для вас письмо
Получено сегодня оно
Внимание! Письмо включаю.

* * *

Здравствуйте дорогие, ребята!

Пишут вам труженики полей. Нам стало известно, что тема сегодняшнего вашего урока “Основа слова”. А знаете ли вы, что основа нашей жизни – это хлеб. Румяный, пышный с золотистой корочкой хлебушек.

Однако, нам также известно, что некоторые ребята не берегут хлеб, бросают его на пол. Надеемся, что это не вы. От всех хлеборобов, агрономов, трактористов, комбайнёров, мельников и пекарей пишу для вас золотые слова: “Хлеб – всему голова”

Примите от нас в подарок пшеничные колосья.

Каждый колосок с секретом.
Выполни заданье это.
Ты найди основу слова,
И ещё состав основы.

- Что нужно сделать?

- Проверим выполненное. Поднимите слова, которые соответствуют схеме 1, 2, 3…

- Какая из профессий, перечисленных в письме, является сложным словом? Как образовано слово?

* * *

Вот и подходит к концу наше путешествие.

- Где мы сегодня побывали?

- О каких профессиях вы узнали?

- В каких названиях профессий мы выделяли основу?

- Как правильно найти основу слова?

Молодцы! Наш урок окончен. (Звучит музыка.)

Все дети выходят к доске. Впереди ученица с караваем. Задания на бересте и колосьях в подарок гостям.

* * *

Зёрнышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.

* * *

Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.

* * *

Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.

* * *

Самая лучшая в мире награда -
Это награда за труд.

Аудиокассета с записью звукового письма. Карточки-колосья с заданием. (Булочка, корочка, хлебец, зернышко, хлебный, выпечка)