Цели урока (компетенции).
Обучающие: ознакомить учащихся с классификацией машинных швов. Научить чертить и читать схемы швов. Ознакомить с техническими условиями на выполнение швов соединительной группы. Закрепить знания по терминологии ручных, машинных и утюжильных работ.
Развивающие: развивать умения учебного труда: наблюдать, запоминать, работать по образцу и в нужном темпе. Развивать умения читать схемы. Развитие познавательной активности, самостоятельности и навыков самоконтроля.
Воспитывающие: воспитание терпения, аккуратности в работе, добросовестности взаимоуважения и культуры общения.
Задачи: выполнить образцы швов соединительной группы, делая упор на самостоятельное выполнение по инструкционным картам поэтапного выполнения каждого шва, соблюдая технические условия на их выполнение, развивая навыки самостоятельности и самоконтроля. В процессе работы учиться правильно, применять терминологию ручных, машинных и утюжильных работ.
УМК: блок-схема “Соединительная группа швов”, рисунки швов, образцы готовых швов и образцы поэтапного выполнения каждого шва, инструкционные карты поэтапного выполнения каждого шва соединительной группы. Таблицы терминологии ручных, машинных и утюжильных работ.
Оборудование: рабочее место для утюжильных работ (гладильная доска, утюг, резиновый коврик под ноги), швейные машины, инструменты и приспособления для ручных работ.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Повторение материала предыдущего урока (20 мин.)
Тема урока: Терминология ручных, машинных и утюжильных работ. Классификация швов. Технические условия на выполнение ручных машинных работ.
Проверка знаний проходит в виде игры. Класс разбивается на 2 команды. Командам раздаётся 3 вида заданий: 5 мин. на подготовку 15 на игру.
Задание №1. Придумать и показать понтамиму. Действия по выполнению операций: утюжильной машинной и ручной. По одной каждого вида. Команда соперник должна отгадать эту операцию и назвать её в соответствии с терминологией.
Задание №2. Каждая команда для другой готовит мини сценку “Нерадивая портниха”, в которой разыгрывается выполнение ручных, машинных и утюжильных работ с нарушением правил безопасности, неправильной организации рабочего места. Команда соперник должна определить эти все нарушения.
Заданиие №3. Каждая команда для другой готовит по 3 вопроса на знание технических условий на выполнение ручных и машинных операций с правом назначить кто будет отвечать в команде соперника на тот или иной вопрос турнира.
Результаты игры фиксируются в таблице – Приложение 1 и по итогам определяется победитель.
Учитель подводит итог и по результатам работы каждого участника выставляет оценки.
3. Сообщение нового материала.
- Классификация машинных швов и их назначение, технические условия на их выполнение.
Весь материал кратко и лаконично выложен в блок- схеме, где отражён самый важный теоретический материал. Назначение соединительных швов, их схемы, и как швы отличаются друг от друга, технические условия на их выполнение. Блок-схема имеется у каждого учащегося. Приложение 2.
- Схемы машинных швов, правила их зарисовки:
Объяснение сопровождается показом рисунка каждого шва и его схемы, и сравнивается с готовым образцом из ткани.
- Терминология, применяемая при выполнении машинных работ, технологическая последовательность выполнения швов.
- Учащиеся в процессе рассказа о выполнении каждого шва группы зарисовывают его схему в тетрадь.
4. Практическая работа.
Вводный инструктаж:
Объяснение порядка выполнения практической работы по выполнению машинных швов соединительной группы:
- Подготовить детали кроя для соединительной группы швов.
- Объяснение порядка работы по инструкционным картам поэтапного выполнения каждого вида шва соединительной группы.
- Инструкционная карта поэтапного выполнения стачных швов. Приложение 2
- Инструкционная карта поэтапного выполнения накладных швов. Приложение 3
- Инструкционная карта поэтапного выполнения настрочных швов. Приложение 4
- Инструкционная карта поэтапного выполнения растрочных швов. Приложение 5
- Инструкционная карта поэтапного выполнения бельевых швов. Приложение 6
- Правила безопасности при работе и правильной организации своего рабочего места.
Практическая работа учащихся
Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест и индивидуальная консультация по выполнения швов, работа с более слабыми учащимися.
На доске вывешена таблица самоконтроля:
№ | На что следует обращать внимание при выполнении швов! |
1 | Правильный расчёт ширины припуска на швы. |
2 | Выполнение закрепок в начале и конце строчек. |
3 | Отделочные строчки должны быть ровными. |
4 | Швы выполнены аккуратно, все нитки обрезаны, швы отутюжены. |
5 | Ручные стежки временного назначения должны быть удалены. |
6 | Рассчитывать правильно время на выполнение каждого шва. |
7 | Соблюдать безопасные приёмы работы и порядок на рабочем месте. |
Заключительный инструктаж.
Проверка выполнения работы (отметить самые лучшие работы, выполненные самостоятельно по инструкционным картам, заострить внимание на типичных ошибках, дать возможность самим учащимся ещё раз проверить и оценить свои работы или провести взаимоконтроль).
5. Уборка рабочих мест учащимися.
6. Домашнее задание: подготовить ткань для изготовления швов краевой группы. Принести рабочую коробку с инструментами и приспособлениями.
7. Уборка кабинета.