Профессиональная компетентность учителя – основной ресурс качества образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию.

Ведя речь о переходе в образовании от системы функционирования к системе развития следует учесть, что привычные формулы не отметаются новыми идеями и концепциями, а, опираясь на них как на освоенный этап, продолжают развиваться. Участвуя в создании новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, где ключевой характеристикой является формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению всех участников образовательного процесса, мы должны помнить о изменении самой цели обучения. Как никогда актуальны слова известного дидакта, методолога, педагога - Даниила Борисовича Эльконина: "Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя".

Результаты анкетирования учителей показывают, что доминирует знаньевая парадигма, что далеко не все используют индивидуальный подход в обучении, что педагоги испытывают недостаточный уровень коммуникативной компетентности. Профессиональное развитие может и должно осуществляться самими учителями, с их участием, следуя при этом основной цели образования - помогать ученикам учиться. Объективно, если учитель не в состоянии четко определить, в какой степени та или иная программа поможет ему достичь цели, то маловероятно, что она даст ожидаемые результаты в практической деятельности. Проведя ряд исследований (наблюдений, анкетирования) с целью определения, что способствует повышению эффективности педагогической деятельности, можно выделить ряд признаков эффективного профессионального развития. Три из них связаны с его содержанием и методами. Первый - это знание содержания своего предмета, постоянное совершенствование в области профессиональных компетентностей. Создание, апробирование и применение собственных (авторских) программ по преподаваемым дисциплинам, элективным курсам, дополнительным образовательным услугам. Другой особенностью эффективного профессионального развития, а следовательно, роста ключевых компетентностей, является предоставление учителям возможности учиться активно: давать открытые уроки и затем обсуждать их с другими учителями, посещать и обсуждать занятия своих коллег, практиковать обучение с демонстрацией собственного педагогического опыта, создавать смоделированные ситуации и принимать участие в круглых столах и серьезных профессиональных дискуссиях. Другой стороной процесса активного обучения является наблюдение за работой учеников с целью оценки эффективности процесса обучения. Внимательное изучение деятельности учащихся посредством педагогического мониторинга, помогает учителям проводить своевременную рефлексию и совершенствовать собственное преподавание.

Третьей важной характеристикой профессионального совершенствования является его системность и последовательность. Профессиональное развитие вряд ли будет эффективным в отношении повышения качества преподавания, если оно не согласовано с целями самого учителя, не затрагивает темы самообразования и не направлено на выполнение общей для всей школы методической задачи.

Следующий ряд характеристик эффективного профессионального развития связаны с вопросами разработки и реализации специальной программы профессионального развития. Важнейшей из характеристик является непрерывность. Казалось бы известная истина - интенсивная и непрерывная деятельность оказывается более эффективной, нежели кратковременная и менее интенсивная.

Как построить методическую работу в школе, чтобы профессиональное развитие учителей стало частью их повседневной жизни? Думается, при сегодняшнем потоке информации, требуемой интеллектуальной переработки, план методической деятельности в школе должен быть мобильным: выделяя ключевые проблемы педагогического развития на год, следует быть готовым к изучению поступающей свежей информации. Включенность педагогов в процесс изучения новых идей, педагогического опыта, внедрение инновационных проектов возможны в условиях применения новых форм взаимодействия: мобильных проблемных групп, тренингов, научно-исследовательских проектов, круглых столов. В связи с этим, следующей среди важных структурных характеристик профессионального развития является его коллективность. Это означает, что учителя, работающие в одном методическом объединении, преподающие один предмет или занимающиеся с учениками одного класса, принимают совместное участие в мероприятиях по повышению квалификации, что позволяет сделать этот процесс осмысленным, связным и, следовательно, результативным.

Как перенести полученные знания в класс? Современная педагогика выделяет ряд условий, способствующих перенесению в учебный процесс знаний, полученных учителями во время их участия в программах повышения квалификации:

Привязка содержания программ повышения квалификации учителей к успеваемости учеников. Учителя должны понимать, каким образом усвоение ими содержания программы профессионального развития поможет повысить успеваемость их учеников по предмету, способствовать развитию ключевых учебных компетенций.

Самостоятельность в принятии решений. То есть, возможность для каждого педагога самостоятельно определять, на каком материале, в какой части программы, в каком образовательном модуле возможно применение полученных знаний и их апробация.

Уровень культурного взаимодействия педагогов. Наличие в образовательном учреждении среды, способствующей развитию инициативности педагогов, возможности экспериментировать с новыми подходами в рамках реализации образовательных стандартов, предупреждая возможные риски.

Эффективная организация повышения квалификации. Очевидно, независимо от уровня культурного взаимодействия и типа образовательного учреждения, профессиональное обучение преподавательского состава не будет иметь значительного влияния на учебный процесс, если оно плохо организовано. Большую роль играют презентации, профессионализм лектора - методиста, заместителя директора по научно-методической работе.

Проведение конкурсных мероприятий среди педагогов.

Важнейшим элементом стимулирования учебно-методической работы педагогического коллектива, активизации исследовательской деятельности, повышения уровня профессионального мастерства в условиях перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) является Креатив-фестиваль методических разработок. Фестиваль направлен на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников через активизацию научно-методической работы гимназии. Данное мероприятие позволяет изучить индивидуальный творческий почерк учителя, провести диссеминацию педагогического опыта с целью дальнейшего развития образовательного учреждения. Педагогам порой непросто находить время для участия в развитии профессиональной среды, но это делать необходимо, если мы стремимся к созданию Новой школы.