Игра – это жизненная лаборатория
детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна
для человечества. В игре, этой специальной обработке
жизненного материала, есть самое здоровое ядро
разумной школы жизни.
С.Т. Шацкий
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность закрепить и повторить изученный материал разнообразными способами.
В данной статье речь пойдет о том, как эффективно можно использовать дидактическую игру «Домино» в процессе формирования умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе.
Разработанная игра «Домино» [1], с одной стороны, способствует формированию учебных навыков и умений младших школьников в области употребления многозначной лексики русского языка, повышению уровня речевой культуры учащихся. С другой стороны, она способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатываются сознательное отношение к явлению полисемии, привычка мыслить самостоятельно, сосредоточиться, проявлять инициативу.
Игра «Домино», в основе которой заложен элемент соревнования, предназначена для групповой и коллективной работы; позволяет дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей младших школьников. Целесообразно использовать игру на уроках русского языка, когда интерес к работе в результате утомления падает, и во внеурочное время на этапе закрепления или повторения изученных многозначных слов и их лексико-семантических вариантов (ЛСВ).
Во время групповой работы игра проводится за
партами, а во время коллективной – на магнитной
доске. Учащимся раздаются фишки (28 шт.) и
комплекты карточек из тонкого картона с одним
цветовым фоном на одной стороне и другим
цветовым фоном – на другой; каждая карточка
разделена с обеих сторон на две части. На каждой
части карточки представлен необходимый для
усвоения дидактический материал: многозначные
слова (преимущественно имена существительные с
конкретно предметным значением), имеющие 2-3 ЛСВ,
и/или картинки, раскрывающие значения слов.
Подборка дидактического материала
осуществляется с учетом индивидуальных
особенностей детей, тем самым создаются
благоприятные условия для обучения и развития
младших школьников. Максимально можно
предложить детям десять вариантов игрового
материала: пять вариантов игрового материала на
одном цветовом фоне с одной стороны и пять
вариантов игрового материала на другом цветовом
поле – с обратной. Смена языкового
дидактического материала поддерживает интерес,
сменяет однообразную познавательную
деятельность. Полученными карточками учащиеся
заполняют корпуса игровых фишек, оснащенных
плоским магнитом.
Варианты и правила игры изменяются в зависимости
от поставленной цели и этапа обучения
(пропедевтического, репродуктивного,
продуктивного) [2]. Наиболее целесообразны для
работы над полисемами и интересны для младших
школьников следующие варианты игры.
Вариант 1. Количество фишек – 28. Дидактический материал (для одного комплекта игрового материала) – три многозначных слова, имеющих по два ЛСВ, каждый из которых представлен на карточках в виде картинок. Например: звезда – ‘небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка’, ‘фигура, предмет, с треугольными выступами по окружности’; мышка – ‘небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом’, ‘устройство управления компьютером’; молния – ‘гигантская искра электрического разряда между тучами и землей’, ‘вид застежки на одежде, обуви, на сумках и пр.’. В качестве дидактического материала можно использовать и два многозначных слова, имеющих по три ЛСВ. Правила игры общепринятые. На пропедевтическом этапе обучения достаточно предложить детям подобрать и приложить соответствующие друг другу картинки, отражающие значения многозначных слов. На репродуктивном и продуктивном этапах обучения целесообразно предлагать учащимся называть значения слов и составлять контексты (словосочетания или предложения).
Вариант 2. Количество фишек – 28. Дидактический материал (для одного комплекта игрового материала) – определенноеколичество многозначных слов. Количество ЛСВ в сумме должно составить 14; каждое значение полисемы проиллюстрировано. Карточки состоят из двух частей: на одной части карточки изображен предмет, на другой – образец употребления значения многозначного слова (словосочетание). Необходимо к контексту подобрать и приложить соответствующий предмет или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон. Данный вид игры целесообразно использовать на репродуктивном этапе обучения.
Вариант 3. Количество фишек – 28. Дидактический материал (для одного комплекта игрового материала) – определенное количество многозначных слов. Количество ЛСВ в сумме – 14; каждое значение полисемы изображено на картинках. Каждая карточка состоит из двух частей: на одной части карточки изображен предмет, на другой – краткое определение значения слова. Необходимо к значению слова подобрать и приложить предмет, соответствующий данному значению или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон. Рассмотренный вид игры уместен на репродуктивном этапе обучения. На продуктивном этапе целесообразно предлагать детям составлять контексты – предложения.
Вариант 4. Количество фишек – 28. Дидактический материал (для одного комплекта игрового материала) – определенное количество многозначных слов разных частей речи. Количество ЛСВ в сумме – 14. Каждая карточка состоит из двух частей: на одной части карточки написано многозначное слово, на другой – краткое определение значения другого многозначного слова. Необходимо к данному значению слова подобрать и приложить наименование соответствующего многозначного слова или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон. Рассмотренный вид игры уместен на репродуктивном этапе обучения. На продуктивном этапе целесообразно предлагать детям составлять контексты с данными словами и их ЛСВ
.
Вариант 5. Количество фишек – 28. Дидактический материал (для одного комплекта игрового материала) – определенное количество многозначных слов разных частей речи. Количество ЛСВ в сумме – 14. Каждая карточка состоит из двух частей: на одной части карточки изображено или написано многозначное слово, на другой – написан синоним и/или антоним, раскрывающий значение другого многозначного слова. Необходимо к данному синониму или антониму подобрать и приложить изображение или наименование соответствующего многозначного слова или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон. Рассмотренный вид игры целесообразно использовать на репродуктивном этапе обучения.
Таким образом, использование описанной дидактической игры «Домино» на уроках русского языка и во внеурочное время способствует выработке умений и навыков младших школьников воспринимать и использовать в речи явление полисемии на всех этапах обучения (пропедевтическом, репродуктивном и продуктивном), повышению уровня речевой культуры учащихся. Игра также способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности детей, созданию положительного эмоционального настроя в процессе освоения многозначной лексики русского языка, а также вызывает интерес, положительное отношение к выполняемой работе и дает возможность закрепить и повторить изученный материал разнообразными способами. В процессе игры у детей вырабатывается сознательное отношение к явлению полисемии, стремление грамотно употреблять многозначные слова в речи, привычка мыслить самостоятельно. Преимуществом разработанной дидактической игры «Домино» является то, что в ходе одного варианта игры можно освоить большое количество полисем и их лексико-семантических вариантов, научиться правильно употреблять многозначные слова в речи. Игру целесообразно использовать и в процессе работы по различению явлений полисемии и омонимии.
Список литературы:
- Патент на изобретение RU 2161521: Домино\ Майорова Т.С. и др. 10.01.2001 г.
- Майорова Т.С. О системе работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе // Аспирантский вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина. Рязань, 2005. № 5. С. 77-81.