Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Тип урока – открытие нового знания. Данная структура урока является наиболее рациональной для решения поставленных задач. Все этапы урока логично связаны между собой.
Цели урока:
- сформировать знания о материке Африка;
- познакомить учащихся с растительным и животным миром Африки, историей ее открытия;
- развивать умения читать карту;
- воспитывать познавательный интерес.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Блиц опрос
- Назовите океан, названный в честь мифического героя; (Атлантический)
- Линии, указывающие направление север– юг; (Меридианы)
- Название космического корабля, на котором Ю.Гагарин облетел Землю. (Восток)
- Модель земного шара. (Глобус)
- Линии, указывающие направление запад– восток; (Параллели)
- Самая длинная параллель; (Экватор)
- Самый большой океан; (Тихий)
- Самый большой густонаселенный материк; (Евразия)
- При каком императоре Санкт– Петербург стал столицей Российской империи? (Петр I)
- В каком году произошла Куликовская битва, и кто руководил этой битвой? (1380г. Дмитрий Донской)
- Центр Солнечной системы. (Солнце)
2. Найдите лишний географический объект.
а) Обь, Волга, Нил, Енисей;
б) Байкал, Каспийское, Ладожское, Мичиган;
в) китайцы, американцы, японцы, французы;
г) Африка, Австралия, Антарктида, Англия.
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы начнем удивительное путешествие по материкам и океанам нашей планеты. Первый материк, с которым мы познакомимся – Африка.
Цель урока:
– познакомиться с Африкой, с растительным и животным миром материка, историей его открытия.
Представляем, что у нас есть корабль и замечательный капитан этого корабля. На нем мы можем попасть куда захотим, в любую точку планеты. Перед тем как начать путешествие, приобретем необходимое “снаряжение” – карта Африки, атласы у вас на столах, а главное терпение. Путь может быть нелегким. Итак! В добрый путь!
IV. Работа по теме урока.
1. Как же был открыт этот материк!.. (Сообщение заранее подготовленного ученика)
Я расскажу о Васко да Гаме – португальском путешественнике, который открыл морской путь из Европы в Индию вокруг Африки. Это было в 1947 году. Васко да Гама вместе со своей командой из морского порта Лиссабон отправился в морское путешествие. Они плыли по Атлантическому океану, потом обогнули южную часть Африки – Мыс Игольный, добрались до острова Мадагаскар, а оттуда напрямик в Индию.
Путешествие длилось два года (1497–1499 гг.). Не думайте, что путешествие было легким. Чем дальше от Лиссабона мы продвигались, тем жарче становилось. Было трудно дышать, ощущалась нехватка воды, а потом закончилось продовольствие. Нам пришлось высадиться на незнакомый континент. Посеять зерно и ждать урожая. Через три месяца урожай был собран. Мы отправились дальше в путь. Плыли в ту пору медленно. Где под парусом, а где на веслах. Скрип, да скрип, взмах за взмахом приближались к заветной цели. Таким образом, за два года путешествий мы останавливались в Африке 7 раз. Из Индии, вернувшись обратно в Лиссабон, мы привезли пряности и драгоценные металлы.
Учитель:
Большой вклад в изучении материка принадлежит Джозефу Стенли и Дэвиду Ливингстону. В своем путевом дневнике Ливингстон писал: “Я сделаю эту прекрасную страну более известной людям. Не хватает слов, чтобы описать ее богатства. Растительность всевозможных форм и красок. Здесь и баобабы, и грациозные финиковые пальмы. Деревья усыпаны цветами. У каждого дерева свой особенный вид”. Обо всем, что видел Ливингстон, он рассказал в своих замечательных книгах, ничего не приукрашая и не преувеличивая. О нем говорили: “Добрый белый, которого любили черные жители Африки, человек, совершивший подвиг, но не считавший себя героем”.
2. Рассмотрим положение Африки на физической карте.
Какие океаны омывают этот материк? (С запада – Атлантический океан, с востока – Индийский океан, с юга – Средиземное море, с юго– востока – Красное море).
Какими морями Африка отделена от Евразии? (Средиземным и Красным).
В какой океан впадает Средиземное море? (В Атлантический).
Работа с ТПО (с. 45).
3. Путешествие по островам Африки. (Сан–Томе, Занзибар, Мадагаскар). Предположим, что наш корабль плывет по Атлантическому океану с востока от Африки. Мы попадаем на остров Сан–Томе. Его называют “шоколадным” островом, потому что здесь с давних пор выращивают деревья какао. С тех пор остров стал крупным поставщиком на мировой рынок какао – бобов. Обогнув мыс Игольный, наш корабль покидает воды Атлантического океана. Навстречу катят волны Индийского океана. Попадаем на остров Мадагаскар. Здесь много лемуров – любопытных ночных зверьков, напоминающих одновременно и обезьяну и кошку. На самом же деле это полуобезьяны. Мадагаскар иногда называют Лемурией. Лемуры живут стаями на деревьях, питаются насекомыми и плодами. Местное население считает лемуров священными животными. Существует легенда, что когда-то очень давно лемуры были людьми, а потом, живя в лесу, обросли шерстью и превратились в животных. Когда какой– нибудь неосторожный лемур попадает в ловушку, местный житель обязательно освободит его и выпустит, а если лемур ранен, то вылечит. Увидев лемура в лесу, крестьянин или охотник церемонно с ним раскланяется и поприветствует, словно близкого родственника. На Мадагаскаре живет самая большая бабочка в мире Голиафу. Мадагаскар – родина более 30 видов хамелеонов. У них много врагов, потому что мясо хамелеона очень вкусное. Хамелеоны малоподвижны, способны менять окраску своего тела. В случае необходимости выпускают свой длинный липкий язык, чтобы полакомиться. Далее плывем к Занзибару. Круглый год здесь лето. Именно отсюда начинались многие экспедиции великих путешественников вглубь Африки. Этот остров называют островом пряностей.
Физкультминутка.
IV. Работа с учебником.
– Какие географические объекты перечислены в этой статье? (Нил, Сахара). – А что такое Сахара? (Самая большая пустыня мира).
– А какие еще пустыни располагаются на территории Африки? (Намиб, Калахари, Ливийская).
Сахара. Это самая большая пустыня мира. Кажется, что в Египте ей нет конца и края. Сколько земли пропадает! Когда идешь через пустыню, то уже после первого часа пути начинаешь думать, что земля эта мертва и никакая сила не пробудит ее к жизни. Одни песчаные волны. Тысячелетиями кочуют волны по великому океану пустыни. Безмолвная пустыня живет своей жизнью, своими тайнами и загадками. Кругом бесконечные дюны да огненное солнце. Раньше пустыня Сахара была полна жизни. Но это было давно. Теперь же в ней жизнь только островками. Ученые думают, что когда– то тысячи лет назад люди слишком расточительно тратили богатства Сахары: нещадно вырубали леса, бездумно распахивали землю. А в конце– то концов из маленькой “песочницы” образовалась величайшая пустыня в мире. То же самое происходит и с другими пустынями.
V. Сообщения учащихся о растениях Африки.
Фгниковая пальма.
Я – финиковая пальма – королева пустыни. Я держу голову в огне, а ноги в воде. Я – мощное и стройное дерево высотой 20– 30 метров. Жар сахарского солнца и прохладная влажная почва – вот два обязательных условия, при которых я расту, а потом щедро одариваю людей своими плодами. Из моей древесины делают двери, столбы, листьями покрывают хижины, из волокон плетут корзины. Но главное мое богатство – финики. Их едят сырыми, жареными, вялеными. Размолотые финиковые косточки идут на корм скоту.
Осьминог пустыни – Вельвичия.
Я – Вельвичия. Расту только в пустыни Намиб. Не всякий меня назовет деревом, так как мой ствол достигает в высоту всего 30 сантиметров. После того как вырос мой стволик, у меня появляются два листика. Они сохраняются в течение всей жизни. Листья растут, становятся широкими, толстыми, кожистыми и ребристыми. Длина листьев достигает и более метров. Со временем ветер распарывает их вдоль. Рваные листья грудой лежат на песке. Именно из– за этих лент, похожих на высохшие щупальца, я получила прозвище “осьминога пустыни”.
Страж Африки – баобаб.
Я – баобаб – страж Африки. Считается, что я могу жить до 5 тысяч лет. Диаметр моего ствола превышает 10 метров. Только 15– 20 человек, взявшись за руки, могут обхватить меня. У моих старых родственников в стволах часто образуются дупла. Размеры дупла иногда столь значительны, что в нем устраивают гаражи для легковых машин, ларьки, овощехранилища. Из мякоти моих плодов делают лекарства. В свежем виде мои листья идут в пищу, а высушенные и истолченные – как приправа к блюдам. Древесина идет на изготовление досок, на выделку посуды.
VI. Работа с учебником, (с. 135).
– О каких еще животных и растениях Африки вы узнали после прочтения этой статьи? перечислите их.
– Как вы думаете, почему африканцы дали название дереву зонтичная акация? (Крона похожа на зонт, защищает от редких дождей и от палящих солнечных лучей).
VП. Сообщения учащихся о животных Африки.
Африканский крокодил.
Я – африканский крокодил. Я только днем лежу на берегу, греюсь на солнце, а как только стемнеет, я прячусь в воду и всю ночь провожу в воде, высунув голову. У меня очень сильные челюсти, усеянные несколькими рядами острых зубов. Вместо сточившихся зубов у меня вырастают новые. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только верхняя. У меня острые слух и зрение, заметив добычу – нападаю на нее, топлю, прячу на дно. Съедаю свою добычу, когда она, полежав в “кладовой”, начинает разлагаться. Когда становится жарко, я широко разеваю пасть и так подолгу лежу. Это для того, чтобы регулировать температуру свого тела.
Носорог.
Я – носорог. У меня очень хороший слух и обоняние, а вот зрение плохое. Я очень близорук. Видимо, из– за этого я бываю порой очень агрессивен. Хочу пожаловаться вам люди, что нас стало очень мало. Люди истребляют нас. Виной этому стало наше грозное оружие – рог. Некоторые люди считают, что из нашего рога можно сделать сильнодействующее лекарство от ряда болезней. Но это заблуждение. Наукой доказано, что наш рог не обладает никакими целебными свойствами. Но людей так трудно в этом убедить. Несмотря на запреты, охота на нас продолжается. Люди, будьте милосердными. Берегите нас! Защищайте нас! Мы – украшение Земли!
Бегемот.
Я – бегемот или гиппопотам. В переводе с греческого языка мое название означает “болотная лошадь”. Действительно, я весь день провожу в воде. В некоторых озерах нас так много, что кажется, будто в большой кастрюльке варятся сардельки. Вечером я со своими друзьями выхожу на берег и всю ночь пасусь на сочных лугах, как коровка. А с рассветом трусцой бегу к реке или озеру и ложусь в воду. Моя нежная кожа не выносит палящих солнечных лучей. У меня есть друзья – птицы вал оклюй, которые садятся на мою кожу и убивают паразитов.
Зебра.
Я веселая полосатая лошадка. Меня увидишь за километр. Врагов у меня много. Охотятся на меня львы, гепарды, гиены, гиеновые собаки, а на водопое меня подстерегает крокодил. Жизнь нелегкая. Мы пасемся большими табунами на открытых местах, и среди травяной саванны не прячемся. Наша главная защита от хищников – дружная оборона. Мы каждый год кочуем на сотни километров в поисках сочных зеленых пастбищ.
– Зачем зебрам такая яркая окраска? Ученые поставили опыт: нарисовали на одинаковых досках шкуры разных животных – жирафа, слона, льва, гепарда и зебры. И поставили эти щиты на солнце, где много мух це– це – таких насекомых, которые очень больно жалят. И что же оказалось? на все щиты садилось примерно одинаковое количество мух це– це, анна щит с черно– белым полосатым рисунком мухи це– це садиться не хотели. Это значит, что зебры путем случайного отбора нашли секрет защиты от назойливых кровососов. Слон.
Я – африканский слон. Самое крупное наземное животное нашей планеты. Мой хобот – это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. Я могу быть быстрым, ловким, я хорошо бегаю. Ноги у меня устроены замечательно. На подошве под кожей имеется студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными. Люди, мы тоже хотим к вам обратиться. Нас стало очень мало. Вы убиваете нас из– за бивней, из– за спроса на слоновую кость. Охота на нас ограничена, а в некоторых странах полностью запрещена. Но браконьеры по– прежнему отстреливают нас по 10–20 тысяч в год. Нам страшно жить. Помогите нам.
VII. Закрепление изученного.
VIII. Итог урока.
– С каким материком мы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы можете рассказать об Африке?
Д.з. Подготовить сообщения о народах, населяющих Африку?