Цели урока:
- Научить писать сказку, используя все ее признаки.
- Расширять словарный запас школьников.
- Формировать нравственные качества, развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи. Воспитывать вежливость, уважение к людям.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Встаньте, дети, обернитесь к зрителям, там сидят очень добрые люди. Они пришли к нам с добром. Поприветствуем их.
– С каким настроением вы пришли на урок? (Предположительный ответ учеников - с хорошим)
– Каким вы хотите, чтобы у нас получился урок? (Интересным, радостным, с трудностями)
– Послушаем стихотворение, которое прочитают ребята.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
– О каком качестве говорилось в стихотворении? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
II. Актуализация знаний.
– Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
– Добро …Доброта… Что же это такое? Прочитаем, как думают ваши одноклассники. (На слайде 1 – карточки с высказываниями детей.)
- Доброта – это…
- Доброта – это…
- Доброта – это…
– А кто еще как думает?
– А давайте прочитаем высказывание нашего современника драматурга В. Розова.
«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Слайд 2)
– Это человеческое качество ценилось во все времена. Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о добре. Прочитайте их. Как вы их понимаете?
– Я тоже подобрала пословицы. Прочитайте их и попробуйте найти к ним соответствующие картинки. Объясните свой выбор. (Слайд 3 с пословицами – появляются по одной)
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Худо тому, кто добра не делает.
- Доброе дело дороже богатства.
- Красоту уносят годы, доброту не унесут.
– Найдите в пословицах однокоренные слова. Запишите их в тетрадь.
Добро, доброта, добрый.
– Подберите еще по три однокоренных слова. (Дети подбирают и записывают)
Добренький, добреть, добрее, добродушный, добросердечный, доброволец, добросовестный, добропорядочный, доброжелательный, добрососедский, добряк, добродетель.
– Кто может объяснить значение последнего слова? Давайте уточним значение слова в словаре. (Добродетель – положительное нравственное качество человека.)
– Обозначьте части речи. Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
– А как вы думаете, в словосочетании « добром прошу» какой частью речи будет являться слово « добром»? (Наречием.) А еще это слово может быть частицей. Например: Добро! Сделаю все, что ты просишь. (Слайд 4)
– Посмотрим на экран. (Слайд 5 с цветком «Добра», где в лепестках записаны однокоренные слова. Музыкальное сопровождение.)
– Чем похожи все эти слова? (Сложные.)
– Докажите (Два корня) Назови орфограмму. (Соединительная гласная «о».)
– Ребята, это цветок «добра». Подходит ли музыка для такого цветка, которую подобрали ребята? Послушаем другой фрагмент. А под эту музыку, какой цветок может появиться? (Цветок «Зла».) – Слайд 6. (Распределение частей.)
– Хотите заполнить этот цветок? Добро-зло, что это за слова? (Антонимы.) Где всегда «добро» противостоит «злу»? (В сказках.)
– Что такое сказка? (Выдуманная история, вымышленный рассказ, жанр русского фольклора.)
– Назовите признаки сказки. (В сказке есть троекратный повтор, волшебство, волшебные предметы, зачин, концовка со счастливым концом.)
III. Объявление темы урока.
– Как вы думаете, а зачем мы это вспомнили? Чем, по-вашему, мы будем сегодня заниматься на уроке? (Сочинять сказку.) О чем будет сказка? (О добре.)
IV. Физ. минутка.
– Послушаем музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Представьте себя на сказочной поляне, покажите без слов свое доброе отношение друг к другу, уважение, любовь.
(Слайд 7 – поляна цветов.)
V. Подготовительная работа.
– Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг…
– Узнали? Откуда эти строчки? (Сказка В. Катаева «Цветик – семицветик».)
(Слайд 8 – цветик-семицветик.)
– Кто главная героиня сказки? Кому и как помогла девочка? Подумайте, куда бы вы потратили последний лепесток? Напишите свое доброе, волшебное желание для друзей и близких людей. (Ребята пишут на лепестке желание.)
– Прочитайте.
– Это ваш пропуск в сказку, которая будет называться «Три желания».
(Слайд 9) – тема урока
– Сегодня мы будем писать сказку по мотивам сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
– В русских сказках любимые числа 9, 7, 3. Какой у вас будет цветок? (Трехцветик.)
– Кто будет героем сказки?
– Как будут звать вашу героиню?
– Давайте подумаем, как можно начать сказку? (В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были… Жила-была…)
– Что можно написать в заключении? В последней части должна заключаться мудрая мысль. Для этого можно подобрать пословицу.
– Ребята, а какое желание будет очень важным? (3-е) Оно будет характеризовать героиню.
– Сегодня вы будите работать в группах. Каждая группа обсуждает и записывает только одну часть. А когда вы напишите части и соберете их вместе, как собирают мозаику, у нас получится сказка. Сказка- мозаика.
VI. Составление плана.
– Что нам поможет написать сказку? (План.)
– Составим план. Как озаглавим первую часть? (Зачин)
– Вторая часть…(Основная) Сколько частей должно быть во второй части? (3) - Почему? (Три лепестка - три желания. Это будут три отдельные истории)
– Как озаглавим третью часть? (Концовка)
Слайд 10 – план
(Распределение частей.)
– Помните. Только надо знать одно: добро побеждает зло. Приступайте к работе.
VII. Запись сказки.
(Работа в группах)
VIII. Чтение сказки. Редактирование.
- – Мне очень интересно, что у вас получилось? Выберете представителя от каждой группы. Прочитайте свои части.
- – Что понравилось в сказке? Чтобы вам хотелось изменить?
IX. Домашнее задание.
– Дома вы запишите всю сказку, можете изменить какую либо часть на свое усмотрение. А кто-то, может захочет сделать коллаж на тему добра и зла.
X. Итог урока.
1. – Вам понравился урок? Что интересного было в уроке? Ребята, можно заставить человека быть добрым? Посмотрите на экран. (На слайде 11 два цветка – «добра» и «зла».)
– Какой знак можно поставить между цветами? (.>) А вы ничего не хотите сделать … (Убрать цветок «зла».) Так будет правильно. (Слайд 12 без цветка «зла».)
2. – Сколько звезд на небе, столько добрых дел на земле. Вспомните свои добрые за последний день, неделю. Запишите их на своем цветке.
– Теперь прикрепим цветы на доску. У нас получится поляна добрых дел.
(Слайд 13 – Спасибо.)