Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщение и систематизация знаний
- Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе
Развивающие:
- Совершенствование способностей учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие коммуникативных способностей, развитие познавательного интереса
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к профессии, любви к труду
Методическое обеспечение урока:
- Рабочие листы.
- Компьютерная презентация Power Point.
- Ролик «Первый электровоз».
- Приборы для демонстраций.
- Видеокассета с роликом «Вращение рамки с током в магнитном поле».
Время | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
2 | Организационный момент | Приветствует участников, проговаривает цели и задачи | Готовятся к уроку |
5 | Актуализация знаний | Говорит вступительное слово, представляет участников | Слушают |
20 | Основной этап | Следит за ходом конференции, обеспечивает техническую помощь | Задают вопросы, слушают, смотрят демонстрации и презентацию (Приложение 1, Приложение 2) |
10 | Закрепление | Раздает рабочие листы (Приложение 3) | Отвечают на вопросы |
3 | Подведение итогов | Благодарит всех участников | Благодарят экспертов и учителя |
Ход урока
Слово учителя: Одним из важнейших показателей производственных сил страны является развитие ее транспорта. В этом отношении роль железнодорожного транспорта переоценить достаточно сложно. Ежедневно с помощью железной дороги перемещаются грузы, пассажиры в различные уголки нашей страны. И эту работу невозможно осуществить без квалифицированных специалистов, которые конструируют, вводят в эксплуатацию и обслуживают железную дорогу. Сегодня эксперты у нас в гостях и готовы ответить на любые наши вопросы.
Представление экспертов.
Учитель: Итак, ваши вопросы!
Ученик 1: Какие типы локомотивов эксплуатируются сейчас на железной дороге?
Железнодорожник 1: Существует 3 основных типа: электровоз, электропоезд и тепловоз.
(слайд 1)
Ученик 1: В чем их принципиальные отличия?
Железнодорожник 1: Разница очевидна: электровозы и электропоезда приводятся в движение электродвигателем, тепловоз — ДВС (дизель). Именно эксплуатация электровозов и требует электрификации железной дороги.
Ученик 2: Хотелось бы подробнее узнать об электровозе. Какие типы электровозов существуют? В чем их отличия?
Железнодорожник 2: Есть разные типы электровозов. Например, чехословатские электровозы ЧС2Т, ЧС200, ЧС7. Электропоезда ЭР2, ЭР2Т. Электровозы ЭДМ4, ВЛ10,ВЛ15. Все они отличаются своими конструктивными особенностями, электрическим оборудованием, схемами.
(слайд 2)
Ученик 3: Вы сказали, что электровоз приводится в движение электродвигателем. Что это за устройство?
Инженер 1: Электродвигатель — это устройство, которое преобразует электрическую энергию в механическую. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что различают двигатели постоянного и переменного тока, синхронные и асинхронные, двигатели трехфазного тока.
(Слайды 3-4)
Ученик 3: А каким током питаются электродвигатели на электропоездах?
Железнодорожник 2: Обычно используют постоянный или однофазный переменный ток. Использование трёхфазного тока требует подвески как минимум двух контактных проводов, поэтому эта система не прижилась. При использовании постоянного тока напряжение в сети делают довольно низким, чтобы включать электродвигатели напрямую. При использовании переменного тока выбирают гораздо более высокое напряжение, поскольку на электровозе напряжение можно легко понизить с помощью трансформатора.
Система питания электровоза
ток | Параметры тока | электровозы |
переменный | 25кВ, 50 Гц | ВЛ80, ЧС4 |
10кВ | ||
15кВ,16Гц | ||
Постоянный | ЗкВ | ВЛ10,ЧС2 |
Слайд 5
Ученик 4: Не могли бы вы подробнее рассказать о принципе действия электродвигателя? На каком явлении он основан?
Слайд 6
Инженер 2: Принцип действия электродвигателя основан на вращении рамки с током в магнитном поле (демонстрация 1)
Ученик 5: А можно узнать об изобретении электродвигателя?
Историк 1: Принцип преобразования электрической энергии в механическую энергию электромагнитным полем был продемонстрирован британским учёным Майклом Фарадеем в 1821 и состоял из свободно висящего провода, окунающегося в пул ртути. Постоянный магнит был установлен в середине пула ртути. Когда через провод пропускался ток, провод вращался вокруг магнита, показывая, что ток вызывал циклическое магнитное поле вокруг провода. Этот двигатель часто демонстрируется в школьных классах физики, вместо токсичной ртути используют рассол. Это — самый простой вид из класса электрических двигателей. Последующим усовершенствованием является колеса Барлоу. Оно было демонстрационным устройством, непригодным в практических применениях из-за ограниченной мощности. В 1834 г. русский ученый Б.С. Якоби создал первый в мире практически пригодный электродвигатель с вращающимся якорем и опубликовал теоретическую работу "О применении электромагнетизма для приведения в движение машины". Б.С. Якоби писал, что его двигатель несложен и "дает непосредственно круговое движение, которого гораздо легче преобразовать в другие виды движения, чем возвратно-поступательное". Вращательное движение якоря в двигателе Якоби происходило вследствие попеременного притяжения и отталкивания электромагнитов. Неподвижная группа U-образных электромагнитов питалась током непосредственно от гальванической батареи, причем направление тока в этих электромагнитах оставалось неизменным. Подвижная группа электромагнитов была подключена к батарее через коммутатор, с помощью которого направление тока в каждом электромагните изменялось раз за один оборот диска. Полярность электромагнитов при этом соответственно изменялась, а каждый из подвижных электромагнитов попеременного притягивался и отталкивался соответствующим неподвижным электромагнитом: вал двигателя начинал вращаться. Мощность такого двигателя составляла всего 15 Вт. Впоследствии Якоби: довел мощность электродвигателя до 550 Вт. Этот двигатель был установлен сначала на лодке, а позже на железнодорожной платформе. 13 сентября 1838 г. лодка с 12 пассажирами поплыла по Неве против течения со скоростью около 3 км/ч. Лодка была снабжена колесами с лопастями. Колеса приводились во вращение электрическим двигателем, который получал ток от батареи из 320 гальванических элементов. Так впервые электрический двигатель появился на судне.
Слайд 7
Ученик 6. Вы сказали ,что электровозе напряжение можно легко понизить с помощью трансформатора. Что это такое, и каким образом он трансформирует энергию?
Инженер 3. Трансформатор (transformo— преобразовывать) — статическое электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством ЭМИ одной или нескольких систем переменного тока в одну или несколько других систем переменного тока 30 ноября 1876, дата получения патента Николаем Яблочковым считается датой рождения первого трансформатора (демонстрация 2). Объясните принцип его действия.
Слайд 8
Ученик 6: Явление ЭМИ было открыто в 1831 г М Фарадеем. Значение этого открытия трудно переоценить. Оно поражает своей простотой: достаточно иметь катушку и магнит — и можно получить ток! Я думаю, вы мне поможете продемонстрировать это явление. Что является обязательным условием возникновения тока? (демонстрация 3). Задачей инженеров-конструкторов было получение тока в промышленных масштабах, и они ее успешно решили.
Ученик 7: Преимущества использования электрического тока неоспоримы. Но известно, что далеко не все участки железной дороги электрифицированы. Как обстоят дела в этой области?
Историк 2: Позвольте сказать несколько слов о начале этого грандиозного процесса. Первые проекты электрификации железных дорог были разработаны в самом начале XX века выдающимся инженером, потом академиком, Генрихом Осиповичем Графтио. Он же с 1907 года начал читать курс лекций "Электрические железные дороги" студентам Петербургского электротехнического института. В 1913 году началось строительство линии, электрифицированной на постоянном токе 1200 вольт между Петербургом и Петергофом. Были сооружены две электростанции в Екатерингофе и Ораниенбауме. Однако работы были прекращены в связи с Первой Мировой войной. Началом эксплуатации электрифицированных магистральных железных дорог России считается 29 августа 1929 года, когда от перрона Ярославского вокзала по маршруту Москва – Мытищи отправился в путь первый российский электропоезд.
Развитие электрификации
год | событие |
1941-1955 | Электрификация 1865 км пути |
1956 | постановление правительства "О генеральном плане электрификации железных дорог |
1958-1965 | На электрическую тягу переведены крупнейшие направления: Москва-Иркутск (свыше 5 тыс. км), Москва-Горький-Свердловск (около 2 тыс. км) |
1965 | электрифицировано 2268 км |
1991 | Электрифицировано 50 т км |
Слайд 9
Ученик 8: Какие преимущества дает электрификация?
Инженер 3: Перевод на электрическую тягу железнодорожных линий позволил увеличить весовые нормы поездов, участковые скорости, среднесуточные пробеги локомотивов. Повысилась устойчивость работы, особенно в районах с суровыми климатическими условиями. К числу важным преимуществ электротяги является экологический фактор. Внедрение на сети железных дорог электрической тяги способствовало ускорению перевозочного процесса, качественно изменило эксплуатационную работу железных дорог.
Учитель: Поблагодарим наших гостей за исчерпывающие ответы. В качестве отработки полученной информации вам предлагается выполнить небольшую работу. Ответе, пожалуйста, на следующие вопросы.
- Какие типы локомотивов эксплуатируются на железной дороге?
- В чем состоит преимущество применения электротяги?
- Какое физическое явление лежит в основе работы электродвигателя и трансформатора?
- Дайте определение электродвигателя.
- Дайте определение трансформатора.
- Какой преимущественно ток используется для питания электродвигателей железной дороги?
- Назовите фамилию ученого, создавшего первый универсальный двигатель
- Назовите фамилию ученого, создавшего первый трансформатор.
Слайд 10
Учитель: Спасибо за ответы. А теперь посмотрим на предмет нашей беседы. Демонстрация ролика.
Учитель: Благодарю всех за внимание!