Цели:
- познакомить с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского и прививать любовь и его произведениям;
- воспитывать чувства сопереживания за свою команду;
- создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям.
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя.
ХОД УРОКА
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня
у нас необычное занятие – вас сегодня ждёт много
интересного и необычного. Но сначала посмотрите
на стены. (На доске развешаны рисунки с
изображениями фрагментов и названием сказок;
портрет автора спрятан за ширмой.)
– Что вы на ней видите? (Рисунки) А какие это
рисунки?
– Правильно! Все перечислили.
– А кто же из вас знает, кто написал все эти
сказки? (Корней Чуковский.)
– Конечно. Какие же ещё сказки этого писателя,
кроме тех, которые уже назвали, вы знаете? (“Путаница”,
“Бармалей”, “Тараканище”, “Федорино горе”,
«Телефон», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха»,
«Чудо-дерево», «Бармалей», «Приключения
Бибигона»).
– Молодцы! Конечно, все эти сказки написал
чудесный детский писатель К.И. Чуковский. И все вы
его очень хорошо знаете. (Открывается портрет)
Родился
К.И. Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец
из их семьи ушёл, и мать вместе с сыном переехала
в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал
учиться. А Корней – это не совсем его имя. По
настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из
своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось
Корней Чуковский. Свое литературное имя он
придумал так удачно, что оно срослось с ним и
перешло по наследству его детям, внукам и
правнукам.
Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став
журналистом, он стал интересоваться детской
литературой и особенностями детской речи. К.И.
Чуковский был очень весёлый и интересный
человек. Он очень любил детей и старался писать
для них интересные сказки. И дети очень любили
его произведения. А вы любите? (Да.)
В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей
Переделкино, открылся музей К.И. Чуковского.
Здесь можно встретиться с Мойдодыром, Бармалеем,
Крокодилом, увидеть те комнаты, где жил проказник
Бибигон.
В этом поселке есть библиотека. Местные жители
называют ее «дом дедушки Корнея». Потому что ее
на свои деньги построил и укомплектовал, был в
ней главным работником все тот же писатель
Чуковский.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал
случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович
вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал,
стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь
его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать.
Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец
снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось,
что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам
Корней Иванович: “Однажды, работая в своём
кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя
младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно
выражая своё нежелание мыться. Я вышел из
кабинета, взял девочку на руки и совершенно
неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Викторина
– А теперь проверим, как вы готовились к сегодняшней нашей встрече.
1. Назовите героев, пришедших в гости к Мухе-Цокотухе. (Тараканы, блошки, бабочка, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик).
2. Кто звонил по телефону в одноименном произведении? (Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.)
Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о ком в них говорится.
3. А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной. (Мочалка)
4. Побежало по кустам,
По березовым листам... (солнце)
5. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (таракан)
6. Кому принадлежат следующие слова:
Если захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
7. О, если я утону, если я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)
8. И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)
9. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку. («Федорино горе)
10. Назовите сказку, в которой происходит преступление – покушение на убийство. («Муха-Цокотуха»)
11. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался. (Бармалей)
12. Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)
13. Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы». (Улитка)
14. Кто спас зверюшек от тараканища?
15. Зачем Айболит ехал в Африку?
16. Почему у Федоры поселились тараканы?
17. Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?
18. Кто затушил море, которое подожгла лисичка?
19. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
20. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
21. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
22. Назовите маленького проказника. (Бибигон)
– А какие строки любимого писателя выучили вы? (Из каждого класса по 2 ученика рассказывают стихотворения)
Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.
Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)
Физминутка
Мы как Муха полетаем,
Как букашки поиграем,
Как комарик пожужжим
И на место прилетим.
Бюро забытых вещей
Ведущий. А сейчас поиграем. У меня в мешке (или коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:
телефон – У меня зазвонил
телефон… (“Телефон”)
воздушный шарик – Ехали медведи на
велосипеде... А за ним комарики на воздушном
шарике… (“Тараканище”)
мыло – Вот и мыло подскочило…
(“Мойдодыр”)
блюдце – А за ними блюдца…
(“Федорино горе”)
калоша – Пришли мне дюжину новых
калош… (“Телефон”)
термометр – И ставит и ставит им
градусники… (“Айболит”)
мочалка – И мочалку, словно галку,
словно галку проглотил. (Мойдодыр)
перчатки – А потом
позвонили зайчатки: нельзя ли прислать
перчатки?
Ведущий. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…
Итоги конкурса рисунков. Объявляются победители и вручаются призы.
Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.