Урок литературного чтения по теме "Природа и мы". Е.И. Чарушин. «Кабан»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста; учиться делить текст на сюжетные линии; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.
  • Развивающие– развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения.
  • Воспитывающиевоспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.

Тип урока: изучение нового материала.

Приёмы развития критического мышления: «Кластер», «Чтение с пометками», «Предположение», «Синквейн».

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки, проиллюстрированные Е.И. Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина, карточки с текстом о писателе, памятка для составления синквейна.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Подготовительная работа к восприятию текста

1. Знакомство с автором рассказа “Кабан”

– Кто изображен на портрете? Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Чарошник – мастер, шьющий чары или чарки – кожаную обувь, которую носят сибиряки.  Созвучна ей фамилия Чарушников, однако и она, и Чарушин рождены совсем другим словом. Эти фамилии, казалось бы, наполненные очарованием, на деле весьма прозаичны. Чарута – форма для теста. Это прозвище получал человек пышнотелый, дородный.
– Что вы знаете об этом писателе? Какие его произведения вы читали?

– Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Евгения Ивановича Чарушина.

2. Работа в группах

– Познакомьтесь с краткой биографией писателя.

(Текст биографии на карточках для каждой группы)

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)
Родился в Вятке. В профессиональной работе трудно переоценить положительную роль семьи. Мать его любила животных. Она была умелым садоводом. Отец часто брал сына в свои поездки по Вятской губернии, которая в те годы была покрыта лесными массивами и богата зверями и птицами. Мальчик пережил вместе с отцом в этих путешествиях настоящие приключения, попадая даже в опасные ситуации (им приходилось уходить от преследования волчьей стаи.)
Евгений Чарушин был разнообразно одаренным человеком: обучался игре на скрипке, имел актерские способности, пробовал изобретать, сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца: поступил на живописный факультет Ленинградской Академии художеств, которую успешно закончил в 1926 году. Работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100 книг. Позже начал писать свои произведения, которые переводились на ряд других языков.

– Что нового вы узнали о писателе?

3. Дополнение учителя к прочитанному.

– Закончив Ленинградскую Академию художеств Чарушин стал художником – анималистом.
– Кто сможет объяснить, что означает слово анималист? (Если ученики не знают, нужно воспользоваться толковым словарем) Анималист – художник, рисующий животных.
– Какие умения должен иметь художник-анималист? (Умение рисовать, умение наблюдать за животными, за их повадками)

4. Составление кластера

5. «Дерево предсказаний»

– Если Чарушин рисовал животных, где он должен был искать объекты для работы? (На улице, в цирке, в зоопарке)
– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем произведение?
– Что вы знаете о кабане? (Ответы детей: Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот)

– Проверим ваши предположения, послушав рассказ.

III. Осмысление

1. Чтение рассказа учителем.

– Какое впечатление произвел рассказ?
– В какой момент вы волновались?
– Что вызвало улыбку?
– Оправдались ли наши предположения?
– Кем является мальчик – художник? (Чарушин)

2. Чтение с пометками

Самостоятельное чтение рассказа с пометками:

+ – то, что знаем
! – то, что стало новым
? – непонятное

2. Словарная работа

– Подберите синонимы к словам: баловство (шалость), унимать (успокаивать), сшибить (побить, уронить)
– Подберите антоним к слову: начальник (подчиненный)
– Объяснение значения слов:

Марал – крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами.
Сопеть – тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки.
Гуськом – один вслед за другим, вереницей.
Небоскреб – очень высокий многоэтажный дом.

– Как вы понимаете выражения: «…начнет скакать по загородке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь»; «и ходу из сада».

3. Выборочное чтение

– Чем занимался в зоосаду автор?
– В какое время происходит событие?
– Что вы узнали нового интересного о животных?
– Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это?
– Прочитайте описание кабанов?
– Чем они напугали автора? (Сжевали краски)
– Как повел себя автор в этой неординарной ситуации? Прочитайте.
– Почему автору стало стыдно?
– Что значит « ручные » кабаны?
– Как вели себя кабаны при появлении парнишки? Прочитайте. (Простыми свиньями).

4. Работа с иллюстрацией.

– Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.

IV. Рефлексия

1. Идейно-эстетический анализ

– С каким чувством автор вспоминает эту историю? (Добродушно- насмешливым, с юмором)
– О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости)
– Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал).
– Важно с детства учиться контролировать свой страх. Не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Автор  сумел умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.
– Что полезного вы вынесли из этой истории?
– Какие пословицы подходят к этому рассказу?

  • У страха глаза велики.
    Трусливому зайцу и пень волк.
    Волков бояться – в лес не ходить.
    Трус своей тени боится.

  • Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет .

  • Кто дрожит – тот и бежит.

– Какой порок высмеивают пословицы?

2. Составление в группах синквейна

У детей на столе памятка для составления синквейна.

  1. Написать имя существительное по теме.
  2. 2 имени прилагательных
  3. 3 слова-действия
  4. Предложение
  5. Слово-смысл темы

Например:

Кабаны
Громадные узкие
Ттолпятся сжевали похрюкивают
Простыми свиньями побежали в свою клетку.
Трусость

V. Домашнее задание

Приготовить пересказ рассказа.

VI. Подведение итога

Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему?