Цели:
- Обучающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обеспечивая полноценное восприятие художественного и научно-познавательного текста; учиться делить текст на сюжетные линии; учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ.
- Развивающие– развивать умение определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и свое отношение к героям, их поступкам и разбираться в мотивах их поведения.
- Воспитывающие – воспитывать любовь к животным, наблюдательность, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”.
Тип урока: изучение нового материала.
Приёмы развития критического мышления: «Кластер», «Чтение с пометками», «Предположение», «Синквейн».
Оборудование: учебник “Литературное чтение”, художественные книжки С. Маршака, М.Пришвина, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки, проиллюстрированные Е.И. Чарушиным, портрет писателя Е. И. Чарушина, карточки с текстом о писателе, памятка для составления синквейна.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Подготовительная работа к восприятию текста
1. Знакомство с автором рассказа “Кабан”
– Кто изображен на портрете? Бывает так, что
фамилия многое может сказать о человеке.
Чарошник – мастер, шьющий чары или чарки –
кожаную обувь, которую носят сибиряки.
Созвучна ей фамилия Чарушников, однако и она,
и Чарушин рождены совсем другим словом. Эти
фамилии, казалось бы, наполненные очарованием, на
деле весьма прозаичны. Чарута – форма для теста.
Это прозвище получал человек пышнотелый,
дородный.
– Что вы знаете об этом писателе? Какие его
произведения вы читали?
– Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Евгения Ивановича Чарушина.
2. Работа в группах
– Познакомьтесь с краткой биографией писателя.
(Текст биографии на карточках для каждой группы)
Евгений
Иванович Чарушин (1901-1965)
Родился в Вятке. В профессиональной работе
трудно переоценить положительную роль семьи.
Мать его любила животных. Она была умелым
садоводом. Отец часто брал сына в свои поездки по
Вятской губернии, которая в те годы была покрыта
лесными массивами и богата зверями и птицами.
Мальчик пережил вместе с отцом в этих
путешествиях настоящие приключения, попадая
даже в опасные ситуации (им приходилось уходить
от преследования волчьей стаи.)
Евгений Чарушин был разнообразно одаренным
человеком: обучался игре на скрипке, имел
актерские способности, пробовал изобретать,
сочинять стихи. Но вначале избрал дорогу отца:
поступил на живописный факультет Ленинградской
Академии художеств, которую успешно закончил в
1926 году. Работал в Ленинградском и Московском
отделениях Детиздата и проиллюстрировал более 100
книг. Позже начал писать свои произведения,
которые переводились на ряд других языков.
– Что нового вы узнали о писателе?
3. Дополнение учителя к прочитанному.
– Закончив Ленинградскую Академию художеств
Чарушин стал художником – анималистом.
– Кто сможет объяснить, что означает слово
анималист? (Если ученики не знают, нужно
воспользоваться толковым словарем) Анималист
– художник, рисующий животных.
– Какие умения должен иметь художник-анималист? (Умение
рисовать, умение наблюдать за животными, за их
повадками)
4. Составление кластера
5. «Дерево предсказаний»
– Если Чарушин рисовал животных, где он должен
был искать объекты для работы? (На улице, в
цирке, в зоопарке)
– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о
чем произведение?
– Что вы знаете о кабане? (Ответы детей: Кабан –
это крупное хищное животное, обитающее в лесах.
Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове
мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом:
впереди – самый сильный. Летом – по ночам
добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых
зарослях, а зимой наоборот)
– Проверим ваши предположения, послушав рассказ.
III. Осмысление
1. Чтение рассказа учителем.
– Какое впечатление произвел рассказ?
– В какой момент вы волновались?
– Что вызвало улыбку?
– Оправдались ли наши предположения?
– Кем является мальчик – художник? (Чарушин)
2. Чтение с пометками
Самостоятельное чтение рассказа с пометками:
+ – то, что знаем
! – то, что стало новым
? – непонятное
2. Словарная работа
– Подберите синонимы к словам: баловство (шалость),
унимать (успокаивать), сшибить (побить,
уронить)
– Подберите антоним к слову: начальник (подчиненный)
– Объяснение значения слов:
Марал – крупный сибирский и
среднеазиатский олень с большими рогами.
Сопеть – тяжело дыша, издавать носом
свистящие звуки.
Гуськом – один вслед за другим, вереницей.
Небоскреб – очень высокий многоэтажный дом.
– Как вы понимаете выражения: «…начнет скакать по загородке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь»; «и ходу из сада».
3. Выборочное чтение
– Чем занимался в зоосаду автор?
– В какое время происходит событие?
– Что вы узнали нового интересного о животных?
– Что нарушило безмятежное спокойствие
художника? Какие слова из текста подтверждают
это?
– Прочитайте описание кабанов?
– Чем они напугали автора? (Сжевали краски)
– Как повел себя автор в этой неординарной
ситуации? Прочитайте.
– Почему автору стало стыдно?
– Что значит « ручные » кабаны?
– Как вели себя кабаны при появлении парнишки?
Прочитайте. (Простыми свиньями).
4. Работа с иллюстрацией.
– Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.
IV. Рефлексия
1. Идейно-эстетический анализ
– С каким чувством автор вспоминает эту
историю? (Добродушно- насмешливым, с юмором)
– О какой черте характера говорит этот поступок? (О
трусости)
– Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он
сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял
панику, не кричал).
– Важно с детства учиться контролировать свой
страх. Не поддаваться ему легко. Быть трусом не
просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью,
жизни своей и окружающих. Автор сумел умело
уйти от опасности, сохранив свою безопасность и
окружающих.
– Что полезного вы вынесли из этой истории?
– Какие пословицы подходят к этому рассказу?
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится.Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет .
Кто дрожит – тот и бежит.
– Какой порок высмеивают пословицы?
2. Составление в группах синквейна
У детей на столе памятка для составления синквейна.
- Написать имя существительное по теме.
- 2 имени прилагательных
- 3 слова-действия
- Предложение
- Слово-смысл темы
Например:
Кабаны
Громадные узкие
Ттолпятся сжевали похрюкивают
Простыми свиньями побежали в свою клетку.
Трусость
V. Домашнее задание
Приготовить пересказ рассказа.
VI. Подведение итога
Произведение “Кабан” смешное или поучительное? Почему?