Очень часто учителя жалуются, что некогда готовить учащихся к экзаменам. Убеждена, что подготовку можно осуществлять на каждом уроке, выдавая её «порционно» и по теме. Приведу пример двух уроков.
Урок русского языка в 11-м классе. Тема: Обособленные обстоятельства.
Цель: Закрепить навыки правописания, совершенствовать навыки работы с текстом.
I. Взаимопроверка домашнего задания.
Грамматические нормы. А-26
|
Объяснение и ответы на вопросы по домашнему заданию.
II. Объявление темы урока.
На какую часть речи следует обратить внимание, работая над этой темой? (Деепричастие.)
III. Работа по презентации.
А) Назовите способ образования деепричастий и суффиксы. Отличие деепричастий от других частей речи. (2 слайд)
Б) Орфоэпия деепричастий. (балУясь, закУпорив, начАв, начАвшись, отдАв, понЯв, прибЫв) (3 слайд)
В) Виды связи в словосочетаниях с деепричастием. (4 слайд)
Г) Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? (5 слайд)
Д) Когда обособляется деепричастный оборот, существительные с предлогом, одиночные деепричастия? (6 слайд)
Е) С союзом рядом… (7 слайд)
Ж) Устная работа по нахождению обособленных обстоятельств. (7-16 слайды)
IV. Обособленные обстоятельства являются значительным средством выразительности, а лучше сказать усиления информативности, так как дают информацию о действии, сопутствующем основному. Умение грамотно включать в свою речь обособленные обстоятельства расширяет информативность.
Самостоятельная работа.
Синтаксические нормы.
|
V. Вторая часть урока всегда посвящена работе с текстом.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. – (6) Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: я не мог оторваться!- восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. (8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. (9) Носатый, долговязый, нескладный.(10) У него не было отца.(11) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.(12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. (13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14) Он поставил изжёванный дермантиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу.(15)Она лежала на его половине парты. (16) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки. – (17)Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. (18) Я от возмущения разинул рот. (19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась у него на лице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал: – (21) Спасибо за подарок! – (22)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я. (23)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24) Все засмеялись. (25) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. – (26) Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что… (27)Тридцать лет прошло с тех пор. (28)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. (30) А эта книга… (31) Колёк,да я отдал бы за тебя всю библиотеку! (32) Да мы всё бы тебе отдали… (33) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что ты можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. (По В.Дроганову) |
Текст прочитан ребятами дома, они обдумывали проблему текста и позицию автора. Проверяем это.
Проблемы | Позиция |
|
|
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
- На чем заостряет внимание? Почему?
- Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
- Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
- Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Какие произведения можем вспомнить, чтобы аргументировать своё мнение? Ребята называют «Юшку» А. Платонова, «Уроки французского» В. Распутина.
Дом. задание: Учебник № 78 – теория, упр. 398, сочинение по тексту.
Урок русского языка в 9-м классе – Приложение.