В ходе урока учащиеся пополняют свой запас знаний о непозиционных системах, в частности о римской системе счисления. Какие числа считаются в этой системе узловыми, по каким правилам записывают остальные числа, об истории происхождения этих чисел, изменением со времени их записи. Объяснение учителя дополняет сообщение учащегося, который готовит к научно - практической конференции исследовательскую работу по данной теме.
По ходу лекции учитель делает важные записи на доске, а учащиеся переносят их в свои тетради. После объяснения нового материала учащиеся применяют полученные знания о записи чисел на практике, выполняя тренировочные упражнения. Учащиеся переводят число, записанное римскими цифрами в запись арабскими, и наоборот, число в римской системе записывают арабскими цифрами. Для выполнения этого задания на каждой парте лежат по две карточки, на которых написано число римскими и арабскими цифрами. Учащиеся, работая в паре, должны осуществить взаимный переход.
Далее вниманию учащихся предлагается несколько занимательных, творческих задач, среди которых и задачи со спичками. Выполняя это задание, учащиеся могут работать в группах, оформляя решение маркерами на листах формата А-3. Все группы работают над одним и тем же заданием, а затем по одному представителю от каждой группы показывают решение одной из задач у доски.
Для подведения итогов урока и рефлексии
учитель использует прием «Незаконченные
предложения» или анкету «Как прошел урок», а
также прием «Цветовая феерия».
В качестве домашнего задания учащимся
предлагается составить викторину или тест из 5-7
вопросов на проверку знаний и умений по
изученной теме.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: повышение интереса к предмету за счет использование богатого исторического, наглядного материала, занимательных задач; расширение кругозора обучающихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала (экскурс в историю)
Вступительное слово учителя: На
последнем уроке математики мы с вами
познакомились с различными непозиционными
системами счисления, а в частности с египетской,
китайской и славянской нумерацией. Сегодня мы
поговорим подробно о римской системе
счисления, которая тоже является
непозиционной.
Вопрос к вам, ребята: Какая система называется
непозиционной?
Ответ учащихся:Cистема называется
непозиционной, если значение знака не зависит
от его положения в записи числа.
Римской системой счисления пользовались в
Европе в средние века, но и в настоящее время без
неё нельзя обойтись во многих областях. Что вам
известно про эту нумерацию?
У римлян были специальные обозначения для чисел
1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000. Римские цифры имели такой вид:
1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
I | V | X | L | C | D | M |
Эти семь чисел назывались узловыми и с их
помощью можно записать любое многозначное число.
Первоначально римские цифры немного отличались
от тех цифр, какими мы привыкли пользоваться
сейчас. Они претерпели небольшие изменения в
написании.
О происхождении римских цифр нет достоверных
сведений, по этому поводу среди ученых до сих пор
идут споры. Существует несколько взглядов на эту
проблему.
Посмотрите внимательно на цифры 1, 5 и 10. На что они
похожи?
Ответ: 1 – палочка, 10 – крест, мы видели их на обозначении группы крови, в учебнике истории.
– А есть ли что-то у человека, с чем можно связать эти обозначения?
Ответ: один – один палец, 5 – ладошка, рука, десять – две руки.
– Действительно, ребята, существует мнение, что цифры I,V,X есть суть палец, открытая рука и две такие руки. Но есть и другое объяснение этому факту.
Выступление учащегося: Первоначально числа от одного до девяти обозначалось соответственным числом вертикальных палочек. Когда счет шел десятками, нарисовав девять палочек, десятой их перечеркивали. А чтобы не писать так много палочек, перечеркивали одну палочку. Отсюда и произошел знак X.
Вопрос учащимся: Посмотрите на знаки обозначающие числа 5 и 10. Есть ли между ними какая то связь?
Ответ: Пять – это половина от десяти, галочка – половинка крестика.
Действительно, число 5 обозначалось половиной
такого креста, обозначающего число 1о. Причем
соседи римлян этруски, завоеванные Римской
империей, употребляли для числа 5 нижнюю часть
креста, а сами римляне верхней.
Для обозначения числа 100 перечеркивали палочку
два раза или применяли кружок с точкой внутри.
Очевидно, 50 обозначалось половиной этого знака.
Число 1000 изображалось значком (I), а число 500
знаком I).
Также возможно, для обозначения числа 100 (centum)
стали писать С, а для 1000(mille) букву M. Когда-то слово
«миля» обозначало путь в тысячу двойных шагов.
Выступление учащегося: римские цифры долго держались в школьных учебниках и после проникновения в Европу современных цифр и поэтому назывались школьными.
Вопрос: Как вы считаете ребята, удобна ли римская нумерации в использовании?
Ответ: Римская нумерация не слишком удобна, чтобы записать даже некоторые однозначные цифры нужно писать два знака, для записи многозначного – еще больше. Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой записи очень трудно.
– Да, ребята, вы совершенно правы, у римской нумерации есть свои определенные недостатки и неудобства. Но темнее менее, римская нумерация преобладала в Италии до 13 века, а в некоторых странах Западной Европы до XVI века. Когда-то римляне завоевали многие страны и присоединили к своей империи. Со всех стран взимали огромные налоги, используя свои обозначения. Так что пришлось жителям этих стран учить римскую нумерацию, посылая проклятия на головы поработителей.
– Мы с вами не являемся жителями стран Римской империи, тогда для чего нам с вами в настоящее время знать римскую нумерацию?
Ответ: Чтобы понимать время на часах, определять дату в учебнике истории или у экспоната в музее, на уроке математики, в художественной литературе, для обозначения номера главы и т.п.
Вопрос: Если в римской нумерации есть только обозначения для цифр 1,5,10, 50, 100, 500, 1000, то, как записывать остальные числа?
Ответ: Для этого есть определенные правила. Остановимся на них подробнее (читают правила в учебнике с комментариями).
1. Если цифра с большим значением стоит слева от
цифры с меньшим значением, то их значение
складывается. Например: 6 – VI, 11 – XI, 60 – LX
2. Если цифра с меньшим значением стоит слева от
цифры с большим значением, то из большего
вычитается меньшее. Например: 4 – IV, 9 – IX, 40 – XL, 90
– XC.
3. Если рядом стоят две одинаковые цифры, то их
значение складывается. Например: СС – 200, XX – 20.
4. Одна и та же цифра не может быть написана подряд
более трех раз.
III. Практическое применение правил для перевода арабских цифр в римскую нумерацию и наоборот
– Сейчас мы с вами потренируемся записывать числа арабскими цифрами и наоборот, переходить в римскую нумерацию. У каждого на столе две карточки. Я попрошу вас число, записанное римскими цифрами записать арабскими, а записанное арабскими записать римскими. На выполнение задания у вас две минуты. Это задание вы выполняете в парах с соседом по парте.
Учащимся предлагаются следующие числа:
- В римской нумерации: CCC, LIX, XCV, LX, СXV, LXI, XVI, XIV, ССX, XXIX, XXII, LXXXIX, XLIV, DXL, LXXII
- Записанные арабскими цифрами: 9,15,29,49,427,41,58,67,99,1002,600,103,124,593,1541.
Для проверки правильности выполнения задания
учитель показывает на доске число, записанное
римскими цифрами, а учащийся, у которого имеется
карточка с этим числом записанное арабскими
цифрами, должен её поднять и показать классу.
Соответственно, когда учитель показывает число,
записанное арабскими цифрами, ученик
показывает карточку с записью этого числа в
римской нумерации. Если возникает заминка, это
число разбирают всем классом.
Для выполнения следующего задания я попрошу вас
разделиться на малые группы по 4 человека. Каждой
группе предлагается решить творческое задание
на применение знаний о римской нумерации. В
течение 5 минут ребята выполняют это задание на
листах формата А-4, а затем представляют решение
всему классу.
На этом уроке учащимся были предложены следующие задачи:
- Сколько и каких чисел в римской системе счисления можно записать, используя только три спички?
- Нельзя ли из трех спичек сделать шесть, не ломая их?
- Как из двух спичек сделать десять, не ломая их?
- Как записать число 30 , чтобы оно при зеркальном отражении не изменяло своего значения?
- С помощью девяти спичек составлено число 300. Не изменяя количества спичек, уменьшите число в 3 раза.
- Из спичек составлено равенство: VI – IV = XI. Как получит верное равенство, переложив всего одну спичку?
- В харчевню пришли 11 человек и попросили подать им рыбы. Хозяин харчевни решил не упускать случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он обещал подать на стол гостям одиннадцать. Гости заинтересовались и даже согласились заплатить деньги вперед. Как хозяин исполнил свое обещание?
Представители от каждой группы по очереди у доски представляют решение своей задачи.
IV. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание: составить викторину из пяти вопросов, проверяющих знания и умения по римской системе счисления.