Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Задачи урока.

Образовательные: изучить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Развивающие

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения делать выводы;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: выделять существенные признаки химических реакций;

г) извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности; развивать интерес к знаниям.

Планируемые результаты обучения.

Знать:

а) определения понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;

б) химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Уметь:

а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;

б) составлять уравнения реакций ионного обмена;

в) проводить эксперимент, подтверждающий химические свойства кислот, соблюдая правила обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

г) пользоваться таблицей растворимости.

Оборудование и реактивы: на столах - соляная кислота, медь, магний (медь и магний в пробирках)

1 слайд

А) Тема урока: Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

2 слайд

Задачи урока: изучив тему, учащиеся должны:

Знать: понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты.

Уметь:

  • составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей;
  • составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций;
  • пользоваться таблицей растворимости;
  • исследовать свойства веществ.

Б) Кислоты вокруг нас. (Рассказ учителя)

Человек в своей жизни, даже далекой от химии, ежедневно сталкивается с кислотами.

Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты содержат яблочную, лимонную, молочную, винную кислоты.

Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто лакомился ядрышками слив, вишен или миндаля.

Важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме.

Аскорбиновая, фолиевая и другие кислоты являются витаминами. Фосфорная кислота в виде солей является конструкционным материалом костей зубов, ногтей.

Гиалуровая кислота – основа смазки всех трущихся частей в наших суставах. Аминокислоты, соединяясь друг с другом, образуют великое множество белков.

Открывая бутылку лимонада или другого газированного напитка, мы сталкиваемся с кислотой.

Это угольная кислота, которая относится к неорганическим соединениям.

Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть около муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусают – он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Муравьиной кислотой жжется крапива, хвоя ели, некоторые гусеницы. Тропический жук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струёй жидкости, состоящей в основном из уксусной кислоты (84%). Плоские тысяченожки используют яд пострашнее – пары синильной кислоты. Некоторые жуки в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Химическое оружие” используется в природе весьма широко, особенно в растительном царстве. Современным ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих её как оружие в межвидовой борьбе.

Самой первой кислотой, с которой познакомился человек, была уксусная кислота. Это понять не трудно. С древнейших времён люди выращивали виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, и получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Сначала его выбрасывали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок.

С серной кислотой люди познакомились гораздо позднее, примерно в Х веке. Честь её открытия приписывается персидскому химику Абубекеру-аль-Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человек знает около тысячи лет.

Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в ХIV в. Так как их получение делалось с помощью серной кислоты, её стали почтительно называть – “матерью всех кислот”. Сейчас по количеству производимой серной кислоты судят о развитии химической промышленности в странах. Если производство многотоннажное – значит, химическая промышленность в стране развита.

3 слайд

Давайте повторим основные понятия, необходимые для сегодняшнего урока.

Изучение нового материала

4 слайд, 5 слайд

Классификация кислот.

6 слайд

Приступаем к изучению свойств кислот.

7 слайд

И так, кислоты – электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка. (Записать определение кислот, уравнения диссоциации)

8 слайд

Мы видим, что при диссоциации всех кислот в растворе появляются ионы водорода. Давайте спрогнозируем, как это скажется на свойствах кислот.

(У кислот должны быть общие свойства)

Кислоты - это гидроксиды неметаллов, следовательно, они должны реагировать с веществами противоположными им свойствами:

(- гидроксидами металлов,

- оксидами металлов,

- металлами).

Проверим наш прогноз.

1 свойство

Фрукты, почти все из них имеют кислый вкус, но кислоты содержат самые разные: яблочную, лимонную, щавелевую и т.д.

Вывод: все кислоты имеют кислый вкус. (Записать)

2 свойство

Есть вещества, пользуясь которыми мы можем отличить кислоты от растворов других веществ. Эти вещества называются индикаторы, они изменяют цвет в растворах всех кислот одинаково.

9 слайд

Изменение окраски индикаторов кислотами.

10 слайд

3 свойство

Взаимодействие кислот со щелочами.

11 слайд

(Записать уравнения реакции)

12 слайд

Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

13 слайд

Записать уравнения реакций и определение реакции нейтрализации.

14 слайд.

4 свойство

Взаимодействие с оксидами металлов.

15 слайд

Уравнения реакции.

16 слайд

5 свойство

Взаимодействие кислот с металлами.

Давайте не будем пока записывать уравнение реакции, а выясним все ли металлы реагируют с кислотами.

Проведем исследование.

Но прежде, чем начнём лабораторную работу, давайте я вам напомню правила безопасной работы с химическими веществами.

(Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы: меры предосторожности при работе с кислотами)

Лабораторная работа (работаем в парах) “Взаимодействие кислот с металлами”.

Итак, в пробирках у вас два металла – магний и медь, прилейте в обе пробирки серную кислоту.

Что наблюдаем?

Магний реагирует, а медь нет. Вспомним, какой ещё металл реагирует с кислотой?

Составим уравнения реакций

17 слайд

18 слайд

Вывод: кислоты реагируют с металлами стоящими в ряду активности до водорода.

Из всей проделанной нами работы делаем вывод о свойствах кислот:

  • кислоты имеют кислый вкус;
  • кислоты одинаково изменяют цвет индикаторов;
  • кислоты реагируют с металлами стоящими до водорода в ряду активности;
  • кислоты реагируют со всеми оксидами металлов;
  • кислоты реагируют с основаниями. Эта реакция называется реакция нейтрализации.

19 слайд

Закрепление.

20 слайд

Погадаем на ромашке.

21 слайд

Домашнее задание.