Задачи урока.
Образовательные: изучить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Развивающие
а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения делать выводы;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: выделять существенные признаки химических реакций;
г) извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности; развивать интерес к знаниям.
Планируемые результаты обучения.
Знать:
а) определения понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;
б) химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Уметь:
а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) составлять уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить эксперимент, подтверждающий химические свойства кислот, соблюдая правила обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.
Оборудование и реактивы: на столах - соляная кислота, медь, магний (медь и магний в пробирках)
1 слайд
А) Тема урока: Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
2 слайд
Задачи урока: изучив тему, учащиеся должны:
Знать: понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты.
Уметь:
- составлять уравнения диссоциации кислот, оснований, солей;
- составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций;
- пользоваться таблицей растворимости;
- исследовать свойства веществ.
Б) Кислоты вокруг нас. (Рассказ учителя)
Человек в своей жизни, даже далекой от химии, ежедневно сталкивается с кислотами.
Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты содержат яблочную, лимонную, молочную, винную кислоты.
Даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто лакомился ядрышками слив, вишен или миндаля.
Важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме.
Аскорбиновая, фолиевая и другие кислоты являются витаминами. Фосфорная кислота в виде солей является конструкционным материалом костей зубов, ногтей.
Гиалуровая кислота – основа смазки всех трущихся частей в наших суставах. Аминокислоты, соединяясь друг с другом, образуют великое множество белков.
Открывая бутылку лимонада или другого газированного напитка, мы сталкиваемся с кислотой.
Это угольная кислота, которая относится к неорганическим соединениям.
Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть около муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусают – он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Муравьиной кислотой жжется крапива, хвоя ели, некоторые гусеницы. Тропический жук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струёй жидкости, состоящей в основном из уксусной кислоты (84%). Плоские тысяченожки используют яд пострашнее – пары синильной кислоты. Некоторые жуки в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Химическое оружие” используется в природе весьма широко, особенно в растительном царстве. Современным ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих её как оружие в межвидовой борьбе.
Самой первой кислотой, с которой познакомился человек, была уксусная кислота. Это понять не трудно. С древнейших времён люди выращивали виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, и получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Сначала его выбрасывали, а потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок.
С серной кислотой люди познакомились гораздо позднее, примерно в Х веке. Честь её открытия приписывается персидскому химику Абубекеру-аль-Рези. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человек знает около тысячи лет.
Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в ХIV в. Так как их получение делалось с помощью серной кислоты, её стали почтительно называть – “матерью всех кислот”. Сейчас по количеству производимой серной кислоты судят о развитии химической промышленности в странах. Если производство многотоннажное – значит, химическая промышленность в стране развита.
3 слайд
Давайте повторим основные понятия, необходимые для сегодняшнего урока.
Изучение нового материала
4 слайд, 5 слайд
Классификация кислот.
6 слайд
Приступаем к изучению свойств кислот.
7 слайд
И так, кислоты – электролиты, диссоциирующие на катионы водорода и анионы кислотного остатка. (Записать определение кислот, уравнения диссоциации)
8 слайд
Мы видим, что при диссоциации всех кислот в растворе появляются ионы водорода. Давайте спрогнозируем, как это скажется на свойствах кислот.
(У кислот должны быть общие свойства)
Кислоты - это гидроксиды неметаллов, следовательно, они должны реагировать с веществами противоположными им свойствами:
(- гидроксидами металлов,
- оксидами металлов,
- металлами).
Проверим наш прогноз.
1 свойство
Фрукты, почти все из них имеют кислый вкус, но кислоты содержат самые разные: яблочную, лимонную, щавелевую и т.д.
Вывод: все кислоты имеют кислый вкус. (Записать)
2 свойство
Есть вещества, пользуясь которыми мы можем отличить кислоты от растворов других веществ. Эти вещества называются индикаторы, они изменяют цвет в растворах всех кислот одинаково.
9 слайд
Изменение окраски индикаторов кислотами.
10 слайд
3 свойство
Взаимодействие кислот со щелочами.
11 слайд
(Записать уравнения реакции)
12 слайд
Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.
13 слайд
Записать уравнения реакций и определение реакции нейтрализации.
14 слайд.
4 свойство
Взаимодействие с оксидами металлов.
15 слайд
Уравнения реакции.
16 слайд
5 свойство
Взаимодействие кислот с металлами.
Давайте не будем пока записывать уравнение реакции, а выясним все ли металлы реагируют с кислотами.
Проведем исследование.
Но прежде, чем начнём лабораторную работу, давайте я вам напомню правила безопасной работы с химическими веществами.
(Инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторной работы: меры предосторожности при работе с кислотами)
Лабораторная работа (работаем в парах) “Взаимодействие кислот с металлами”.
Итак, в пробирках у вас два металла – магний и медь, прилейте в обе пробирки серную кислоту.
Что наблюдаем?
Магний реагирует, а медь нет. Вспомним, какой ещё металл реагирует с кислотой?
Составим уравнения реакций
17 слайд
18 слайд
Вывод: кислоты реагируют с металлами стоящими в ряду активности до водорода.
Из всей проделанной нами работы делаем вывод о свойствах кислот:
- кислоты имеют кислый вкус;
- кислоты одинаково изменяют цвет индикаторов;
- кислоты реагируют с металлами стоящими до водорода в ряду активности;
- кислоты реагируют со всеми оксидами металлов;
- кислоты реагируют с основаниями. Эта реакция называется реакция нейтрализации.
19 слайд
Закрепление.
20 слайд
Погадаем на ромашке.
21 слайд
Домашнее задание.