Состав воды. Химические свойства воды. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели.

  1. Ознакомить с качественным и количественным составом воды.
  2. Продолжить умение пользоваться химическим языком и формирование представления о связи, состава, свойств и применении вещества.
  3. Продолжить работу по формированию умений применять ранее изученные теоретические положения к объяснению состава и свойств воды, владеть химическим языком, составлять формулы и уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды.
  4. Показать роль воды для жизнедеятельности организмов, значение ее в природе.

Оборудование: модель молекулы воды; металлы: натрий, медь, магний; вода, фенолфталеин; 3 стакана (литровые), металлическая ложечка, спиртовка, магнитофон, компьютер, диски.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Решение задачи на вывод формулы воды. (Слайд 2)

Задача: Элементарный состав вещества следующий: массовая доля водорода – 11,8%, массовая доля кислорода – 88,2%. Выведите химическую формулу (один учащийся решает на доске, остальные в тетрадях).

После решения проверяем задачу.

Н : О = 11,8/1 : 88,2/16 = 11,8 : 5,6 = 2 : 1

Формула Н2О (вода)

3. Слово учителя: Сегодня на уроке мы начнем знакомство с замечательным веществом – “вода”. Изучим ее состав и свойства.

Откройте тетради и запишите тему урока. (Cлайд 3)

(Музыка “Шум прибоя”)

Казалось бы, что мы все знаем о воде, но до сих пор она преподносит загадки одна сложнее другой.

Известный русский геолог академик А.П.Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна. Водная среда включает поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды в основном сосредоточены в Мировом океане, содержащем около 97% всей воды на Земле (если распределить воду ровным слоем, то она покроет Землю толщиной 3000 метров), на суше содержится небольшая часть воды – 2,6%. Причем из этой воды большая часть недоступна (ледники, снега, грунтовые воды). Только очень малая часть всего влагозапаса (0,014%) доступна людям.

Хочется отметить, что есть много районов на Земле, где воды катастрофически не хватает, в других местах она потеряла свои ценные качества и стала непригодной из-за неразумной деятельности человека. В связи с эволюционной теорией, жизнь на Земле зародилась в воде. Она считается первичной средой для эволюции органического мира и входит в состав всех живых организмов. Общая масса воды, содержащейся в живых организмах, составляет около 2500 кубических километров.

Итак, вода: (Cлайд 4)

а) молекулярная формула (учащиеся называют и записывают);

б) относительная молекулярная масса (вычисляют: на доске 1 ученик, остальные в тетрадях);

в) структурная формула: показываю шаростержневую модель молекулы воды, по модели определяют валентности кислорода и водорода. По валентности составляют структурную формулу.

(Cлайд 5)

Вопрос классу: В каких агрегатных состояниях может находиться вода?

Учащиеся называют. (Диск: глава 4 “Химическая термодинамика”, модель 4.7. “Агрегатные состояния воды”.)

(Слайд 6)

Сообщение учителя: есть еще одна загадка воды. Если было бы абсолютно чистое озеро, то можно было бы скользить на коньках. Вода образует прочную пленку. Загадок воды много и на все вопросы еще нет ответов.

(Слайд 7)

Есть ли вода на других планетах? (Сообщение учащегося)

(Слайд 8, 9)

Вспомним, как происходит круговорот воды в природе (смотрим на экран). (Диск: модель 10.1. Круговорот воды и загрязнение окружающей среды)

В этой модели схематично показано важное природное явление – круговорот воды. Вы видите, как нагревание моря солнечным излучением приводит к образованию облаков из водяных паров, затем к выпадению осадков и возвращению воды в море с помощью рек.

А при загрязнении окружающей среды вы видите, что загрязнение вносятся как при выбросе в атмосферу агрессивных веществ в процессе работы предприятия и электростанций, так и при сбросе в реки и другие водоемы неочищенных промышленных стоков.

(Слайд 10)

Слово учителя: продолжим беседу о воде, о ее роли в живых организмах. (Сообщение учащегося)

(Слайд 11, 12)

Продолжает учитель: а сейчас мы перечислим физические свойства воды: агрегатное состояние, цвет, запах, температуру кипения и замерзания.

(Слайд 13, 14),

Вода – химически активное вещество, она взаимодействует со многими веществами. Самое общеизвестное, видимое из таких взаимодействий – растворение веществ в воде. Вода является наиболее универсальным растворителем, т.е. в ней хорошо растворяются многие вещества.

Любая природная вода представляет собой раствор, в котором содержатся различные соли, газы и другие вещества.

(Слайд 15, 16)

Рассмотрим химические свойства воды.

Вода взаимодействует с металлами: демонстрация опыта: в 3 литровые стаканы с водой опускаем кусочки металлов с разной активностью: натрий, магний, медь.

Что вы наблюдаете?

Беседа, выводы: вода взаимодействует с металлами по-разному.

(Учитель знакомит с “Рядом активности металлов”, помещенным на форзаце учебника). В этом ряду металлы расположены в порядке уменьшения их химической активности. Все металлы можно разделить на 3 группы: активные (начинаются натрием, кончаются магнием) они реагируют с водой без нагревания, менее активные (магний – свинец) они реагируют с водой при нагревании и металлы, которые с водой не взаимодействуют (ртуть – золото).

Продукты реакции можно обнаружить индикатором, например, фенолфталеином: там, где малиновое окрашивание, там щелочь.

Запишем уравнения реакций.

(Записывают уравнения реакций в тетрадях)

(Слайд 17)

4. Подведем итоги урока.

Сегодня на уроке мы изучили состав воды, физические и химические свойства.

(Слайд 18)

Беседа по вопросам.

  1. Из каких элементов состоит вода?
  2. Перечислите физические свойства воды.
  3. Как вода взаимодействует с металлами?
  4. Значение воды в жизни человека.

(Слайд 19, 20)

5. Домашнее задание: §29, решить задачи №1, 2.

Выставление оценок учащимся.