Цели.
Оборудование: модель молекулы воды; металлы: натрий, медь, магний; вода, фенолфталеин; 3 стакана (литровые), металлическая ложечка, спиртовка, магнитофон, компьютер, диски.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Решение задачи на вывод формулы воды. (Слайд 2)
Задача: Элементарный состав вещества следующий: массовая доля водорода – 11,8%, массовая доля кислорода – 88,2%. Выведите химическую формулу (один учащийся решает на доске, остальные в тетрадях).
После решения проверяем задачу.
Н : О = 11,8/1 : 88,2/16 = 11,8 : 5,6 = 2 : 1
Формула Н2О (вода)
3. Слово учителя: Сегодня на уроке мы начнем знакомство с замечательным веществом – “вода”. Изучим ее состав и свойства.
Откройте тетради и запишите тему урока. (Cлайд 3)
(Музыка “Шум прибоя”)
Казалось бы, что мы все знаем о воде, но до сих пор она преподносит загадки одна сложнее другой.
Известный русский геолог академик А.П.Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна. Водная среда включает поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды в основном сосредоточены в Мировом океане, содержащем около 97% всей воды на Земле (если распределить воду ровным слоем, то она покроет Землю толщиной 3000 метров), на суше содержится небольшая часть воды – 2,6%. Причем из этой воды большая часть недоступна (ледники, снега, грунтовые воды). Только очень малая часть всего влагозапаса (0,014%) доступна людям.
Хочется отметить, что есть много районов на Земле, где воды катастрофически не хватает, в других местах она потеряла свои ценные качества и стала непригодной из-за неразумной деятельности человека. В связи с эволюционной теорией, жизнь на Земле зародилась в воде. Она считается первичной средой для эволюции органического мира и входит в состав всех живых организмов. Общая масса воды, содержащейся в живых организмах, составляет около 2500 кубических километров.
Итак, вода: (Cлайд 4)
а) молекулярная формула (учащиеся называют и записывают);
б) относительная молекулярная масса (вычисляют: на доске 1 ученик, остальные в тетрадях);
в) структурная формула: показываю шаростержневую модель молекулы воды, по модели определяют валентности кислорода и водорода. По валентности составляют структурную формулу.
(Cлайд 5)
Вопрос классу: В каких агрегатных состояниях может находиться вода?
Учащиеся называют. (Диск: глава 4 “Химическая термодинамика”, модель 4.7. “Агрегатные состояния воды”.)
(Слайд 6)
Сообщение учителя: есть еще одна загадка воды. Если было бы абсолютно чистое озеро, то можно было бы скользить на коньках. Вода образует прочную пленку. Загадок воды много и на все вопросы еще нет ответов.
(Слайд 7)
Есть ли вода на других планетах? (Сообщение учащегося)
(Слайд 8, 9)
Вспомним, как происходит круговорот воды в природе (смотрим на экран). (Диск: модель 10.1. Круговорот воды и загрязнение окружающей среды)
В этой модели схематично показано важное природное явление – круговорот воды. Вы видите, как нагревание моря солнечным излучением приводит к образованию облаков из водяных паров, затем к выпадению осадков и возвращению воды в море с помощью рек.
А при загрязнении окружающей среды вы видите, что загрязнение вносятся как при выбросе в атмосферу агрессивных веществ в процессе работы предприятия и электростанций, так и при сбросе в реки и другие водоемы неочищенных промышленных стоков.
(Слайд 10)
Слово учителя: продолжим беседу о воде, о ее роли в живых организмах. (Сообщение учащегося)
(Слайд 11, 12)
Продолжает учитель: а сейчас мы перечислим физические свойства воды: агрегатное состояние, цвет, запах, температуру кипения и замерзания.
(Слайд 13, 14),
Вода – химически активное вещество, она взаимодействует со многими веществами. Самое общеизвестное, видимое из таких взаимодействий – растворение веществ в воде. Вода является наиболее универсальным растворителем, т.е. в ней хорошо растворяются многие вещества.
Любая природная вода представляет собой раствор, в котором содержатся различные соли, газы и другие вещества.
(Слайд 15, 16)
Рассмотрим химические свойства воды.
Вода взаимодействует с металлами: демонстрация опыта: в 3 литровые стаканы с водой опускаем кусочки металлов с разной активностью: натрий, магний, медь.
Что вы наблюдаете?
Беседа, выводы: вода взаимодействует с металлами по-разному.
(Учитель знакомит с “Рядом активности металлов”, помещенным на форзаце учебника). В этом ряду металлы расположены в порядке уменьшения их химической активности. Все металлы можно разделить на 3 группы: активные (начинаются натрием, кончаются магнием) они реагируют с водой без нагревания, менее активные (магний – свинец) они реагируют с водой при нагревании и металлы, которые с водой не взаимодействуют (ртуть – золото).
Продукты реакции можно обнаружить индикатором, например, фенолфталеином: там, где малиновое окрашивание, там щелочь.
Запишем уравнения реакций.
(Записывают уравнения реакций в тетрадях)
(Слайд 17)
4. Подведем итоги урока.
Сегодня на уроке мы изучили состав воды, физические и химические свойства.
(Слайд 18)
Беседа по вопросам.
- Из каких элементов состоит вода?
- Перечислите физические свойства воды.
- Как вода взаимодействует с металлами?
- Значение воды в жизни человека.
(Слайд 19, 20)
5. Домашнее задание: §29, решить задачи №1, 2.
Выставление оценок учащимся.