Обобщающий урок по теме "Логарифмические уравнения"

Разделы: Математика


«Чтобы переварить знания,
Надо поглащать их с аппетитом».

А. Франц

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по данной теме;
  • закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появление типичных ошибок;
  • дать возможность учащимся проверить свой уровень подготовки к экзамену по данной теме.

ХОД УРОКА:

I. Проверка домашнего задания.

Составить карточки для самостоятельной работы, включающие 5 логарифмических уравнений с применением разных способов решения. Использовать материалы ЕГЭ. На отдельных листочках – решение.

II. Организационный момент

Французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) заметил: «Чтобы переварить знания, надо поглащать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем поглащать знания с большим аппетитом, ведь скоро они нам понадобятся.
Сообщение темы, целей, основных моментов урока.
Мы будем говорить о логарифмических уравнениях, а значит о логарифмах и их свойствах.

III. Историческая справка (сообщение ученика)

Немного об изобретателе логарифмов и создателе логарифмических таблиц. Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение 5 лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьёзно занимался астрономией и математикой. К идее  логарифмических вычислений Непер пришёл ещё в 80-х годах 16 в., однако опубликовал свои таблицы только в 1614 г., после 25 летних вычислений! Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц» Неперу принадлежит и сам термин «логарифм», который он переводит как «искусственное число».

IV. Актуализация знаний

1) «Расшифруй фразу» – 2 ученика работают у доски

– 4 – 3 – 2 – 1 0 2/5 1/2 1 2 4 36 49 64 60
л р в б к н а о и т п м с д

.      .      .        .       .       .     
(ЛАПЛАС)

В это время весь класс определяет «код», ставя в соответствие формулы.

Ответ: 57143263.

Взаимопроверка.

2) Устно повторить основные способы решения логарифмических уравнений по схемам. (У каждого ученика есть готовая схема (Приложение 1). На доске записаны 4 уравнения – устно расставить номер способа решения.

V. Разноуровневая самостоятельная работа

Выполняют 10 минут, 2 ученика на скрытой доске.

1 группа – более подготовленные учащиеся,
2 группа – средние и слабые учащиеся.

Дополнительно: lg x = x

Проверить самостоятельную работу на доске и объяснить дополнительное задание: комбинированное уравнение – графический способ решения.

VI. Самостоятельная работа – мини ЕГЭ (15 минут).

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на 4 варианта в форме ЕГЭ. Работа выполняется в тетрадях, ответы выписываются на отдельных листочках для сдачи на проверку. Через 15 минут листочки с ответами сдаются, а решения проверяются с помощью мультимедиа.
(Варианты самостоятельной работы – Приложение 2).
При проверке – учащиеся в тетрадях отмечают (подчёркивают) ошибки, а дома – переделывают эти задания.

VII. Задания повышенного уровня

а) Найти сумму всех целых чисел из области определения

y = lg (34 – | 5x + 17 |)
(начать решение на уроке, закончить – дома).

б) Найти наибольший корень уравнения:
(37х2 – 5 – 9)(log0,5 (2 – 5х)) = 0

(Проанализировать решение, дома – выполнить).

VIII. Домашнее задание

  • выполнить индивидуальную работу над ошибками в самостоятельной работе;
  • закончить задание повышенного уровня а), б).
  • решить уравнение графически (из дополнительного задания).

IX. Подведение итогов урока, выставление оценок