Урок обучения грамоте: чтение (1-й класс, "Школа России")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  1. Познакомить детей со звуками [г], [г'], буквами Г, г.
  2. Учить слышать и различать эти звуки в словах; учить читать слоги-слияния, слова с буквой Г.
  3. Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление.
  4. Воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, внимательное и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

  • буквы, слоги;
  • иллюстрации с изображением сказочного героя Колобка, грибов, деревьев;
  • конверты с текстом-карточкой;
  • плакат «Не сбивай грибы ногами».

Ход урока

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы отправимся на сказочную полянку. А к кому мы пойдём в гости, вы узнаете, отгадав загадку.

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло! (Гриб.)

- Итак, тема нашего урока «Буквы Г, г, звуки [г], [г']. На грибной полянке».

3. Ознакомление с новым материалом.

а) Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Какой новый звук вы услышали в слове гриб! Дайте характеристику этому звуку. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, живёт в домике синего цвета. Но у него есть брат-близнец [г'], который живет в зелёном домике. У него добрый, мягкий характер.)

- Вспомните и назовите слова, в которых слышится звук [г].

- А какие слова можно образовать от слова гриб?

б) Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах (чистоговорки).

Га-га-га- вот дремучая тайга! (Восхищённо.)
Гу-гу-гу- мы прибыли в тайгу! (Восторженно.)
Ге-ге-ге- заблудились мы в тайге. (Печально.)
Ги-ги-ги- наконец мы вышли из тайги.

- Кто знает, что такое тайга! (Дремучий лес, в котором растёт очень много хвойных растений.)

в ) Беседа.

На картинке изображена грибная полянка.

- Настало время отправиться в путешествие. А поведёт нас на грибную полянку наш знакомый сказочный герой, который любил похвастаться своей храбростью и распевал песенку: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл… »

- Кто это такой? (Колобок.)

«Бабушка подарила Колобку чудесный зонтик. И решил он похвастаться перед лесными жителями. Взял корзинку, зонтик и пошел. Идет по дорожке, мечтает и не заметил, как споткнулся и - бабах! - сам в одну сторону, а зонтик и корзинка в другую укатились. Вскочил он, сердится: кто ему ножку подставил? Смотрит, а на тропинке камень – не камень, что-то круглое, коричневое. Присел он на этот пенек, задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Хотел он встать, а земли под ним нет. Новая беда! А тут еще кто-то вздыхает!»

- Кто это тут?

- Я гриб Боровик. Тяжело мне тебя поднимать. Но мы, грибы, народ сильный!

«Глянул Колобок по сторонам и увидел кругом столько разноцветных зонтиков. Скатился он на землю - и к зонтикам. А какой из них его - забыл. «Возьму-ка я любой», - думает Колобок. А грибы оказались хитрыми, решили они его испытать. Побежал он к рыжим сестричкам, золотистым!... (Лисичкам.)»

- Ой, ребята, боюсь я за Колобка, ведь съедят его хитрые лисички (многозначность слова). (Есть животные – лисички и есть грибы лисички.)

А лисички говорят: «Мы не зонтики, но если выполнишь наше задание, то поможем тебе отыскать твой зонтик».

- Ребята, поможем Колобку? (Да.)

г ) Чтение текста в «Азбуке» на стр. 123. Эмоционально-оценочная беседа.

- Молодцы, ребята! Справились с заданием!

- А Колобок решил покатиться дальше, да не знает в какую сторону. Попросил помощи у лисичек. «Отгадай загадки про грибы, и мы тебе поможем». Поможем и мы с вами Колобку отгадать загадки.

Загадки.

1) Вот в траве приметные шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя, но не ешь сырыми! (Сыроежки.)

2) Очень дружные ребята,
У пенька живут... (опята).

3) Где хвоинок многовато,
поджидают нас... (маслята).

4) Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)

- И лисички показали Колобку тропинку: «Дойдёшь вон до тех зонтиков, которые под берёзками и осинками стоят. Они тебе помогут.» Обрадовался Колобок и покатился. А пока он катится, я вам покажу грибы и немного о них расскажу.

- Лисички растут на земле стайками в негустых мшистых лесах. С настоящей лисичкой иногда путают лисичку ложную, которая растёт на сосновых или дубовых пнях. У ложной лисички неприятный вкус, хоть она и неядовитая.

- Ребята, а как называются грибы, к которым Колобок катится? Почему их так назвали?

- И они своё задание приготовили для Колобка.

д) Чтение в парах.

На столах лежат конверты, достаньте тексты. Прочитайте текст в паре – сначала один из вас, затем второй, придумайте и задайте свои вопросы всем нам.

Текст «Грибы».

Много грибов в лесу. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовиками и подосиновиками. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзки. А подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка

(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного.)

- Молодцы, ребята! Грибы очень довольны вашими ответами и показывают нам дорогу к хвойному лесу. А какие деревья растут там? (Сосны и ели.) А они просят прочитать текст на доске и расшифровать слова.

Текст «Бор» (1 минута).

Мы входим в есл. Там растут нысос и ели. На вектах капли росы. Под соснами и елями много бовгри.

- Умницы! Быстро справились! А зонтик и корзинка находятся в руках у страшных грибов. А что же это за грибы такие! Отгадайте загадку про один из них.

Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох...
Я сорвал его для мамы,
Но она сказала: «Ох!
Хоть красив твой гриб на вид,
Но для нас он ядовит!» (Мухомор.)

- А какой ещё гриб очень страшный и опасный? Белая панамка, бледная... (поганка).

- А они просто так не отдадут зонтик, с ними придётся сразиться. Они просят объяснить, что означает этот плакат.

Не сбивай грибы в лесу ногами

- Вы хорошо знаете правила дорожного движения, а в лесу тоже есть свои правила. Объясните этот знак.

- А в какое время года больше всего растёт грибов?

4. Итог урока.

- Итак, Колобок вернул зонтик и корзинку благодаря вам. Вот так и получилось. Если бы бабушка не подарила зонтик, если бы Колобок не пошёл этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось.

  1. Какие задания вам больше всего понравились на уроке?
  2. Какие выводы для себя вы сделаете, собираясь с родителями идти за грибами?

- Спасибо, ребята. Вы порадовали меня своими ответами. С вами было приятно работать.