Цели урока:
- Познакомить детей со звуками [г], [г'], буквами Г, г.
- Учить слышать и различать эти звуки в словах; учить читать слоги-слияния, слова с буквой Г.
- Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, внимательное и заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- буквы, слоги;
- иллюстрации с изображением сказочного героя Колобка, грибов, деревьев;
- конверты с текстом-карточкой;
- плакат «Не сбивай грибы ногами».
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся на сказочную полянку. А к кому мы пойдём в гости, вы узнаете, отгадав загадку.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло! (Гриб.)
- Итак, тема нашего урока «Буквы Г, г, звуки [г], [г']. На грибной полянке».
3. Ознакомление с новым материалом.
а) Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Какой новый звук вы услышали в слове гриб! Дайте характеристику этому звуку. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, живёт в домике синего цвета. Но у него есть брат-близнец [г'], который живет в зелёном домике. У него добрый, мягкий характер.)
- Вспомните и назовите слова, в которых слышится звук [г].
- А какие слова можно образовать от слова гриб?
б) Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах (чистоговорки).
Га-га-га- вот дремучая тайга! (Восхищённо.)
Гу-гу-гу- мы прибыли в тайгу! (Восторженно.)
Ге-ге-ге- заблудились мы в тайге. (Печально.)
Ги-ги-ги- наконец мы вышли из тайги.
- Кто знает, что такое тайга! (Дремучий лес, в котором растёт очень много хвойных растений.)
в ) Беседа.
На картинке изображена грибная полянка.
- Настало время отправиться в путешествие. А поведёт нас на грибную полянку наш знакомый сказочный герой, который любил похвастаться своей храбростью и распевал песенку: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл… »
- Кто это такой? (Колобок.)
«Бабушка подарила Колобку чудесный зонтик. И решил он похвастаться перед лесными жителями. Взял корзинку, зонтик и пошел. Идет по дорожке, мечтает и не заметил, как споткнулся и - бабах! - сам в одну сторону, а зонтик и корзинка в другую укатились. Вскочил он, сердится: кто ему ножку подставил? Смотрит, а на тропинке камень – не камень, что-то круглое, коричневое. Присел он на этот пенек, задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Хотел он встать, а земли под ним нет. Новая беда! А тут еще кто-то вздыхает!»
- Кто это тут?
- Я гриб Боровик. Тяжело мне тебя поднимать. Но мы, грибы, народ сильный!
«Глянул Колобок по сторонам и увидел кругом столько разноцветных зонтиков. Скатился он на землю - и к зонтикам. А какой из них его - забыл. «Возьму-ка я любой», - думает Колобок. А грибы оказались хитрыми, решили они его испытать. Побежал он к рыжим сестричкам, золотистым!... (Лисичкам.)»
- Ой, ребята, боюсь я за Колобка, ведь съедят его хитрые лисички (многозначность слова). (Есть животные – лисички и есть грибы лисички.)
А лисички говорят: «Мы не зонтики, но если выполнишь наше задание, то поможем тебе отыскать твой зонтик».
- Ребята, поможем Колобку? (Да.)
г ) Чтение текста в «Азбуке» на стр. 123. Эмоционально-оценочная беседа.
- Молодцы, ребята! Справились с заданием!
- А Колобок решил покатиться дальше, да не знает в какую сторону. Попросил помощи у лисичек. «Отгадай загадки про грибы, и мы тебе поможем». Поможем и мы с вами Колобку отгадать загадки.
Загадки.
1) Вот в траве приметные шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя, но не ешь сырыми! (Сыроежки.)2) Очень дружные ребята,
У пенька живут... (опята).3) Где хвоинок многовато,
поджидают нас... (маслята).4) Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)
- И лисички показали Колобку тропинку: «Дойдёшь вон до тех зонтиков, которые под берёзками и осинками стоят. Они тебе помогут.» Обрадовался Колобок и покатился. А пока он катится, я вам покажу грибы и немного о них расскажу.
- Лисички растут на земле стайками в негустых мшистых лесах. С настоящей лисичкой иногда путают лисичку ложную, которая растёт на сосновых или дубовых пнях. У ложной лисички неприятный вкус, хоть она и неядовитая.
- Ребята, а как называются грибы, к которым Колобок катится? Почему их так назвали?
- И они своё задание приготовили для Колобка.
д) Чтение в парах.
На столах лежат конверты, достаньте тексты. Прочитайте текст в паре – сначала один из вас, затем второй, придумайте и задайте свои вопросы всем нам.
Текст «Грибы».
Много грибов в лесу. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовиками и подосиновиками. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзки. А подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка
(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного.)
- Молодцы, ребята! Грибы очень довольны вашими ответами и показывают нам дорогу к хвойному лесу. А какие деревья растут там? (Сосны и ели.) А они просят прочитать текст на доске и расшифровать слова.
Текст «Бор» (1 минута).
Мы входим в есл. Там растут нысос и ели. На вектах капли росы. Под соснами и елями много бовгри.
- Умницы! Быстро справились! А зонтик и корзинка находятся в руках у страшных грибов. А что же это за грибы такие! Отгадайте загадку про один из них.
Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох...
Я сорвал его для мамы,
Но она сказала: «Ох!
Хоть красив твой гриб на вид,
Но для нас он ядовит!» (Мухомор.)
- А какой ещё гриб очень страшный и опасный? Белая панамка, бледная... (поганка).
- А они просто так не отдадут зонтик, с ними придётся сразиться. Они просят объяснить, что означает этот плакат.
Не сбивай грибы в лесу ногами |
- Вы хорошо знаете правила дорожного движения, а в лесу тоже есть свои правила. Объясните этот знак.
- А в какое время года больше всего растёт грибов?
4. Итог урока.
- Итак, Колобок вернул зонтик и корзинку благодаря вам. Вот так и получилось. Если бы бабушка не подарила зонтик, если бы Колобок не пошёл этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось.
- Какие задания вам больше всего понравились на уроке?
- Какие выводы для себя вы сделаете, собираясь с родителями идти за грибами?
- Спасибо, ребята. Вы порадовали меня своими ответами. С вами было приятно работать.