Цели и задачи:
- Показать значение человека как труженика, умельца, мастера своего дела.
- Расширить знания детей о различных материалах и инструментах; формировать умения согласованной работы.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, ответственность.
- Побуждать к проявлению инициативы.
Оборудование:
- плакат с пословицами о труде;
- иллюстрации на тему «Профессии людей»;
- книги: Н.Островского «Как закалялась сталь», В.Титова «Всем смертям назло».
Для конкурсов:
- бруски, дощечки, 2 молотка;
- гвозди, ткань, иглы, нитки;
- пластилин, гуашь, кисти.
Ход игры-соревнования
Ведущий:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
Вы увидите сейчас,
Что не только в классе учат-
Праздник тоже нас научит
Наблюдать и познавать,
Слушать, думать, рассуждать.
Ведущий: Для чего руки нужны? Я думаю, девчонкам они нужны, чтобы в куклы играть, конфеты есть, а мальчишкам, чтобы мяч бросать, стёкла разбивать, девчонок за косички дёргать.
Ребята, для чего руки нужны?
(Дети отвечают.)
Ведущий: Руки бывают злыми и добрыми. Добрые руки бывают тогда, когда согревают своим теплом продрогшего щенка и когда запускают в космос сложные машины. Земля чутко откликается на доброту рук сеятеля, даря ему цветы и плоды.
Ученик читает стихотворение Д.Я.Лившица «Что в руках у человека?»:
Всё, что видишь ты вокруг,
Всё – плоды рабочих рук!
Этот дом
И этот сад
В лёгком кружеве оград.
Быстрокрылый самолёт,
Что в Москву ведёт пилот.
Тепловоз,
Подъёмный кран,
Экскаватор – великан,
Телефон,
Машина,
Стол,
Сумка,
Парта,
И футбол, -
Всё, что видишь ты вокруг,
Всё – плоды
Рабочих рук!
(Выходят два ученика, которые читают стихотворение Д.Я. Лифшица «Да здравствуют руки!».)
Первый ученик:
Да здравствуют руки,
Рабочие руки,
Те, что не терпят
Лени и скуки,
Руки, что трудятся, не уставая…
Да здравствуют руки, которые в полночь
Опасно больному приходят на помощь.
Второй ученик:
Да здравствуют руки,
Которые косят,
Пекут, обшивают и почту приносят,
Ведут корабли в покорённую даль,
И варят в мартенах
Чудесную сталь!
Да здравствуют сильные руки,
Простые,
Которые к звёздам
Подняли Россию.
Ведущий: Да здравствуют руки хирургов С.Фёдорова и Г.Елизарова, руки композиторов П.Чайковского и С.Рахманинова, руки балерин Г.Улановой и М.Плисецкой, руки художников И.Шишкина И.Левитана, руки матери и руки бабушки!
(Выходят два ученика и читают стихотворение Л.М.Квитко «Бабушкины руки».)
Первый ученик:
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то метят,
То что-то мастерят.
Второй ученик:
Так вкусно жарят гренки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки,
Ласкают нежно так.
Нет рук проворней, краше-
То тут они, то там
Весь день снуют и пляшут
По полкам, по столам.
Настанет вечер – тени
Сплетают по стене
И сказки-сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят-
И тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете,
И нет добрее рук.
Ведущий: Писатель Николай Островский потерял зрение и, ощущая руками вырезанные полоски, вписывал в них буквы. Так появилась книга «Как закалялась сталь» (показать её).
Владислав Титов работал в шахте. Спасая десятки человеческих жизней от электрического взрыва и приняв его на себя, он лишился обеих рук. Взяв в зубы карандаш, он стал писать… Так появилась его книга «Всем смертям назло» (показать её).
Ученица читает стихотворение Д.Я.Лившица:
Много может человек! –
Повернуть теченье рек,
Сад взрастить,
Массивы хлеба,
Запустить ракету в небо,
Выткать сказочный ковёр,
Покорить вершины гор, -
Зодчий,
Мастер,
Дровосек –
Всё умеет Человек!
Всё зависит от того,
Что
В ладонях
У него!
Ведущий: Уже сейчас многие дети любят труд и успешно трудятся.
Ученик читает стихотворение Н.Беликова «Пенал».
Вот Саша
С гордостью достал
Из новой сумки
Свой пенал.
В нём ручки
И карандаши…
Рисуй, что хочешь,
И пиши.
Пенал неважный,
Спрячь скорей! –
Заметил кто-то
Из друзей.
- Он, верно, очень «дорогой»!-
С усмешкой
Говорит другой.
Но Саша,
Глядя на пенал,
Своим товарищам сказал:
- Пускай не нравится
Он вам,
Зато его я
Сделал сам!
Ведущий: Какие были руки у того, кто сделал этот пенал? У него золотые руки. Так говорят о человеке, который умеет очень искусно что-нибудь делать: вышивать, вытачивать, лепить…
Сейчас мы проведём конкурс «Мастер «Золотые руки». «Золотые руки у того, кто обучился хорошо», – так говорит русская пословица.
(Главное требование к конкурсу – в нём должны участвовать все члены команд. Для выполнения каждого задания нужно пять человек. Задания необходимо выполнять быстро и качественно. Кто лучше справится с задачей, тот и побеждает.)
Задание 1. Из брусков сделать мебель для кукол.
Задание 2. Выкрасить и расписать изготовленную мебель.
Задание 3. Выкроить и сшить постельные принадлежности.
Задание 4. Из пластилина сделать посуду и сервировать стол.
Ведущий: Дорогие ребята, вы славно потрудились в нашей мастерской! Спасибо вам!
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
(Ребята хлопают в ладоши, поздравляя победителей.)