Цель урока: рассмотреть разные типы задач, приводящих к решению квадратных уравнений.
Задачи.
1) Обобщить знания и умения по данной теме.
2) Расширить связь математики с другими предметами и с жизнью.
3) Развивать творческие способности учащихся, внимание, стремление к знаниям, умение общаться.
4) Расширить кругозор учащихся в области истории математики.
5) Активизировать интерес к математики.
Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме.
Форма урока: игра.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки.
План урока.
- Организационный момент “Настроимся на урок”.
- Игра-заседание клуба “Знатоков”:
- Ищи ошибку.
- Получи слово.
- Чёрный ящик.
- Ряд Рачинского.
- Современная мастерская.
- Дорога жизни.
- Заключительная часть урока:
- Итоги урока.
- Награждения и оценки.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. Настроимся на урок.
На доске:
“Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем”
(Английский поэт средних веков – Чоссер)
Предлагаю открыть заседание клуба “Знатоков”. Каждый из вас имеет право участвовать в борьбе на личное первенство. Лучшие знатоки будут награждены дипломами 1, 2 и 3 степени, а также будут отмечены ребята, предложившие оригинальные решения задач.
2. Игра-задания знатокам:
- Ищи ошибку. (Слайд № 5, 6). За верный ответ – максимально 3 очка.
- Получи слово. (Слайд №7). Максимально - 5 очков.
Ученикам раздаются карточки с уравнениями, где закодировано слово.
№ | Уравнения | Корни | Буква |
1 | х2 – 4х +3 = 0 | Корней нет | Н |
2 | х2 + х – 2 = 0 | 1 и 3 | Т |
3 | 2х2 + 3х +1 = 0 | 0 и 2 | А |
4 | 3х2 + 7х + 6 = 0 | 1 и -2 | А |
5 | 5х2 – 10х = 0 | - 0,5 и - 1 | Й |
Все ребята, правильно решившие уравнения, получили слово “тайна” и по 5 баллов.
Учитель рассказывает “тайну” Пифагора. (Слайд №8)
3. Чёрный ящик. (5 очков). Выносится чёрный ящик и объясняется задание. (Слайд №9, 10).
1) Угадайте, что в ящике? (Ответ: корень).
2) Решив уравнения, применяя теорему Виета, вы узнаете какого растения это корень.
Ответ: роза.
4. Ряд Рачинского – творческое задание. (Максимум – 10 баллов). (Слайд №11)
Профессор Рачинский, работая учителем сельской школы, подметил особенность чисел 10, 11, 12, 13,14, а именно: 102 + 112 + 122 = 132 + 142.
Единственный ли это ряд из пяти последовательных чисел, у которых сумма квадратов первых трёх равна сумме квадратов двух последних?
Подсказка к решению: обозначим 5 последовательных чисел так: х – 1, х, х + 1, х + 2, х +3.
Составьте равенство и решите его. Решение для тех учеников, кто не справился. (Слайд №11)
Следовательно, существует два ряда чисел, обладающих таким свойством:
1) 10, 11, 12, 13, 14;
2) -2, -1, 0, 1, 2.
5. Современная мастерская. (Слайд №12, максимум 5 баллов)
Задание: Можно ли из круглого листа железа, диаметром 1, 4 метра, вырезать прямоугольник со сторонами, равными корням уравнения: 0,1х2 – 0,2х + 0,1 = 0.
Решение: Перейдём к равносильному уравнению: х2 – 2х + 1 = 0. (х – 1)2 = 0. Х = 1. Значит надо вырезать квадрат со стороной 1 метр.
- Способ: а2 = 0.72 + 0.72 = 0,98; а = 0, 7 _ 1
- Способ: а = 2R* = 0,7 .
Ответ: нет.
6. “Дорога жизни” (5 баллов). (Слайд №13, 14, 15, 16)
Задача: С какой скоростью по ещё неокрепшему льду Ладоги двигались грузовые машины и лошадиные повозки, если расстояние около 30 км машина проходила на 1 час быстрее, чем повозка, так как скорость машины на 5 км/час больше?
Решение: х км/час – скорость повозки; (х + 5) км/час – скорость машины.
Уравнение: - = 1; Ответ: 10 км; 15 км.
7. Заключительная часть урока.
- Итоги урока: мы обобщили знания по теме “Квадратные уравнения”, убедились в её необходимости, ведь она находит широкое применение при решении огромного количества математических и практических задач.
- Подсчёт баллов и награждения:
№ | Ф.И. ученика | Задания | Оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Иванов |
|
||||||
2 | Петров |
Математическое “домино” – карточки раздаются ученикам.
Они решают, пока учитель подсчитывает баллы и подписывает дипломы.
Ответы к карточкам “домино”. (Слайд №17)
Х2-7х+12=0 | Х2+5х+4=0 | |||
Х1=3 Х2=4 |
Х2-5х-14=0 | Х1=-1 Х2=-4 |
Х2-2х-3=0 | |
Х1=-2 Х2=7 |
Х2+6х+9=0 | Х1=-1 Х2=3 |
Х2-8х+16=0 | |
Х=-3 | 3х2+8х-3=0 | Х=4 | 3х2+7х-6=0 | |
Х1=1/3 Х2=-3 |
Х1=2/3 Х2=-3 |
8. Рефлексия:
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть!
Но будешь ты рабочим, учителем, учёным
И будешь честно Родине служить.
Ребята! Интересно ли вам было на уроке? Довольны ли вы результатами? Спасибо вам за урок.