Урок обобщающего повторения по теме "Квадратные уравнения". 8-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: рассмотреть разные типы задач, приводящих к решению квадратных уравнений.

Задачи.

1) Обобщить знания и умения по данной теме.

2) Расширить связь математики с другими предметами и с жизнью.

3) Развивать творческие способности учащихся, внимание, стремление к знаниям, умение общаться.

4) Расширить кругозор учащихся в области истории математики.

5) Активизировать интерес к математики.

Тип урока: повторение и обобщение знаний по теме.

Форма урока: игра.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки.

План урока.

  1. Организационный момент “Настроимся на урок”.
  2. Игра-заседание клуба “Знатоков”:
    1. Ищи ошибку.
    2. Получи слово.
    3. Чёрный ящик.
    4. Ряд Рачинского.
    5. Современная мастерская.
    6. Дорога жизни.
  3. Заключительная часть урока:
    1. Итоги урока.
    2. Награждения и оценки.
    3. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Настроимся на урок.

На доске:

“Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем”

(Английский поэт средних веков – Чоссер)

Предлагаю открыть заседание клуба “Знатоков”. Каждый из вас имеет право участвовать в борьбе на личное первенство. Лучшие знатоки будут награждены дипломами 1, 2 и 3 степени, а также будут отмечены ребята, предложившие оригинальные решения задач.

2. Игра-задания знатокам:

  1. Ищи ошибку. (Слайд № 5, 6). За верный ответ – максимально 3 очка.
  2. Получи слово. (Слайд №7). Максимально - 5 очков.

Ученикам раздаются карточки с уравнениями, где закодировано слово.

Уравнения Корни Буква
1 х2 – 4х +3 = 0 Корней нет Н
2 х2 + х – 2 = 0 1 и 3 Т
3 2 + 3х +1 = 0 0 и 2 А
4 2 + 7х + 6 = 0 1 и -2 А
5 2 – 10х = 0 - 0,5 и - 1 Й

Все ребята, правильно решившие уравнения, получили слово “тайна” и по 5 баллов.

Учитель рассказывает “тайну” Пифагора. (Слайд №8)

3. Чёрный ящик. (5 очков). Выносится чёрный ящик и объясняется задание. (Слайд №9, 10).

1) Угадайте, что в ящике? (Ответ: корень).

2) Решив уравнения, применяя теорему Виета, вы узнаете какого растения это корень.

Ответ: роза.

4. Ряд Рачинского – творческое задание. (Максимум – 10 баллов). (Слайд №11)

Профессор Рачинский, работая учителем сельской школы, подметил особенность чисел 10, 11, 12, 13,14, а именно: 102 + 112 + 122 = 132 + 142.

Единственный ли это ряд из пяти последовательных чисел, у которых сумма квадратов первых трёх равна сумме квадратов двух последних?

Подсказка к решению: обозначим 5 последовательных чисел так: х – 1, х, х + 1, х + 2, х +3.

Составьте равенство и решите его. Решение для тех учеников, кто не справился. (Слайд №11)

Следовательно, существует два ряда чисел, обладающих таким свойством:

1) 10, 11, 12, 13, 14;

2) -2, -1, 0, 1, 2.

5. Современная мастерская. (Слайд №12, максимум 5 баллов)

Задание: Можно ли из круглого листа железа, диаметром 1, 4 метра, вырезать прямоугольник со сторонами, равными корням уравнения: 0,1х2 – 0,2х + 0,1 = 0.

Решение: Перейдём к равносильному уравнению: х2 – 2х + 1 = 0. (х – 1)2 = 0. Х = 1. Значит надо вырезать квадрат со стороной 1 метр.

img1.jpg (10311 bytes)

  1. Способ: а2 = 0.72 + 0.72 = 0,98; а = 0, 7 _ 1
  2. Способ: а = 2R* = 0,7 .

Ответ: нет.

6. “Дорога жизни” (5 баллов). (Слайд №13, 14, 15, 16)

Задача: С какой скоростью по ещё неокрепшему льду Ладоги двигались грузовые машины и лошадиные повозки, если расстояние около 30 км машина проходила на 1 час быстрее, чем повозка, так как скорость машины на 5 км/час больше?

Решение: х км/час – скорость повозки; (х + 5) км/час – скорость машины.

Уравнение: - = 1; Ответ: 10 км; 15 км.

7. Заключительная часть урока.

  1. Итоги урока: мы обобщили знания по теме “Квадратные уравнения”, убедились в её необходимости, ведь она находит широкое применение при решении огромного количества математических и практических задач.
  2. Подсчёт баллов и награждения:
Ф.И. ученика Задания Оценка
1 2 3 4 5 6
1 Иванов  

 

           
2 Петров              

Математическое “домино” – карточки раздаются ученикам.

Они решают, пока учитель подсчитывает баллы и подписывает дипломы.

Ответы к карточкам “домино”. (Слайд №17)

      Х2-7х+12=0     Х2+5х+4=0
       
    Х1=3

    Х2=4

    Х2-5х-14=0 Х1=-1

    Х2=-4

    Х2-2х-3=0
       
    Х1=-2

    Х2=7

    Х2+6х+9=0 Х1=-1

    Х2=3

    Х2-8х+16=0
       
    Х=-3 2+8х-3=0 Х=4 2+7х-6=0
       
    Х1=1/3

    Х2=-3

      Х1=2/3

    Х2=-3

     

8. Рефлексия:

Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть!
Но будешь ты рабочим, учителем, учёным
И будешь честно Родине служить.

Ребята! Интересно ли вам было на уроке? Довольны ли вы результатами? Спасибо вам за урок.